"Киноловушки" на зрителя. Часть II


Кино, признаем, есть не только искусство, но и товар, продукт потребления, зрительская пища. И главная задача производителя – умело сбагрить свой продукт, дабы зритель кушал. Одним показом рекламных трейлеров ныне уже не обойтись. Сегодня, аккурат в День дурака, продолжаем знакомить вас с самыми хитрыми, оригинальными и даже дурацкими синема-заманухами и системами «киноловушек» и «кинокапканов», расставленными на вечно голодного зрителя.

Проклятая кассета...
...и телефонный звонок, который в 2002 году стал для некоторых последним! Сюжет «Звонка»: после смерти своей племянницы и трёх её друзей журналистка Рейчел начинает собственное расследование и находит странную кассету – если её посмотреть, раздастся звонок, и неизвестный скажет, что через семь дней ты умрёшь. К ужасу Рейчел, плёнку посмотрел её сын, и теперь у неё всего неделя, чтобы спасти себя и ребёнка от неминуемой гибели...

Рекламная провокация. Задолго до премьеры «Звонка» в кинотеатрах и по ТВ стали показывать кадры с «проклятой» кассеты и давать ссылку на сайт (он же указывался на видеокассетах, которые раздавали людям в кинотеатрах на показах совсем других фильмов). На сайте был опубликован рассказ мужчины, который видел эту плёнку, после чего в его доме раздался звонок... Этим обращением он хотел всех предупредить. На сайте были рассуждения учёных об этом феномене. После премьеры киностудия «Dreamworks» сайт закрыла и всячески отрицала своё участие в этом, поскольку им заинтересовались спецслужбы.

Результат. На рекламу фильма затратили 35 млн долларов, а кассовые сборы перевалили отметку в 249 миллионов.

В финале «львица» «кони кинет»
В 2005-м режиссёр Х. Кольет-Серра решил потешить публику свежим кошмариком «Домом восковых фигур». Сюжет: шесть друзей оказываются в пустынном городе, главная достопримечательность которого – музей восковых фигур. Молодые люди обнаруживают, что все экспонаты музея раньше были живыми людьми, которых убили и залили воском два брата-маньяка.

Рекламная провокация. Одну из ролей в фильме сыграла известная светская львица Пэрис Хилтон (аналог нашей Ксюши Собчак), отношение к которой у американцев весьма неоднозначное. Накануне премьеры в продажу поступили майки с надписью: «Смотрите 6 мая: Пэрис умрёт!».

Результат. Заурядному ужастику удалось собрать аж 70 млн долларов. А вы разве не пошли бы на фильм, где в финале Ксюша должна «отбросить коньки»?!

Пришельцы и... «Удокан»
Чтобы оторвать потребителя от телевизора, компьютера и затащить в кинотеатр, в дело идёт «вирусная реклама» в транспорте, на зданиях, в газетах, листовках, в Интернете.

В августе 2009-го белый африканец Нил Блокамп отгрохал оригинальную картину о инопланетных беженцах, вынужденных жить в ужасных условиях на Земле, в одном из главных городов ЮАР, Йоханессбурге. Согнанные в огромную резервацию-гетто, инопланетяне ищут поддержки у равнодушных, озлобленных землян и находят её лишь в лице одного из правительственных агентов.

Рекламная провокация. Часть картины сделана в стиле «под документальный фильм-репортаж». За месяц до премьеры на автобусных остановках крупнейших городов США, а также многих других стран, на стенах зданий, транспорте и т.д. были расклеены странные листовки, где сообщалось, что эти зоны предназначены лишь для людей, а также там был номер телефона, по которому нужно было звонить в случае присутствия там «нелюдей». Никакого намёка на фильм не было. Зато была ссылка на его официальный сайт. Тут же появились нехорошие слухи о фактах сокрытия правительством информации о нахождении на Земле представителей внеземной цивилизации. В Интернете появились сенсационные «документальные» сайты и личные блоги-странички инопланетян, делящихся с читателями жалобами на безобразия в резервациях под Йоханессбургом:  инопланетной сегрегации, возрождении политики апартеида, преследовании беженцев. Был даже выложен текст обращения пришельцев в ООН.

Результат. При бюджете всего в 30 миллионов «зелёных» кассовые сборы «Района №9» составили почти 211 миллионов.

А что там с «Удоканом»? Если зайти в помещение касс читинского кинотеатра, то на одной из дверей административных помещений до сих пор можно увидеть листовку: «Инопланетянам вход запрещён!» (указан номер телефона, куда следует заявить при обнаружении нарушителя).

Лотерея жизни и смерти
В желании заманить зрителя в «кинокапканы» пиарщики используют и человеческий страх перед стихийными силами природы фатального характера. Помните, как мы смаковали приближение «конца света»?

Задолго до того как запустить в прокатную жизнь свой знаменитый блокбастер «2012», в Интернете всех параноиков уже ждал сайт Института продолжения человеческого рода. Если верить сайту, институт создан в 1978 году и его миссия состоит в спасении человечества в «судный день», который запланирован на ноябрь-декабрь 2012 года. Публикации сообщали, что в 2004 году учёные подтвердили с вероятностью 94%, что мир будет разрушен в 2012 году. Прямо на сайте можно было зарегистрироваться для участия в лотерее, гарантирующей «каждому жителю планеты равные шансы на выживание». Для пущей важности лотерею даже рекламировали на канале Discovery. В целях эксперимента я по примеру десятков тысяч зарегистрировал моего рыже-полосатого кота Фокса. И читинский котейка был принят!

Сайт вызвал широкий резонанс: на форумах, в соцсетях и блогах по всему миру обсуждали предстоящую катастрофу. Поддавшись на провокацию, люди завалили Американское космическое агентство тоннами писем. В результате учёным пришлось прокомментировать ситуацию (раздел FAQ сайта NASA http://www.nasa.gov/topics/earth/features/2012.html) и успокоить взбудораженную публику: в 2012 году конца света не будет.

Как это делается у нас
Масштабы расставленных киноловушек в России пока не те, как в загранице, но всё же:

– чтобы заарканить кинопотребителя на крупнобюджетную киноклюкву «Сталинград», Ф. Бондарчук и его заокеанские дружки запустили сайт по мотивам картины, который сконструировали наподобие военных шутеров (игра-стрелялка от первого лица);

– с 30 октября 2014 года для москвичей, желавших вообразить себя танкистом – героем Великой Отечественно-американской войны, что демонстрировалась в военном блокбастере «Ярость», в десяти крупнейших кинотеатрах столицы были установлены в натуральную величину (!) танки М4 Sherman. Из пластика. В танк можно было залезть внутрь, на нём – фотографироваться. Каждый американский танчик обошёлся в 200 тысяч рублей;

– во время всероссийской премьеры фильма «Адмиралъ» во всех кинотеатрах страны зрителям раздавались коробки спичек с символикой картины, а также майки-футболки;

– зрители ремейка «Служебный роман. Наше время» перед первым сеансом 13 марта 2011 получили... гранёные стаканы с фирменными картинками проекта.

«Горькое» застолье
А такое могли выкинуть только загадочные славянские души... Непосредственно перед премьерой комедии «Горько!-2» производители сего кинопродукта, одновременно в шести городах, где проводились съёмки: Москва, Екатеринбург, Краснодар, Владикавказ, Самара и Пермь устроили местным зрителям... застолья. Настоящие! С щедрой вкуснейшей закуской и выпивкой. Авторам хотелось погрузить людей в такую же атмосферу развесёлого праздника, что царила и на экране. Такая промо-акция попала в Книгу рекордов Гиннесса в категории «Самое массовое застолье». А на само продвижение «Горько!-2» было затрачено 90 млн рублей. Затраты окупились сторицей.

Зэковская премьера
Брать не количеством, но качеством, которое бывает гораздо оригинальнее и завлекательней первого. В этом смысле всю Россию обскакал... наш «Удокан»! В день премьеры комедии «Каникулы строгого режима» всем зрителям были вручены особые брелки, сделанные из покрытого лаком дерева, с рисунком вышки, забора, колючей проволоки. На обратной стороне было начертано название фильма с характерным узором и датой премьеры – 25 августа 2009. Брелки были ручной работы и выполнены в самой настоящей забайкальской зоне зэками-умельцами! До этого не смогли додуматься даже голливудские хитроумцы кинотолкачи.

Завершу тему кинопровокаторства слегка переиначенной истиной: «Скажи мне, какая у тебя реклама, и я скажу, каким будет твой фильм».

P.S. Несмотря на 1 апреля, всё написанное выше – чистая правда. Правдее не бывает. Век воли не видать!

Все материалы рубрики "Синескоп"

 

Автор текстов и иллюстраций
Сергей Балахнин

«Читинское обозрение»
№13 (1341) // 01.04.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).