Имени П. Осипенко

Её именем названа улица в Чите, но прямого отношения к Забайкалью она не имеет


24-25 сентября 1938 года женский экипаж в составе командира Валентины Гризодубовой, второго пилота Полины Осипенко и штурмана Марины Расковой совершил беспосадочный перелёт Москва - Дальний Восток. На самолёте «Родина» за 26 часов 29 минут отважные женщины преодолели 6450 км и сели в верховьях реки Амгунь. По возвращении в Москву лётчицы были удостоены званий Героев Советского Союза. Ни одна из них никогда прежде не была связана с Забайкальем. Но имя только одной из них – Полины Осипенко – присвоено в Чите улице, символически пересекающей улицу, носящую имя Валерия Чкалова – легендарного лётчика той эпохи.

Финал «эпохи великих перелётов»
Эта эпоха началась во всём мире в начале 20-х годов ХХ века. В 1926 году к ней присоединился Советский Союз. И в 1938 году ещё устанавливались рекорды. В сентябре того года в дальнюю дорогу отправился женский экипаж. Некоторые современные историки считают, что этот полёт связан с желанием «дать ответ» на успешные перелёты через Атлантику и Американский континент американской лётчице и писательнице Амелии Эрхарт. И хотя эта лётчица в 1937 году погибла при попытке совершить полёт вокруг света, её рекорды требовалось превзойти. 
«Родина» полетела за новой победой, ставшей одной из последних в легендарной «эпохе великих перелётов».

Неудачная посадка и её последствия 
Считается, что Валентина Гризодубова неправильно рассчитала высоту полёта, в результате горючее закончилось километров за сто до ближайшего аэропорта. Командир приказала штурману и второму пилоту прыгать. Марина Раскова выполнила команду, а Полина Осипенко отказалась. Гризодубовой удалось посадить «Родину» в болото. Марина, успешно приземлившаяся, ещё несколько дней искала подруг. Те развернули аварийную радиостанцию, но оказалось, что им... ошибочно дали позывные прошлого месяца, и на их запросы никто не отвечал. Оставалось только ждать.
В это время уже начались их поиски. По приказу из Москвы в воздух подняли авиацию Забайкальского и Дальневосточного военных округов. 3 октября самолёт и двух подающих сигналы лётчиц обнаружил пилот гидросамолёта МП-6 Михаил Сахаров. Не забудем, что на дворе был 1938 год, только-только стали затихать сталинские репрессии в армии. Но все командиры прекрасно понимали, что в определённых ситуациях ты либо герой, либо «враг народа». Вот и ринулись в указанное место комдив Яков Сорокин и флаг-штурман ВВС Александр Брядинский: один – на самолёте ТБ-3 (бомбардировщик конструктора Туполева), другой – ДС-3 («дуглас).

«Незадолго до своей кончины 80-летняя Валентина Гризодубова рассказала о том, что произошло на самом деле, – писал Владимир Гаков. – Ещё до прихода катера (который их вывез с места падения – прим. авт.) к месту падения «Родины» прибыли два самолёта, но из-за безответственных воздушных манёвров (Гризодубова назвала их «хулиганством») обе машины рухнули на землю, унеся жизни 16 человек (включая Сорокина и Брядинского – прим. авт.). В огромный четырёхмоторный бомбардировщик... врезался сопровождавший его «дуглас»; лётчик решил показать девушкам, проведшим десять дней в тайге на шоколадках, «высший пилотаж».

Десять чудом оставшихся в живых спасателей, которые успели выпрыгнуть с парашютами, всё же вывели женщин-пилотов, к которым вскоре присоединилась и Марина Раскова, к реке, где их и подобрал катер.

И только в 1969 году...
Из тайги спасатели вынесли только трупы Якова Сорокина и Александра Брядинского. Их с воинскими почестями похоронили в Комсомольске-на-Амуре. Однако дата смерти была изменена, а вся история с трагической гибелью на десятилетия засекречена. А остальные погибшие? Их оставили в тайге. Родные ничего тогда не узнали... Тайна открылась в 1968 году, когда охотники обнаружили в лесу истлевшие останки людей. «У некоторых погибших при себе были документы, и удалось прочесть фамилии, – писал Валерий Кукаренко (журнал «Тайны ХХ века», 2010 г.). – Следствие установило, что это ТБ-3, разбившийся 4 октября 1938 года во время поисков самолёта «Родина». И выявился чудовищный факт: погибшие в катастрофе были брошены преднамеренно, чтобы «не омрачать блестящий перелёт». Их  останки похоронили в 1969 году в братской могиле, установив на ней скромный обелиск.



«Ушла» первой
12 октября спасённых лётчиц доставили в Хабаровск, откуда и началось их триумфальное возвращение в Москву. 2 ноября 1938 года в Кремле им вручили ордена Ленина и Золотые звёзды героев. 
Несмотря на неудачу в финале полёта, для того времени это были и рекорд, и подвиг. Лётчицы получили высокое звание. Их рекорд побили спустя 28 лет на самолётах более совершенной конструкции.
Дольше из лётчиц прожила Валентина Гризодубова, не боявшаяся ни фашистов, ни Берию, который однажды даже пожаловался на неё Сталину: она не отдавала НКВД лётчиков, вывезенных ею из-за линии фронта. Сталин рассмеялся и сказал: «Молодец! Делайте, как велит эта гром-баба». Не стало её в 1993 году.

Командир бомбардировочного полка майор Марина Раскова, сражавшаяся с захватчиками, погибла в авиакатастрофе в 1943 году. Её похоронили в Кремлёвской стене, где уже покоился прах П. Осипенко.
Полина Денисовна «ушла» первой. Погибла она 11 мая 1939 года, вскоре после первомайского парада в Москве, во время которого ей довелось пролететь в группе истребителей над Красной площадью. В день трагедии она летела в одном самолёте с комбригом Анатолием Серовым, героем войны в Испании. При странных обстоятельствах их самолёт врезался в высокий берег Волги в районе Жигулей. Прах обоих похоронили в Кремлёвской стене. Тайна их гибели вызывает интерес историков и журналистов. Тем более что незадолго до этого, в декабре 1938 года, при странных обстоятельствах погиб Валерий Чкалов...
Вот тогда-то, в 1939 году, в Чите, где незадолго до этого появилась улица имени Чкалова, одна из улиц и была переименована в улицу Полины Осипенко. Эта женщина, прожившая короткую, но яркую жизнь, стала символом не только поколения советских людей, но и целой эпохи.

***
Готовя материал, автор поинтересовался у краеведа и сотрудника городской администрации Александра Лыцуся, а нет ли у нас улиц, носящих имена Марины Расковой и Валентины Гризодубовой. «Нет. И в ближайшее время не появятся. У нас в очереди около 20 Героев Советского Союза – забайкальцев, чьи имена всё ещё не увековечены в названиях улиц», –  посетовал он.

ОСИПЕНКО (в девичестве – Дудник) ПОЛИНА ДЕНИСОВНА  (1907-1939)
– советская лётчица. Одна из первых женщин, удостоенных звания Герой Советского Союза.
Родилась 8 октября 1907 года в с. Новоспасовка (ныне носит её имя) Запорожской области (Украина), в крестьянской семье. Окончила начальную школу, курсы птицеводов. Работала заведующей колхозной птицефермой. Первый муж – односельчанин Степан Говяз, военный лётчик. Благодаря ему она выбрала авиацию. В 1933 году окончила Качинское авиаучилище. Служила лётчиком, командиром звена в истребительной авиации. В 1935 году вышла замуж за лётчика А. Осипенко, чью фамилию и взяла. Летом 1937 года побила три мировых рекорда высотных полётов с грузом и без нагрузки. В 1938 году возглавила беспосадочный перелёт Севастополь - Архангельск. После перелёта Москва - Дальний Восток – инспектор по технике пилотажа, наставник пилотов-истребителей. Избиралась делегатом XVIII съезда ВКП(б). Погибла в авиакатастрофе 11 мая 1939 года. Прах помещён в Кремлёвской стене.



Все материалы рубрики "Улицы нашего города"


Александр Баринов
«Читинское Обозрение»
№39 (1314) // 24.09.2014 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).