«Отлично» жить не запретишь

Синдром перфекциониста: что это и как с ним бороться?


Вот вы говорите: живут как в сказке те, чьи дети приносят домой из школы только пятёрки, кому не надо стоять над ребёнком с палкой, чтобы он, наконец, сделал домашнее задание. Со стороны, конечно, никаких проблем. «Но это только со стороны», – уверена читинский педагог-психолог Оксана ИГНАТЬЕВА. Она помогла корреспонденту «ЧО» разобраться в том, как рождается синдром отличника, чем он опасен и как его в себе изживать.

«Спасибо» родителям
Психологи определяют синдром перфекциониста как психическое состояние, при котором человек ставит себе заведомо высокие цели и всячески стремится добиться их. При этом он старается выполнить поставленную задачу на 5+. Как им заражаются? Это не грипп и не ветрянка, и тайна его появления заключается в требованиях, которые предъявляют ребёнку родители или он сам.

Вот первоклашка только-только собирается пойти на свой первый в жизни урок. Как его наставляют родители? «Веди себя хорошо. На уроках не отвлекайся. Учись прилежно. Принеси из школы побольше хороших оценок». С одной стороны, слова верные, но вместе с тем они могут стать началом формирования синдрома отличника.

«Почему у тебя по математике четыре, а не пять?», «единственная возможная оценка – пятёрка» и подобные фразы воспринимаются детьми как «Я хороший и любимый, пока получаю отличные оценки». Ребёнок старается любым способом доказать, что он может быть лучше других, достоин того, чтобы на него обращали внимание, любили его. Детям с синдромом отличника зачастую не хватает понимания, они не чувствуют, что нужны взрослым сами по себе, а не как аксессуар родителей, которым те могут похвастаться перед друзьями.

В погоне за успехом
Итак, синдром отличника может быть следствием:

1) Желания родителей, чтобы ребёнок воплотил их мечты в жизнь, реализовал себя там, где они сами когда-то потерпели неудачу. Успех ребёнка – это возможность взять реванш за собственные провалы и подтверждение социального успеха мамы и папы. Детей с малых лет отдают в кружки и секции. И повезёт, если у ребёнка есть талант и желание заниматься, иначе он станет «игрушкой» в руках властных родителей, которые будут подавлять его волю;

2) Стремления детей заслужить оценками родительскую любовь. Чаще всего подвержены такому синдрому первенцы. После появления нового чада старшие дети чувствуют себя забытыми, ненужными и пытаются поразить родителей оценками. Либо на них, как на более взрослых, ложится бремя быть примером для младших, а значит, и завышенные ожидания. В семьях матерей-одиночек мамочки часто считают, что их ребёнок им что-то «должен», потому что они вложили много сил и времени на его воспитание. Возвращать «долг» они просят успешностью чада;

3) Низкой самооценки у ребёнка, занижения собственных успехов, способностей и талантов, неуверенностью в собственных силах и результатах дела.

Необязательно, что любой малыш, который получает отличные оценки, болен синдромом перфекциониста. Дети, уверенные в себе и независимые от мнения окружающих, спокойно принимающие поражения, для которых оценка не самоцель, тоже могут знать предмет «на отлично». Их от обладателей синдрома отличает то, что они не будут рыдать над тройкой в дневнике или умолять учителя не ставить плохую отметку в журнал. А тех несчастных, которым «повезло» попасть под влияние перфекционизма, постоянно преследует страх упасть с достигнутой высоты. Они болезненно воспринимают любую критику и провалы, ставят себе заведомо сложные цели, на пути достижения которых зарабатывают болезни, бессонницу, нервные расстройства, обижаются на окружающих, если их не выделяют и не хвалят.

Чем это опасно?
Школьник зацикливается на оценках и почти полностью отказывается от общения и развлечений, что порождает в будущем одиночество (из-за неумения общаться с людьми и завышенных требований при выборе друзей). Обладатели этого синдрома находятся в постоянном напряжении из-за того, что им кажется, что они делают что-то недостаточно идеально. На фоне этого могут появиться физическая и моральная истощённость.

Во взрослой жизни такой синдром часто трансформируется в заниженную самооценку, а отсутствие похвалы со стороны значимых для человека фигур и вовсе способно довести до депрессии. Так, женщина с синдромом отличницы будет стараться быть лучшей в мире женой и супермамой, при этом пытаться добиться карьерного Олимпа. И если её муж, шеф или дети не будут хвалить её кулинарных шедевров, поощрять и подбадривать за хорошо выполненную работу, то она будет уверена, что всё делает плохо.



Если не избавиться от такого синдрома в детском возрасте, то во взрослой жизни это может обернуться рядом проблем, как, например, неумением получать удовольствие от самого процесса работы (все мысли заняты результатами), появлением привычки «зазубривать» (а не включать творческое мышление), зацикливанием на мелочах и неспособностью мыслить абстрактно, желанием устранить всех соперников, эмоциональной нестабильностью и трудностями в социальном взаимодействии.

Первые симптомы
Парадоксально, но перфекционисты обычно настроены на успех и готовы на всё, чтобы его достичь. «Отличники» не дают себе спуску и требуют от себя даже больше, чем могут вынести. Вместе с этим они предпочитают не рисковать из-за своего страха перед совершением ошибок. Поэтому берутся за дела, результат которых они могут предугадать. Высокие требования у «отличников» не только к себе, но и к другим. Они относятся к окружающим с девизом: «Я могу сделать идеально, и вы должны тоже».

Отличить «отличника» с синдромом от здорового легко, достаточно присмотреться к его поведению и держать в уме симптомы «заболевания»:

1) Ребёнок обладает нестабильной самооценкой. Если его похвалить – появляется излишняя самоуверенность, а если покритиковать – возникает неуверенность при начинании следующего дела.

2) Стремится заполучить хорошую оценку любым путём и ради «пятёрки» готов лгать учителям и скрывать от родителей замечания или неуды.

3) Ребёнка радует, когда другие терпят неудачу. Ему не нравятся, когда кто-то достигает лучших результатов, чем он.

4) Эмоциональная неуравновешенность. Если взрослые забыли похвалить, то может случиться истерика, потому что ребёнку кажется, что никто не хочет оценить его старания.

5) Неумение преодолевать препятствия. Как только ребёнок сталкивается с трудностями из-за страха ошибиться, он может бросить дело на полпути.

6) Тревожность, граничащая с паникой, перед экзаменами или контрольными. Даже если ребёнок всё знает назубок, он будет переживать сильный стресс, может появиться бессонница или пропадёт аппетит.

7) Неудачи расстраивают до слёз. Критика со стороны вызывает негативные эмоции, а самокритика способна довести до саморазрушения. Сами себя они хвалить не умеют, только ругать.

Как можно помочь?
Вот несколько советов от психолога Оксаны Игнатьевой:

1) Объясните ребёнку, что с оценками он будет сталкиваться всегда, однако нельзя, чтобы они влияли на его настроение, состояние и представления о себе. Оценки должны быть не целью, а сопровождением к раскрытию своих способностей, талантов, обретению уверенности.

2) Дайте понять ребёнку, что любите и цените его таким, какой он есть, независимо от его успехов или неудач в учёбе и жизни. Когда дети уверены, что их любят просто так, то жить и учиться им становится легче.

3) Не стоит, как только ребёнок научился ходить, тут же записывать его на бальные танцы или после первой «каляки-маляки» – в художественную школу. Позвольте ребёнку самому выбрать, чем он хочет заниматься. Дайте ему возможность побыть ребёнком, иначе неудовлетворённая потребность в детстве может сохраниться на всю жизнь.

4) Воспитывайте в ребёнке независимость от чужих оценок и мнения.

5) Чаще интересуйтесь не оценками, а процессом учёбы – что проходили на информатике, изучали на биологии, какие домашние задания сложнее и почему. Проявляйте интерес к процессу, а не результатам.

6) Найдите минутку, чтобы выслушать то, что ваш ребёнок хочет вам сказать. Никогда не используйте для него отговорку, что вы слишком заняты.

7) Хвалите ребёнка не за оценки, а за достижения, тягу к учёбе, стремления, попытки. Научите ребёнка, что победа в жизни не главное, а из неудач можно вынести ценные знания, узнать свои слабые стороны и понять, над чем ещё можно поработать, к чему стремиться. В случаях, когда ребёнок сам желает продемонстрировать свой успех («смотри, мама, у меня сегодня две пятёрки») старайтесь избегать похвалы за отметки. Хвалите его за старания и трудолюбие. Ваша задача – дать понять, что оценки в жизни – это ещё не всё.

И совсем точно родителям не стоит переживать, что если они чуть ослабят свой контроль, требуя постоянных пятёрок, то ребёнок пойдёт по наклонной. То, что сын или дочь перестанет делать домашние задания, будет списывать на контрольных или вовсе прогуливать уроки – это миф. Если школьник чувствует, что ему доверяют, а не стараются контролировать с точностью до минуты его жизнь, то и он будет доверять вам и стараться вас не расстраивать. Более успешными в жизни становятся «троечники», потому что они не боятся риска, не волнуются, что совершат ошибку или не справятся с задачей. В отличие от «отличников», они уверены в себе и своих силах.

Оксана Игнатьева: «родители чаще обращаются за профессиональной помощью не потому, что у ребёнка синдром отличника, а потому, что школьник начал вести себя беспокойно и тревожно. Более чем у 30% детей, которых приводят с тревожностью, обнаруживается синдром отличника».

И это на всю жизнь?!
Если вы во взрослом возрасте заметили, что ваше заветное желание – во всём быть идеальным, поздравляем: вы тоже больны перфекционизмом. Как от него избавиться? Для начала надо понять, хватит ли у вас сил, чтобы побороть синдром самим или же вам понадобится помощь извне.

Психологи рекомендуют время от времени специально нарушать привычки или устойчивый уклад жизни, чтобы избавиться от страха перед неудачами:

1) Опоздайте на работу. Позвольте себе (а заодно и окружающим) напомнить о том, что вы – живой человек, а не механическая машина.

2) Запишитесь на курсы или в спортивную секцию, где раньше занятие казалось вам пустой тратой времени. Посмотрите, как много ошибок допускают другие люди, проследите за их реакцией. Научитесь получать удовольствие от того, чем занимаетесь. С юмором относитесь к своим неудачам.

3) Проведите эксперимент с одеждой. Если привыкли носить строгий костюм с белоснежной рубашкой и идеально выглаженными брюками, наденьте старые потёртые джинсы и помятую кофту. Погуляйте по городу и убедитесь, что никто не оборачивается вам вслед и не показывает пальцем. Позвольте себе иногда расслабиться и ощутить внутреннюю свободу. Нельзя вечно заботиться о том, какое впечатление вы производите, всем всё равно не угодить.

4) Не забывайте хвалить себя за любые, даже самые маленькие, победы, прощать себе любые, даже самые большие, ошибки.

5) Запишитесь на тренинг личностного роста. Повышайте уровень самооценки, избавляйтесь от зависимости от чужого мнения. Любите себя такими, какие вы есть, а не такими, какими вас хотят видеть окружающие.

Все материалы рубрики "Дети"
Все материалы рубрики "Темы"

 

Ирина Комогордева
«Читинское обозрение»
№36 (1364) // 09.09.2015 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).