Главная / Авторы / Людмила Полетаева / Антон Павлович в «пушкинке»
Антон Павлович в «пушкинке»
Третье занятие кинолектория в краевой библиотеке имени А.С. Пушкина


Третье занятие кинолектория в краевой библиотеке имени А.С. Пушкина было посвящено 115-летию со дня выхода в свет пьесы Антона Павловича Чехова «Три сестры».

В истории культуры А. Чехов занимает своё особое место, его при всей «русскости» понимают и очень любят японцы – люди совсем иного менталитета. Пьесы Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад») сегодня так востребованы, что их текст звучит со сцен разных театров мира, люди разных культур приобщаются к великой русской литературе, исполненной человеколюбия и сострадания, ставящей вечные вопросы о человеческой природе и смысле бытия. Ключ к разгадке феномена под названием «Антон Чехов» кроется в его произведениях, составляющих лучший фонд  классической литературы. 

Со школьных лет осталась в памяти  чеховская цитата «В человеке должно быть всё прекрасно…», она заставляла думать о совершенстве личности, стать которой стремился каждый. Мы соизмеряли свои поступки с поступками его любимых героев, находящихся в постоянном поиске счастья. Позже пришло понимание  его юмора, начало которому положили смешные псевдонимы: «Антоша Чехонте», «Балдастов», «Брат моего брата», «Человек без селезёнки». Ими он подписывал свои первые  рассказы в журналах «Осколки» и «Будильник». Мастер художественной детали, Чехов умел создать образ человека любой социальной группы. Его герои ведут себя соответственно обстоятельствам, они пошлы и мелки в своих желаниях, автор не удостаивает их осуждения или презрения, он удивляется им и смеётся над ними. Удивление и несогласие с законами действительности становятся выражением протеста писателя высокой душевной красоты.  

В увлекательно шутливых письмах молодого Чехова к братьям остались и весьма серьёзные замечания о том, какие требования необходимо предъявлять к воспитанным людям: «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома. Не пускают пыли в глаза». Чехов заботился о воспитании этих качеств в себе и своих близких. Много хорошего получил он в семье, где, как он считал, «талант в детях со стороны отца, а душа со стороны матери». Его братья Александр и Михаил были одарёнными литераторами, Николай – прекрасным художником, другом известного Левитана; Иван – выдающимся педагогом, а сестра Мария – художественной натурой, впоследствии она стала директором дома-музея А.П. Чехова в Ялте. 

Страсть к образованию привела будущего писателя по окончании Таганрогской гимназии в Московский университет на медицинский факультет.  Предприняв в 1890 году длительное путешествие на остров Сахалин, он сделал много нужных для России дел: исследовал вопросы нравственности, заболеваемости и смертности ссыльных, проанализировал состав населения по категориям, осуществил бесплатную помощь нуждающимся. А после он написал книгу о своём нелёгком странствии, где есть место заметкам о Забайкалье. Всего шесть дней пробыл писатель в нашем крае, но составил суждение о нём, которое помнит вот уже не одно поколение забайкальцев. Отбросив нелестные характеристики Читы («плохой город, вроде Сум») и Нерчинска («городок не ахти, но жить можно»), вспомним более привлекательное описание Забайкалья, почерпнутое из писем А. Чехова друзьям: «…от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза». Или: «Забайкалье великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии… Берега Шилки красивые, точно декорация».

Обратившись к  драматургии А. Чехова, вместе с организаторами данной встречи преподаватели и учащиеся техникума отраслевых технологий и бизнеса просмотрели первую часть 2-серийного фильма «Три сестры» режиссёра Самсона Самсонова, поставленного на киностудии «Мосфильм». Это одна из версий чеховского произведения, созданная в 1964 году. Необычайно красивы лица актёров, создающих образы главных героев: Маргарита Володина в роли Маши, Любовь Соколова в роли Ольги, Татьяна Мальченко в роли Ирины, в которую влюблён Тузенбах, сыгранный любимцем той поры Олегом Стриженовым… Современники Чехова признавали за ним приоритет в драме двух тем – искусства и любви. И фильм хорошо высвечивает эти темы.

Кинолекторий познакомил молодых забайкальцев с удивительным миром человеческого общения,  дал заряд духовного развития.

Все материалы рубрики "Год литературы"
 

Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№13 (1393) // 30.03.2016 г.

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net