В ритме "Хип-твиста"


Сильви Гиллем, французская прима-балерина, говорит, что без души танцора любая, даже самая совершенная, техника – сирота. О гармонии тела и души мы поговорили с президентом Федерации танцевального спорта Забайкальского края Сергеем ГАНЕЕВЫМ. Повод замечательный – 14-16 ноября в Чите пройдёт турнир по спортивным танцам на кубок главы города.

 Сергей Борисович, Вы на паркете почти 30 лет. Как завязался роман с танцем?

– История романтическая с одной стороны и банальная с другой. Это был седьмой класс, начиналась подростковая дружба, и моей половинке нравилось танцевать. Что не очень нравилось мне. Помню, на урок ритмики меня затаскивали с директором школы, затем вызывали бабушку... Но на что не пойдёшь ради своей девушки! Мы протанцевали год вместе, затем расстались, она бросила танцы, а меня затянуло.

 В процессе познания искусства и техники танца как Вы пришли к мысли, что хотите рассказать об этом другим людям – учить их?

– Изначально было желание только танцевать, заниматься саморазвитием, участвовать в соревнованиях, перфомансах... В то же время было интересно работать со студентами. И вот мой педагог Николай Тихонович сделал набор в студии «Даурия», где было много ребят всего года на два младше меня. К тому моменту у меня уже был опыт, чтобы попробовать себяв роли тренера. Понравилось. Потом нашу жизнь переломили 90-е. Врачом я по полгода не мог получить зарплату, а мы ждали ребёнка, семью надо было кормить. Так ушёл в тренеры.

 Не жалеете о расставании с медициной?

– Когда не вижу своих коллег – врачей диагностчекого центра, всё будто бы спокойно, но когда случается зайти в свой бывший кабинет, просыпается ностальгия, сразу мысль в голове: а может, стоило продолжить работу врачом... Мне тоже там нравилось. Кажется, были и перспективы. Но получилось так, как получилось, и я ни о чём не жалею.

 В 1990 году Вы с отличием окончили Читинский государственный мединститут, затем 10 лет работали врачом-иммунологом в областном диагностическом центре... Врачебное дело как-то помогает теперь?

– Оно помогает в целом по жизни. Когда ты знаешь, как устроен человек, как функционирует организм, легче понять механику движений, как работает тот же опорно-двигательный, мышечный аппарат. Тогда можно интереснее преподнести тот или иной материал, рассказать особенности анатомии и физиологии человеческого тела.

 Это помогает говорить на языке тела?

– Гармоничный человек дружит с телом. В процессе формирования, роста дети ещё не зрелые, и я вижу своей задачей научить их ладить со своим телом. Кому-то это дано от природы – гармония в личности душевных и физических составляющих сразу видна. Так бывает не всегда. Сейчас это встречается всё реже. Но мы стараемся помочь справиться с детской неуклюжестью, разобраться в своём внутреннем мире. То, как человек себя чувствует, проявляется невербально. В жестах, мимике, телодвижениях. Не зря изначально самый примитивный танец – ритуальное действие первобытных людей, которые с помощью танца выражали свои эмоции: радость, горе, отношение к событиям, например, сбору урожая, обращались к богам. Язык жестов. Язык отношений.


 Я видела, как Вы строго смотрите на начинающих танцоров. Сложно Вам отделить изучение техники и при этом не убирать из танца чувственную составляющую?

– Для начинающих ребят у нас есть специальная игровая программа. Мы учим малышей движениям с помощью образов. Дети чисты изначально, не заморочены на проблемах материального мира взрослых. Они видят мир по-своему. Когда начинаешь им рассказывать что-то через игру, они легче это воспринимают. Затем, лет в семь-восемь, мы начинаем уделять больше внимания технике. Потому что ребёнок развивается – происходят изменения в мышечном и скелетном росте, он не может нормально управлять своим телом. А когда человек входит в пубертатный период (14-15 лет), мы вновь обращаемся к чувственной сфере. Тогда через танец ребята начинают высказать своё отношение к партнёру, к жизни, к каким-то явлениям, говорить о своих внутренних переживаниях.

 Как это – учиться с помощью образов?

– Я наблюдал занятия нашего тренера Ирины Вылегжаниной и слышал: «Поднялись, поднялись на цыпочки, вы листики на деревьях, тянитесь ручками к небу, пальчики работают,будто бы листики под ветерочком, листья падают. Осень. Они опускаются вниз...». Получается, с одной стороны ребята учатся тянуться, опускаться, с другой – не думают, что работают мышцами, а просто представляют себя этими листикам, падающими на землю. Или делают кувырки, изображая, как колобочек катится. Так им легче сделать движения, не зацикливаясь на их сложности.

 Вы, наверное, не раз видели, как танец сближает людей, их отношения перерастают в нечто большее... Это не мешает работе?

– Да, случается, партнёрство перерастает во взаимную симпатию, что зачастую минус для профессионального развития, потому что для них встречи на паркете становятся не работой над достижением результатов, а романтикой. Особенно в подростковом возрасте, когда они ещё не научились и не привыкли работать. И я понимаю: когда приходит первая влюблённость, сносит крышу и никуда не денешься, думаешь о своих чувствах и ни о чём больше.

 Как Вы это переживаете?

– Я отношусь к этому как к неизбежности, но всё равно стараюсь вести себя строго, ведь ребята пришли не миловаться, не щебетать, а работать. Приходится требовать. И никому никаких поблажек. Вся сложность в том, что партнёры становятся менее требовательными друг к другу... По-разному бывает. Справляемся.

 Многие Ваши выпускники продолжают танцевальную карьеру в Москве, Новосибирске, Ярославле, часть из них стали педагогами или основателями танцевально-спортивных клубов в Чите. Они для Вас теперь... конкуренты?

– Первый разрыв был самым болезненным. Сильно переживал: «кинули», «предали»... Но мы же растём, развиваемся даже через конфликты, расставания, проходим через боль. Позже я стал уже по-другому на это смотреть, начал гордиться, ведь в нашем клубе «Хип-твист» выросли ученики, которые продолжили танцевать и сделали это делом своей жизни. Я стал смотреть на всё масштабнее, абстрагировавшись от эгоистических привязанностей, чувств, обид. И стало проще – радуюсь, что развитие танца продолжается. Горжусь, что все новые клубы – это клубы «Хип-твиста»!

 Вы уже второй год возглавляете Федерацию танцевального спорта края. Как удаётся совместить работу тренера и общественную деятельность?

– На мой взгляд, пока это получается не совсем хорошо. Я достаточно молодой президент, которому нужно учиться быть руководителем, объединять людей вокруг себя и комбинировать это с занятостью в клубе. Пока у меня внутренний разрыв, потому что сдавать позиции руководителя клуба не хочется, это же моё детище – нельзя попускаться. Значит, надо работать над своими профессиональными качествами.

 В этом году Федерация празднует 15-летие, которое вообще-то было в прошлом году...

– Да, мы планировали юбилей Федерации отметить в 2013 году, но в силу разных причин не удалось всё успеть и сделать так, как хотелось. Поэтому отсрочили мероприятие и проводим его сейчас. Лучше поздно, чем никогда. 15 лет Федерации – это символ, рубеж, за которым скрывается целая эпоха развития танцевального спорта в Забайкалье. Планируем написать историю развития танцевального спорта края, историю Федерации и клубов, которые сейчас есть. Не хотим, чтобы всё кануло в Лету. История, традиции должны сохраниться, перейти следующим поколениям.

 А предстоящее событие как будет выглядеть? Что нас ждёт 14 ноября?

– Это турнир на кубок главы города. В его рамках мы и отмечаем 15-летний юбилей Федерации, негласно организуем встречу друзей – танцоров разных поколений, которые когда-то занимались танцевальным спортом или бальными танцами. За час до открытия пригласим ветеранов танца и молодое поколение, чтобы вспомнить историю. Будет презентация коллективов, которые сейчас есть. Получено согласие на выступление от клуба аргентинского танго. Это не танцевальный спорт, другой жанр – социальный танец (social dance), очень популярная форма танца сейчас на Западе. Мы решили показать его зрителю.

 Услышала «social dance» и вспомнила, что на занятиях Вы ведёте счёт на английском...

– Английский счёт более краток: «two, three, for...», на русcком же «три, четыре» звучит долго. Это меньше соответствует характеру музыки, словесному сопровождению, ритму. Да и бальный танец – изначально западная культура, американская. Все названия элементов – на английском языке. Можно пользоваться переводом, но мы предпочитаем называть всё своими именами (чейз так чейз, не «преследование, погоня» в переводе).

 Любовь к английскому объясняется и тем, что Вы жили за рубежом?

– Не жил – учился. Первая танцевальная стажировкау меня была в 2000 году – выиграл грант американской программы «Бизнес для России». Пять недель стажировался в Сиэтле (США). Затем получил степень магистра в сфере образования университета в городе Бата (Великобритания).

 Наверное, Вам с таким опытом и кругозором тесновато в Чите, приходится сталкиваться с непониманием?

– Я для себя решаю так: с одной стороны – капля камень точит, с другой – нужно принимать ситуацию такой, какая она есть, и искать новые пути. Очень часто мы представляем себе одно, а жизнь преподносит другое – корректирует наши действия. Значит, так должно быть. Я всё равно стремлюсь реализовать свои идеи. Это заставляет искать, не останавливаться.

 Я видела краем глаза Ваш ежедневник. С начала учебного года он уже на четверть исписан, ни одного свободного поля! Чем подпитываетесь?

– Всё в жизни происходит под девизом: если тебе что-то дано свыше, то этим нужно пользоваться, а не зарывать. Если хорошо получается учить танцевать – надо учить танцевать. Удаётся развивать танец будучи президентом Федерации. Если получается убеждать людей, организовывать, то нужно браться. А с другой стороны, когда с ребёнком получается делать новые движения, видишь его глаза, его отдачу, и энергия бумерангом возвращается. Если сделал хороший турнир, силы потом приходят вновь – получается мощный круговорот. Плюс у меня хобби – с друзьями ходим в сауну, и я люблю путешествовать. Всё это подпитывает!

 Дворец детско-юношеского творчества, в котором занимаетесь, в печальном состоянии... Что делать: смириться или бороться за улучшения?

– В наш век, когда каждый пытается заработать, когда экономика направлена на бизнес-проекты, таким учреждениям, как дворец, уделяется меньше внимания... Грустно, когда заходишь внутрь и видишь эту обшарпанность, неприспособленность. Но мы не опускаем руки, пишем письма, обращения, чтобы задействовать депутатов и руководителей нашего города. Капля камень точит. Хочется, чтобы люди во власти понимали, что молодёжь – это наши духовные, моральные затраты, которые потом окупятся. Эти дети вырастут и будут растить своих детей, традиции перенесутся дальше. Ведь не хлебом же единым жив человек, правда?

Читайте также

Разрешите пригласить! Феерия межрегионального турнира по спортивным танцам


Беседовала Дана Болгова
Фото автора

«ЧО» №46 (1321)
12.11.2014 г.

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).