Третье киноизмерение

Часть II. Объёмное кино в СССР


Мир длины, ширины, высоты... На протяжении последних 179 лет человек пытался придать фиксированному на плоскости бумаги, а затем и киноплёнки фотоизображению объём. Начиная с 1920-х годов на Западе начался первый бум, как сейчас бы назвали, 3D-кино. А что же в связи с этим творилось в другой крупнейшей мировой кинодержаве – СССР? Продолжаем погружаться через «плоскость» нашей страницы и киноэкрана в «объёмное» измерение.

В третье киноизмерение по-русски

Русские изобретатели, инженеры и режиссёры пошли по-иному, более «продвинутому» пути получения трёхмерного изображения в плоскости экрана. Во-первых, на очках с сине-красными стёклами был сразу поставлен крест, поскольку анаглифический метод хотя и давал довольно качественную иллюзию объёма изображения, но безбожно перевирал цвета, искажая их вплоть до чёрно-белого. Во-вторых, прекрасно понимая, что до прихода эры цветного кино оставалось не так много времени, русские решили работать сразу на перспективу и взяли на вооружение совершенно иной принцип получения 3D-изображения – поляризацию.

Читателю, мало-мальски знакомому со школьной физикой, известно, что световые волны, воспринимаемые глазом, имеют смешанные горизонтальные и вертикальные колебания. Специально созданные поляризационные фильтры позволили разделить эти колебания по отдельности для левого и правого глаз. Интересно, что для показа «поляризационного» стереофильма требовался всего один кинопроектор (в отличие от анаглифического метода, где для демонстрации требовалось обязательно два аппарата).

Стереокино с использование эффекта поляризации было хотя и технологически несколько дороже, но во много раз эффектней прежнего, анаглифического метода.



Только в СССР – 3D без очков!
Всего за четыре месяца до начала войны советские маги трёхмерного кино под руководством инженера Семёна Иванова показали всему миру и москвичам нечто удивительное. В феврале 1941 года в специально переоборудованном кинотеатре «Москва» состоялась премьера фильма режиссёра Александра Андриевского «Концерт». Зрители, сидевшие в зале без каких-либо очков – непременного атрибута, сопровождающего любую демонстрацию стереокино, вдруг с восторгом увидели чистое, яркое объёмное изображение. Раздались бурные аплодисменты.

В чём был секрет безочкового 3D-кино? Перед обычным белым экраном был смонтирован ещё один из множества тонких вертикальных... металлических полос! При проекции полосы, расположенные под двумя разными углами (левый и правый), отражали свет, смешивали его в единую «картинку», в результате чего получали объёмное изображение. Как это выглядело? Вспомните, уважаемые друзья, популярные в СССР объёмные стереооткрытки с ребристо-полосатой пластмассовой поверхностью (на том же принципе Иванова изготавливались «переливающиеся» значки с двумя картинками). Вспомнили? Принцип был тот же. «Москва» стала первым в мире стереокинотеатром, где зрителям очки не требовались вообще
.

К сожалению, эта система имела два недостатка. Первый – относительно малый зеркально-растровый экран (3 на 3,4 м) создавал зону «уверенного» стереоизображения не более чем на 200 мест. И второй, более существенный – во время просмотра зритель должен был соблюдать неподвижное положение, иначе стереоэффект быстро исчезал. Работе по устранению этих досадных препятствий помешали преждевременный уход из жизни талантливого киноинженера Семёна Иванова и начало войны.

«Стерео» в войне
В лихую годину чудесный эффект «стерео» не раз приходил на помощь военным как советской армии, так и армадам гитлеровских войск. Правда, от кино пришлось на время отказаться. Авиаразведкой и спецами картографами-оптиками создавались великолепные стереоизображения местности, занятой противником. Офицеры через полевые стереоочки могли видеть на плоской бумаге объёмный рельеф вражеской территории со всех его точек.

На оптическом вооружении немецкой стороны имелись уникальные стереотрубы с размахом левой и правой половин до 5 м! Будучи на берегу пролива Ла-Манш, гитлеровцы в хорошую погоду запросто разглядывали британских солдат на линии береговых укреплений. Можно было даже увидеть, какие сигареты они курят. Эффект стерео был такой глубины, что наблюдатель мог видеть объём дыма от сигареты! Но вернёмся к кино...

Недолгий «золотой век» 
Благодаря приходу цвета и попыткам Голливуда оторвать зрителей от своего молодого, но «свирепого» конкурента – телевидения – и вернуть в кинозалы, в самом начале 1950-х в мире вспыхнула новая волна интереса к стереокино. Предтечей второго «золотого века» 3D-фильмов стала захватывающая картина Арча Оболера «Бвана-дьявол» забитая до отказа дикой африканской экзотикой и стерео-эффектами в цвете: пылающие стрелы, копья дикарей-каннибалов, прыгающие животные, потерявшие управление поезда летели к восторгу публики, вооружённой проверенными сине-красными анаглифическими очками, прямо в кинозал.

Стереокино, наконец, заинтересовались и маститые режиссёры. Легендарный Альфред Хичкок который всегда искал необычные визуальные решения, на всю катушку использовал эффекты стереоизображения в детективе «В случае убийства набирайте М» (1954)

Увы, второй золотой век 3D-кино, начатый в 1952-м, закончился уже через три года. Причина была та же, что и в 1920-30-х: проблема синхронизации двух аппаратов, проецирующих одновременно две ленты, для левого и для правого глаз.

Советско-широко-объёмно
В 1960-х русские киноинженеры-гении вновь удивили зрителей: Андрей Болтянский и Нина Овсянникова предложили систему «Стерео-70» – первую и единственную в мире систему, позволяющую снимать широкоформатные стереофильмы! Запад немедленно и с успехом подхватил эту технологию и использовал вплоть до 21-го века.


Магия голограммы
Несмотря на то, что 3D-кино обогащалось всё более новыми техническими достижениями, оно оставалось стереоскопическим, не выходящим за рамки киноэкрана. Ситуация стала меняться с открытием в 1971 году венгерским физиком Деннисом Габором голографии. Голографическое изображение, в отличие от стереоскопического, на самом деле является 3-мерным, – его можно видеть под разными углами без очков. Но учёные и деятели искусства вскоре признали, что голографические фильмы скорее показали свои ограничения, чем свой потенциал, что было результатом больших технических трудностей, связанных с этой технологией. Например, во Франции голографический фильм можно было смотреть только внутри аппарата, который представлял собой кабину около 2 м высотой, 60 см шириной и 70 см глубиной. В основном это была голографическая съёмка неживых объектов, и фильм могли видеть не более двух зрителей одновременно, что было совершенно неприемлемо для публичного кинопоказа
.

Русская сенсация
В 1976 году после напряжённых исследований группой профессора Виктора Григорьевича Комара (Научно-исследовательский кинофотоинститут СССР – НИКФИ) был снят первый по-настоящему публичный голографический кинофильм – чёрно-белый двухминутный ролик. Зрители были шокированы: трёхмерные изображения выходили из экрана, двигались в любом направлении и даже перемещались вокруг самих зрителей!

Несколькими годами позже группа профессора Комара всё же решила проблему цвета. В 1984-м было снято несколько коротких голографических фильмов с цветным трёхмерными изображениями. Голография наконец-то продемонстрировала свой настоящий потенциал. После этих фундаментальных достижений идея голографических фильмов стала популярной среди кинематографистов. Так, Андрей Тарковский, выступая в 1985 году перед итальянскими коллегами по цеху, сказал: «Важнее всего для кино было бы стать голографическим».


Кино в настоящем третьем измерении
В процессе дальнейшей работы группой Комара была создана действующая экспериментальная система голографического кинематографа, и в 1986 году на студии им. Горького в Москве была начата киносъемка первого 20-минутного голографического фильма. Одновременно правительство СССР приняло решение о постройке в Москве первого в мире голографического кинотеатра. К сожалению, с началом разрушительной горбачёвской перестройки финансирование работ по голографическому кино было прекращено. Тем не менее, в 1991 году русские учёные и киноинженеры получили самую престижную кинематографическую награду – «Оскара» за технические достижения в области трёхмерного кино.

Интересен тот факт, что до сих пор никто кроме России подобными технологиями не обладает. Если бы в голографический кинематограф продолжал финансироваться, то, кто знает, возможно, один из главных героев фильма «Время первых» Алексей Леонов летал бы в открытом космосе не в рамках экрана кинотеатра, а прямо над рядами со зрителями, а весь зал «висел» бы вместе с космонавтом над Землёй...

3D: как это показывается и смотрится
С приходом 21-го века и его компьютерно-цифровых технологий интерес к 3D-кино вспыхнул с новой силой. Производство «объёмных» фильмов и последующая демонстрация значительно удешевились, что окончательно развязало руки продюсерам и режиссёрам. Почти исчезла привычная киноплёнка, уступив свои позиции продвинутой «цифре» с её компьютерными видеофайлами. «Древние» сине-красные анаглифические очки заменились на очки «умные» с поляризационными жк-стёклами.

Каким же образом демонстрируется современный стереофильм? С компьютерного сервера подаётся изображение с фильмом в цифровой кинопроектор – он преобразует «зашифрованное» компьютерное изображение в видимое. В проекторе, снабжённом мощнейшей лампой в 7000 Вт (для сравнения: домашняя лампочка обычно в 60-100 Вт) и вращающимся со скоростью 1440 оборотов в минуту перед объективом проектора прозрачным поляризационным диском (в некоторых моделях диск расположен внутри проектора), благодаря которому картинка с фильмом разделяется на изображения: отдельно – для левого глаза, отдельно – для правого. До цифровых технологий место диска в проекторе использовался специальный поляризационный объектив, а картинка шла с киноплёнки шириной в 70 мм, на которой были напечатаны вместо одного «кадрика» сразу два – стереоизображения.

Простым глазом картинка на экране видится «дискомфортной» – «двояще-троящейся» и смазанной, но стоит надеть «умные» очки, изображение обретает объём и небывалую глубину пространства. 3D-эффект возникает благодаря тому, что стёкла очков фильтруют разложенные проектором изображения и «собирают» в единую, но «свою» для каждого глаза в отдельности картинку. Именно по такому принципу поляризации демонстрируется большинство современных 3D-фильмов (см. схему). Отличия могут быть лишь в моделях кинопроекторов.

В настоящее время в той же «Бригантине» работают цифровые 3D-проекторы без внешних проекционных дисков, но принцип получения объёмного изображения на экране по-прежнему принадлежит всё той же поляризации.

Все материалы рубрики "Синескоп"

Сергей Балахнин
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№33 (1465) // 16.08.2017 г.

Вернуться на гланую страницу

 

 
 
 
Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).