Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Пусть в этом храме всегда светятся лампады
Пусть в этом храме всегда светятся лампады


Этот храм всегда встретит тебя тишиной, дарящей душевное умиротворение. Во время литургии тут нет ненужной суеты, толкотни, способной отвлечь от главного, нет праздных зевак, и даже когда служба окончена, ты можешь полностью сосредоточиться на общении с Богом. Здесь радуется душа, отсюда не хочется уходить. Маленькая уютная церковь Рождества Иоанна Предтечи имеет особую атмосферу и энергетику. Сегодня там по-особенному торжественно — одиннадцатого сентября в храме отмечается праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Как обычно церковь встречает меня запахом ладана, мерцающими огоньками свечей и строгими взглядами святых с икон. Вот и настоятель прихода храма Рождества Иоанна Предтечи — иерей отец Антоний (Горбунов) — батюшка с лучезарными и добрыми глазами. За семь лет служения в приходе отец Антоний успел многое сделать для этой церквушки в Железнодорожном районе, а самое главное — заслужить любовь и уважение среди прихожан.

Господь даёт определённый талант каждому человеку, и хорошо, когда тот находит в этой жизни своё призвание. Священник же — это не столько профессия в светском понимании, сколько именно служение и полная самоотдача. К своему приходу и его прихожанам отец Антоний относится по-отечески трепетно. Для него это родной дом, и батюшка молится о том, чтобы он стал таковым для всех прихожан, ищущих путь к Богу.

Вместо боксёрских перчаток

Храму Рождества Иоанна Предтечи, как и большинству православных церквей двадцатого столетия, пришлось испытать на своём веку немало трудностей. Заложенный 16 сентября 1898 года указом императора Николая II благодаря государственной программе по строительству Транссибирской магистрали, с целью решения просветительских вопросов людей, связанных с железной дорогой, он был построен в 1900-м и представлял собой деревянное здание на каменном фундаменте. Даже в смутные времена после 1917 года храм не был закрыт, и в его стенах исправно справлялись богослужения. И всё же храму не удалось избежать печальной участи многих своих «собратьев» — в 1927 году он был закрыт. Его помещение приспособили сначала под начальную школу, а затем — под спортивный зал общества «Локомотив».

— Некоторые прихожане до сих пор вспоминают, что когда-то ходили сюда на спортивную секцию по боксу, — рассказывает отец Антоний.

В 1993-м распоряжением администрации Читинской области помещение было передано православной общине, а спустя три года там стали совершаться регулярные богослужения. Из хранилищ Свято-Воскресенского храма в возродившуюся церковь были переданы иконы ХIХ века, в том числе — из иконостаса Кафедрального собора во имя святого благоверного Александра Невского, взорванного большевиками в 1936 году. Немалую роль в восстановлении храма и тогда сыграла железная дорога, в частности — Забайкальский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Одной из главных святынь храма является Казанская икона Божией Матери, которая, по официальным свидетельствам, чудесным образом обновилась в ночь с 24 на 25 октября 1997 года.

Несколько лет назад талантливый прихожанин-художник, которого, к сожалению, уже нет с нами, вырезал для ценных икон чудесные деревянные киоты. Он же оформил потрясающей красоты иконостас.

Время всё расставило по своим местам — теперь, к счастью, вместо боксёрских перчаток на стенах мы можем видеть святые иконы.

В 1997-м по благословению  епископа Иннокентия  был уточнён престольный праздник храма — Рождество Иоанна Предтечи.

Простые премудрости для следопытов

Отец Антоний уже семь лет настоятель этого храма, и за это время там возникло немало добрых традиций. Каждый год в сентябре набирается группа деток для воскресных православных занятий, действует социальный склад, куда горожане могут принести вещи, которые потом раздаются нуждающимся.

Особой гордостью священника является так называемое братство православных следопытов, которое посещают в основном дети постоянных прихожан. Уже на протяжении трёх лет ребятня от семи лет и старше в процессе игр и разных других весёлых занятий учится познавать природу, уважать и исполнять Божии заповеди. На простых и ярких примерах батюшка разъясняет детям православное понимание извечных проблем человеческого бытия, учит их отвечать за свои поступки.

— В каком-то смысле эта система, основанная на скаутских принципах, выигрывает по сравнению с воскресной школой в её обычном понимании, — рассказывает батюшка. — Потому что классическая воскресная школа предполагает в основном сиденье за партой, а в данном случае наши педагоги и волонтёры выстраивают работу с детишками по скаутской системе, которую когда-то благословил в нашей стране Николай II. Несмотря на то, что движение пришло к нам из-за границы, оно довольно быстро адаптировалось, так сказать, на русский лад. Дети ведь подвижные, им нужно всё время куда-то бежать, что-то делать, только не сидеть на месте. Игровая система, выстроенная в скаутском русле, позволяет ненавязчиво способствовать воспитанию человека, личности, гражданина общества через приобщение к православию. Мы организуем с ребятами походы, крестные ходы, приобщаемся к добрым делам. В этом году ребята стали участниками всероссийского слёта православных следопытов, а летом мы организовали с ними пятидневный поход, преодолев расстояние в семьдесят пять километров. Два ночных перехода, раскопки с металлоискателем на месте когда-то заброшенной и уже не существующей деревни Читинского района (в которой, кстати, когда-то жил мой отец), детский восторг от найденных артефактов в виде старинных подков и гвоздей, ночёвка в спальных мешках под натянутым тентом, чтение молитвенных правил, наведение порядка на старых могилах заброшенного кладбища, где некоторые захоронения датируются концом XIX века, встреченный нами случайно пёс, который сопровождал нас весь поход и над которым мы взяли «шефство». Спросите, для чего всё это нужно? Для того, чтобы наши дети приобщались не только к телефонному и компьютерному делу, чтобы они учились выживать в суровых условиях — и в современном мире они никуда не делись. Дети учатся разжигать костры, ориентироваться на местности, готовить себе пищу в полевых условиях.

Пока мы беседуем, рассматриваю мудрёную деревянную конструкцию, стоящую во внутреннем дворе территории храма. Уловив в моём взгляде вопрос, отец Антоний поясняет:

— Полевой стол. Ребята сделали из сухих жердей. Эти давно забытые большинством современных детей премудрости покорили сердца юных следопытов, они с удовольствием бегут сюда. Я думаю, что, если они пока ещё и не осознают важности всего этого, в их подсознании всё равно ставятся какие-то галочки и в душе они останутся скаутами навсегда. Эта система и хороша тем, что из неё не уходят в никуда — повзрослев, они обучают младших, воспитывают в духе патриотизма своих детей. Хотя выпускники обычной воскресной школы зачастую и в церковь потом не ходят.

Несомненно, батюшка прав — воспитанные в таком духе дети учатся отличать добро от зла, брать ответственность за свои поступки, что не так уж часто встречается в современном мире, понимать, что такое совесть и не быть глухими к её голосу.

Тепла хватит для всех

Спешат в этот маленький храм и взрослые, которые каждый седьмой день недели становятся «учениками» воскресной школы. Для любого здесь найдётся чашка горячего чая и какое-нибудь угощение. Каждый может стать участником неторопливой душевной беседы. Нет, это не избранный круг лиц — прийти сюда может любой желающий. И об этом отец Антоний говорит во время воскресной проповеди.

— Прийти может кто угодно, но приходят одни и те же, — с улыбкой говорит мой собеседник. — Когда я приглашаю всех, то вовсе не боюсь, что все они придут. Если Господь внушит им, что нужно остаться, для всех хватит и места, и угощения, и добрых слов.

Благодать за деньги не купишь

Последнего сейчас действительно так не хватает в нашем мире. Но почему-то, по словам отца Антония, большинство людей не спешит открывать для Бога свою душу. Что это? Маловерие, обусловленное долгими годами безбожия в нашей стране? Страх и неуверенность в окружающем мире? А может, восприятие православной веры сквозь призму товарно-денежных отношений?

Отец Антоний говорит, что даже в связи с последними событиями, к сожалению, прихожан больше не стало, хотя за весь период его работы в приходе тенденции роста есть:

— Если семь лет назад на воскресную литургию приходили человек пятьдесят, то сегодня их бывает уже больше сотни. Печалит тот факт, что встречаются люди, для которых храм входит в разряд заведений из сферы услуг — я плачу деньги, а вы меня обслуживайте. Но мы же не официанты и не продавцы. Взять хотя бы беседы перед принятием таинства Крещения, которые я провожу в течение трёх суббот до него. Не хотят ходить на беседы. Многим жалко «впустую» тратить время. Наверное, мало кто задумывается над тем, что на просмотр телевизора или не очень благопристойных роликов в интернете они тратят куда больше времени.

Действительно, зачастую принцип у людей простой — я плачу деньги, окажите мне услугу быстро и на моих условиях. Без всякой предварительной «ерунды».

— Но ведь благодать не купишь за деньги, — со вздохом продолжает отец Антоний. — И я не могу быть для всех «хорошим», принимая условия требующих сделать всё быстро и без «проволочек». Всем ведь не угодишь, только себе навредишь. Да, я без подготовки крещу бойцов, отправляющихся на СВО, соглашаясь, что на войне лучше быть крещённым, чем некрещённым. Однако большое значение имеет и то, что сам человек вкладывает в этот процесс. Что это для него — льгота вне очереди, мистический ритуал или духовный посыл? Для чего ты принимаешь таинство святого Крещения — для того, чтобы Господь сохранил твоё бренное тело или у тебя есть другие мысли? Порою становится просто до слёз обидно в таких ситуациях. К примеру, приходит вдова погибшего бойца и говорит о том, что ей надо покрестить ребёнка. Когда узнаёт о необходимости посещения бесед, начинает громко возмущаться и требовать себе льготы. Потом, обидевшись, уходит. Разве может в подобных ситуациях идти речь о каких-то привилегиях? Почему нельзя походить с ребёнком на беседы, исповедоваться, осознанно отнестись ко всему. Куда она торопится? Другое дело человек, идущий на войну, — тут, как говорится, Господь сам разберётся. А здесь ребёнок, невинная душа.

«Он добрый и настоящий…»

Подумав, батюшка признаётся, что поводов для душевной радости несоизмеримо больше. Люди, приходящие в храм от души, помогающие там, обязательно создают добрую энергетику. Испокон веков православные христиане считали святым долгом внести свою посильную лепту в помощь храму. Это отнюдь не всегда финансовая помощь, можно помочь и своим трудом, и добрым словом.

— Когда вкладываешь свои силы в благое дело, всегда чувствуешь отдачу, — говорит отец Антоний. — Если ты делаешь это с открытой Богу душой, самоотверженно, не ожидая никакой награды, без всякой корысти, ты и получаешь благодать. Мне здорово повезло с прихожанами, они все очень благодарные, я постоянно чувствую от них отдачу. Они приходят сюда как к себе домой, помогают кто чем может. Их не надо просить — каждый находит себе занятие во славу Божию. Мне даже не приходится ни о чём заботиться, порой просто проконтролировать.

Словно в подтверждение слов отца Антония мимо нас по внутреннему двору храма проходит молодой мужчина с чемоданчиком инструментов в одной руке и с огромным «миксером» в другой. Подходит к батюшке, просит благословения на работу. Потом объясняет:

— Забор нужно покрасить. Вот принёс инструмент краску размешать, а то трубой не очень удобно.

— Папа одного из наших следопытов, отец троих детей, — объясняет священник. — Очень много делает для храма, каждый раз свободную минутку выкраивает, чтобы помочь.

Михаил, с неохотой оторвавшись от рабочего процесса, рассказывает:

— Уже два года как я имею счастье был прихожанином этого храма. Пришёл именно сюда потому, что недалеко живу, а потом понял, как мне повезло. Батюшка у нас хороший, и атмосфера здесь особенная. Не сравнить ни с одним приходом города, по крайней мере, для меня. Здесь отношения по-настоящему тёплые, а ведь этот фактор играет немаловажную роль. Когда бывает свободное время, стараюсь посвятить его помощи храму. Семейная обстановка — это про нас, и я не знаю, что ещё нужно, чтобы, не напрягаясь, от души, служить и людям, и делать так, чтобы Богу было угодно. А вообще, служение Господу — это призвание. Бывают священники, которые ходят в храм на работу. Это не про нашего отца Антония — у него стопроцентное призвание быть батюшкой православным. Настоящим… Отсюда и искреннее отношение прихожан к нему. Он добрый и настоящий, и нам ещё очень далеко до его уровня.

Сам же отец Антоний не ставит перед прихожанами какую-то планку, здесь нет ни малейшего намёка на человекоугодие. И это нисколько не подрывает его авторитет, скорее наоборот. Настоятель не считает несправедливостью то, что выходные ему зачастую выпадает проводить в своём храме — решать бесконечные организационные вопросы, беседовать с прихожанами. А дома, в родной Атамановке, его ждут дочь, внуки и скучает матушка. Он знает, что нужен им, своим родным. А ещё его ждут прихожане маленького и уютного храма Рождества Иоанна Предтечи. Пусть же в этой церкви всегда светятся лампады и горят свечи перед образами святых, а свет от них отражается в лучезарных и добрых глазах верного этому маленькому приходу священника.

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Екатерина Скороход
Фото автора и Юлии Ткачук
«Читинское обозрение»
№37 (1833) // 11.09.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

0 комментариев

Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net