Разбудившая... большевиков


18 марта – День Парижской коммуны

Так называлось революционное правительство Парижа, которое в 1871 году продержалось у власти 72 дня. Его влияние на международное социалистическое и коммунистическое движение по сей день колоссально. Большевики во главе с Владимиром Лениным считали себя последователями именно Парижской коммуны.

Все, кто получил образование в советский период, помнят работу Ленина «Памяти Герцена» (1912). Почему-то особенно цеплялись за память слова о том, что первым поколением революционеров были декабристы и Герцен. Оценивая их, Ленин не миндальничал: «Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа». Главное для него было в другом: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Её подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы... Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» – звал их Герцен. Но это не была ещё сама буря». Впервые «буря» грянула в 1905 году...

При этом вождь пролетариата не стал в этой работе писать о том, что преемниками народников, разбуженных Герценом, стали социалисты-революционеры (эсеры). А вот социал-демократов, в том числе и возглавляемых ими большевиков, разбудили Карл Маркс со своим «Капиталом», «Манифест Коммунистической партии» и Парижская коммуна.

Напомню, в 1871 году Франция вела неудачную войну с Пруссией, во главе которой стоял «железный канцлер» Бисмарк. Когда немцы подошли к Парижу, правительство пошло на радикальную меру – создало национальную гвардию. Граждане, изъявившие желание, были вооружены и несли службу под начальством избранных ими офицеров. В короткое время численность нацгвардии достигла 300 тысяч человек. В военном плане эта мера особой роли не сыграла. Но когда правительство приняло решение о капитуляции и подписании мирного соглашения с Пруссией, гвардейцы отказались разоружиться. Власть упала в руки революционеров. Глава временного правительства Тьер бежал с остатками войск из Парижа... 

В то же время голод и нищета большинства сделала ненависть к наживавшемуся на войне меньшинству безмерной. Власть взяли коммунары, представлявшие три течения (неоякобинцев, социалистов и анархистов). Единства в рядах восставших не было, в итоге с ними жёстко расправились немцы. Коммуна была утоплена в крови. До того коммунары тоже убили несколько десятков мирных буржуа, включая епископа Парижа.

Всё это очень напоминает события 1917 года в России. Созданная во Франции «революционная матрица» была усвоена не только большевиками, но и эсерами, и меньшевиками. Ещё в 1908 году Ленин написал работу «Уроки Коммуны». Судя по всему, его оппоненты её в тот период не изучили, а напрасно, иначе они, возможно, в 1917 году действовали по-иному.

Он прямо писал, что «две ошибки погубили плоды блестящей победы. Пролетариат остановился на полпути: вместо того, чтобы приступить к «экспроприации экспроприаторов», он увлёкся мечтами о водворении высшей справедливости в стране, объединяемой общенациональной задачей; такие, например, учреждения, как банк, не были взяты... Вторая ошибка – излишнее великодушие пролетариата: надо было истреблять своих врагов, а он старался морально повлиять на них, он пренебрёг значением чисто военных действий в гражданской войне». Вооружённые этими «уроками» большевики смогли продержаться у власти не одно десятилетие.

К слову, уже Октябрьская революция 1917 года «разбудила» и другие страшные силы, прежде всего радикальных националистов разных стран (тех же фашистов), которые в борьбе против «коммунистической угрозы» тоже перестали «великодушничать». В итоге 20-й век, а теперь и век 21-й не перестают поражать мир кровавыми разборками непримиримых оппонентов. Революции стали «технологиями» в руках тех, кто борется за мировое господство.

Все матрериалы рубрики "Этот день в истории" 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№11 (1339) // 18.03.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Не кандидат исторических наук 21:00 20.03.2015
Историк и политолог Александр Олегович Баринов разразился очередной статьёй в рубрике «Этот день в истории». (Читинское обозрение, № 121 /1339/ 18 марта 2015 г. //http://obozrenie-chita.ru/article/142)
Собственно «этому дню», т.е. годовщине Парижской коммуны, посвящена лишь одна треть статьи. Остальное место занимают Герцен, эсеры, Октябрьская революция и – главное, для чего и написана вся статья – утверждение, что Октябрьская революция разбудила… фашистов! Которые, оказывается, боролись с «коммунистической угрозой»! Очень показательное, знаковое и провокационное заявление историка и политолога А.О. Баринова в канун 70-летия Великой Победы советского народа над фашизмом! Так и написано чёрным по белому: «Октябрьская революция 1917 года «разбудила»… радикальных националистов разных стран (тех же фашистов), которые в борьбе против «коммунистической угрозы» перестали великодушничать». Вот так, товарищи ветераны! Ваши отцы разбудили Гитлера, который, не великодушничая, напал на нашу страну, потому что вы несли «коммунистическую угрозу» мирной фашистской Германии и всему цивилизованному миру…
Однако, как всегда пойдём по порядку.
Традиционно статья начинается с передёргивания.
1) А.О. Баринов зачем-то пишет: «…вождь пролетариата не стал в этой работе писать о том, что преемниками народников, разбуженных Герценом, стали соцалисты-революционеры» (т.е. эсеры). А.О. Баринов по меньшей мере лукавит, так как абзацем выше он приводит цитату Ленина, опуская в ней после слов «революционеры-разночинцы» как раз упоминание о Чернышевском и героях «Народной воли», которые (народовольцы) были прямыми предшественниками эсеров. Именно работы Герцена (а также Белинского, Чернышевского) сыграли важную роль в формировании идеологии народничества – родителя эсеров. Хотя народничество позже и разделилось на несколько крыльев: либералы и народники, реформационное крыло, нигилисты-заговорщики, радикальное народничество (из которого собственно и образовались эсеры) и ряд мелких ответвлений. Для наглядности повторю: ГЕРЦЕН = «Народная воля» = эсеры (1902 г., Чернов).
Герцен считал, что «страна, свободная от вмешательства собственного правительства, подпадает под власть другой силы – толпы»…
Не кандидат исторических наук 11:23 22.03.2015
2) Если бы А.О. Баринов не просто процитировал по памяти школьный учебник (хорошо всё же учили в советское время!), а внимательно прочёл маленькую статейку Ленина «Памяти Герцена», то он бы понял, что целью Ленина в этой работе было не вспомнить о декабристах (о них как-нибудь в другой раз), не умолчать об эсерах и прочих р-р-революционерах, а показать, чем отличался революционер Герцен от либерала Герцена, как точно сказано у Ленина – «рыцаря либерального российского словоблудия». Либерал Герцен в итоге победил революционера Герцена. Ведь либерал хлопочет об отвлечённых правах, не заботясь о жизненном существовании масс, которое только и даёт основание для реального осуществления права. А вот это самое либеральное словоблудие мы наблюдаем в статье «Разбудившая… большевиков».
3) Парижская коммуна напомнила А.О. Баринову события 1917 года. Чем же? Бывший партийный функционер А.О. Баринов процитировал строки из работы Ленина «Уроки коммуны», напирая на «излишнее великодушие пролетариата» Парижа, который не истребил своих врагов… Мол, главное у большевиков – насилие (излюбленное обвинение, предъявляемое либералами коммунистам).
Но разве суть в истреблении врагов? Здесь мы наблюдаем грубое передёргивание смысла – то самое «либеральное словоблудие». Одно из двух: либо историк А.О. Баринов плохо и формально изучал работы Ленина (что маловероятно), либо политолог А.О. Баринов сознательно искажает суть вопроса (что и остаётся). Например, в работе «Как организовать соревнование» Ленин, сравнивая Парижскую коммуну с нарождающимися российскими Советами, писал: «Наши Советы идут по тому же пути. Но они ещё “робеют”, ещё на развернулись, не “въелись” в свою новую, великую, творческую работу создания социалистических порядков». Какие же это порядки? Ленин разъясняет: «…чтобы хлеб был у каждого, чтобы все ходили в крепкой обуви и недраной одежде, имели тёплое жильё, работали добросовестно, чтобы ни один жулик (в том числе и отлынивающий о работы) не гулял на свободе, а сидел в тюрьме или отбывал наказание на принудительных работах тягчайшего вида, чтобы ни один богатый, отступающий от правил и законов социализма, не мог уклониться от участи жулика, по справедливости долженствующей стать участью богатого. “Кто не работает, тот пусть не ест” – вот практическая заповедь социализма. Вот что надо практически наладить». (ПСС, т. 35, с. 203) Написано в декабре 1917 года. Актуально и ныне.
А вот и ещё несколько актуальных уроков: «…Советское правительство. Вот что, прежде всего, изменяет положение русских рабочих и крестьян по сравнению с властью парижского пролетариата». (ПСС. Т. 35, с. 262)
«…наша партия не откажется от использования и буржуазного парламентаризма, если ход борьбы отбросит нас назад…» (ПСС. Т. 36, с.58)
А вот ещё более актуальное: «Советская власть первая в мире (строго говоря, вторая, ибо то же самое начала делать Парижская коммуна) привлекает массы, именно эксплуатируемые массы, к управлению». Далее Ленин писал просто как будто про современную российскую Государственную Думу и нынешнюю российскую действительность: «Участие в буржуазном парламенте (который никогда не решает серьёзнейших вопросов в буржуазной демократии: их решает биржа, банки) загорожено от трудящихся масс тысячами загородок, и рабочие великолепно знают и чувствуют, видят и осязают, что буржуазный парламент чужое учреждение, орудие угнетения пролетариев буржуазией, учреждение враждебного класса, эксплуататорского меньшинства» (ПСС. Т. 36, с. 256-257.) «Буржуазный парламент, хотя бы самый демократический в самой демократической республике, в которой сохраняется собственность капиталистов и их власть, есть машина для подавления миллионов трудящихся кучками эксплуататоров». (ПСС. Т. 37, с. 457.) Разве не так, Александр Олегович? А вы всё про большевиков, которые «разбудили» Гитлера (!), которые представляют «коммунистическую угрозу» всему цивилизованному миру!..
Что касается собственно насилия, то отказ государственной власти от насилия ведёт к Смуте и самым большим по масштабам страданиям населения. В условиях кризиса государственности принципом реального гуманизма является политика, ведущая к минимуму страданий и крови, а не к их отсутствию. Примеров – масса. К примеру, политика Николая II привела к революции в России, Горбачёва привела к развалу СССР со всеми вытекающими… политика Януковича привела к гражданской войне на Украине…
Не кандидат исторических наук 18:34 22.03.2015
4) Ну, и, наконец, совершенно ложное, провокационное антироссийское утверждение А.О. Баринова: «…Октябрьская революция 1917 года “разбудила” и другие страшные силы, прежде всего радикальных националистов разных стран (тех же фашистов), которые в борьбе против “коммунистической угрозы” тоже перестали “великодушничать”». В этой фразе собраны все любимые либералами антироссийские мифы: и то, что Гитлер пришёл к власти в результате Октябрьской революции, и то, что Гитлер вынужденно напал на Советский Союз, так как СССР угрожал Германии, и то, что Гитлер защищал Европу от «коммунистической угрозы»… Это утверждение является вариацией старого, ничем не обоснованного и лживого, но особо популярного у ненавидящей Советский Союз либеральной общественности мифа о том, что Сталин планировал напасть на Гитлера и вообще – завоевать весь мир. А Гитлер, судя по этой фразе А.О. Баринова, научился «не великодушничать» у… Ленина и революционеров-большевиков. Этот антисоветский, а по сути – антироссийский миф был разоблачён ещё на Нюрнбергском процессе, но историку А.О. Баринову решения процесса, видимо, не известны.
Мало того! А.О. Баринов утверждает, что Октябрьская революция ещё виновата, оказывается, и в том, что «… 20-й век, а теперь и век 21-й не перестают поражать мир кровавыми разборками непримиримых оппонентов». Что это? – прозрачный намёк на события на Украине, родине А.О. Баринова?
5) Не обошлось и без очередного «открытия» в политологии: «Революции стали «технологиями» в руках тех, кто борется за мировое господство». Из названия и контекста статьи следует, что А.О. Баринов имеет в виду социалистические революции. В каких странах в ХХ веке произошли социалистические революции? Вот неполный список: Россия, Монголия, Китай, Корея, Вьетнам, Куба… Четыре последние до сих пор являются социалистическими странами. Политолог А.О. Баринов всерьёз считает, что все эти страны борются за мировое господство?! Не говоря уже о странах социалистической направленности, таких как Венесуэла или Лаос…
Риторические вопросы: Кто в настоящее время на самом деле борется за мировое господство? Не путает ли политолог А.О. Баринов понятия «революция» и «контрреволюция»? Или он считает, что так называемые «цветные революции», осуществлённые под руководством и непосредственным участием «светоча демократии» главного врага России США, на самом деле являются революциями?! И осуществляются по правилам и методике Октябрьской революции? В том числе и на родине А.О. Баринова – на Украине?
P.S. Всё-таки непонятно – что или кто на самом деле «разбудил» большевиков. Похоже, историк А.О. Баринов сам не определился: из заголовка статьи следует, что это сделала Парижская коммуна, а из текста – что Карл Маркс со своим «Капиталом». Имеем два мнения в одной голове.
P.P.S. Вообще, Александр Олегович, интересная цепочка у вас получается: Герцен = декабристы = эсеры = большевики = Гитлер = «страшные силы» XX и XXI веков… Далее затрудняюсь понять, что или кого Вы конкретно имели в виду, говоря о «страшных силах»: Горбачёва? Ельцина? Путина? Чубайса? США? Укронацистов? Донецкую и Луганскую республики? Прибалтийских эсэсовцев? Меркель? Российских коммунистов-зюгановцев? Современных троцкистов? Российскую «пятую колонну»? «Исламское государство»? Международных террористов?.. Надеюсь, из следующей Вашей статьи (или статей) мы поймём, что (кого) вы на самом деле имеете в виду.
Отсюда просьба: сказали «а», скажите «б», чтобы было окончательно понятно – кто есть who. И, надеюсь, «ЧО» нам в этом поможет.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).