Главная / Авторы / Екатерина Скороход / Лёд и пламень Владимира Кибирева
Лёд и пламень Владимира Кибирева


Бунтарство вопреки покорности, искренность вразрез с лицемерием, доброта и участливость наперекор равнодушию — такая комбинация человеческих качеств была когда-то заложена неведомыми нам силами в этом человеке. Яркий представитель советского журналистского поколения Владимир Кибирев 29 марта отметит свой 75-летний юбилей.

Более чем полувековой отрезок жизни выпускника факультета журналистики Воронежского государственного университета Владимира Кибирева неразрывно связан с этой профессией, и, несмотря на то, что ему довелось поработать на самых престижных для нашей братии должностях, с особой теплотой мэтр журналистики вспоминает годы, связанные с редакцией газеты «Забайкальский рабочий». В этой самой тиражной и авторитетной газете тех времён, служившей настоящей кузницей кадров для центральной прессы, он когда-то возглавлял отдел строительства, одновременно являясь председателем профкома, был заместителем секретаря партбюро, секретарём первичной организации Союза журналистов СССР, председателем фонда журналистских инициатив «Контакт».

Провинился — накажут

Судьбу журналистов в те времена достаточно жёстко направлял сектор печати обкома КПСС, тасуя кадры, как карты в колоде. Как говорится, провинился — накажут, отличился — повысят. Владимир Николаевич с благодарностью вспоминает первого заместителя редактора «Забраба» Александра Алексеевича Воинова, талантливейшего журналиста, курировавшего преимущественно сельскохозяйственную тему. Именно он обратил внимание на принципиального и волевого журналиста Кибирева и пригласил его стать сотрудником редакции.

— В начале своей работы в газете он несколько своих очередных отпусков провёл на чабанских стоянках в ранге помощника, не чураясь самых непрестижных заданий. Согласитесь: таких журналистов сейчас просто нет. Александр Алексеевич был настолько тонким стилистом, что, стоило ему правильно расставить точки с запятыми в принесённой заметке, как эта статья меняла смысл, начинала играть всеми цветами и возможностями великого русского языка. Но особенно поразило меня то, что к нам, молодым, он обращался по имени-отчеству и исключительно на «вы». На фоне хамско-разнузданных сотрудников отраслевых отделов редакции, где любимыми их выражениями было «Отстань, не до тебя» или «Зайди через месяц, а лучше вообще забери свою писанину», такое отношение не могло не нравиться, — рассказывает мой собеседник.

Безрассудство без умысла

Известно, что в те годы областная партийная газета была у нас самой влиятельной, и до наших дней доходят легенды о том, как после критических публикаций с треском снимали руководителей, останавливали стройки, закрывали производства. Талантливые журналисты, чьи статьи заставляли задумываться и порой вызывали нешуточные скандалы, слыли настоящими бунтарями. Слова корреспондента Кибирева были острыми, как бритва, заставляли читателя задуматься над происходящим и не раз ставили в неловкое положение власть имущих.

О непоколебимой принципиальности Кибирева, никогда не стеснявшегося говорить правду в глаза, знали и коллеги. Чего только стоит случай, произошедший в те годы на открытом партийном собрании редакции.

— Тогда, впервые за три года «царствования» в области, на этом мероприятии соизволил поприсутствовать его превосходительство товарищ первый секретарь обкома партии Николай Иванович Мальков, — рассказывает Владимир Николаевич. — Выступая на собрании, он в целом похвалил газету, но зацепился за небольшую корреспонденцию заведующего отделом промышленности Георгия Василюка, произнеся при этом обидную фразу: «Так писать могут только мозговые кастраты». На такое хамство надо было отвечать, и я, вступившись за своего товарища, предложил удалить с собрания коммуниста Малькова. В знак протеста мы с Георгием Василюком покинули зал заседаний. Поступок был, конечно, безрассудный, но, как ни странно, всё как-то улеглось. Меня здорово поддержал тогда старший коллега — секретарь партбюро редакции Пётр Моисеевич Игнатенко, который сказал: «Его (кивок на меня) не наказывать надо, а благодарить за смелость, с которой он защищал нашего товарища». Через полгода наш первый секретарь, как и многие другие, стал председателем областного совета народных депутатов. Новая структура создавалась по решению Съезда народных депутатов России. И первое, что сделал Мальков, пригласил меня возглавить пресс-центр. На вопрос «За что такая милость?» он ответил: «За то, что ты первый в области осмелился честно и жёстко возразить мне».

Так Владимир Кибирев оказался сначала на втором, а потом — на шестом этаже на Чайковского, 8. Владимир Николаевич вспоминает, что в то время ни у него, ни у его коллеги по цеху — легендарного поэта Михаила Вишнякова, с которым его связывают долгие годы дружбы, выходных и праздничных дней почти не существовало.

Подарки судьбы выбирает сам

Честность и прямота Владимира Кибирева, а также то, что он никогда не позволял себе поддаться влиянию сторонних интересов, всегда делали его ценным другом и надёжным советчиком. Принципиальность и привычка оставлять за собой право собственного выбора отчасти стали помехой потенциальной головокружительной карьере журналиста, когда у него неоднократно была возможность получить работу в центральных СМИ со всеми вытекающими последствиями. Владимир Кибирев до сих пор остаётся верен своим идеалам и убеждениям, в шутливо-ироничной форме вспоминая все «подарки судьбы», от которых он когда-то с лёгкостью отказался. В нём нет и никогда не было страха перед старшими по рангу, он твёрдо верит в собственные убеждения и ценности, с удовольствием оглядываясь на свой профессиональный путь, на котором было множество достойных и значимых для любого журналиста событий. Кибиреву приходилось беседовать и с первыми лицами государства, и с Героями Труда на чабанских стоянках. Чего только стоит эксклюзивное интервью с сыном Никиты Хрущёва, состоявшееся в квартире у Сергея Никитича. Неизменно было одно — каждое его печатное слово, словно камень, брошенный в воду и вызывающий круги на поверхности, находило отклик в сердцах читателей.

В арсенале журналиста множество историй, и из этих рассказов о прошлом запросто можно вынести мудрые уроки на все случаи жизни. Он знает ответы на многие вопросы и всегда готов поделиться своим опытом с молодыми коллегами по цеху, вдохновив их на новые свершения. Для многих людей, работающих со словом, Кибирев был и остаётся настоящим авторитетом и опорой.

Его величество случай

Несмотря на свой опыт и умение анализировать ситуацию, принимать взвешенные и обдуманные решения, Владимир Николаевич признаёт силу и влияние его величества случая, когда судьба исподволь подбрасывает неожиданные подарки.

— Жизненные обстоятельства складываются так, что порой даже в самых дерзких фантазиях не определишь: где — найдёшь, где — потеряешь, — рассказывает он. — Как-то мне пришлось заглянуть в школьную библиотеку на моей малой родине — станции Мирной. Там я попал на субботник по реанимации книжного фонда — десятки ребятишек всех возрастов, разложив на столах ветхие книги, клеили новые обложки, писали названия, скотчем крепили выпадающие страницы. Директор школы грустно поведала, что фонды не пополняются уже давно.

С этого момента навязчивой идеей неугомонного журналиста стала мысль о создании фонда по книгоизданию в нашем крае. Через год бесполезных визитов по кабинетам чиновников он понял, что ситуация складывается тупиковая. Выход из неё подсказала член региональной Общественной палаты Татьяна Клименко, посоветовавшая обратиться с этой просьбой к нашему земляку — медиамагнату и известному издателю Виктору Шкулёву, который, преуспев в жизни, в отличие от многих, не забывает о своей малой родине. Итогом этих переговоров стало то, что уже несколько лет Виктор Михайлович возглавляет попечительский совет благотворительного фонда по содействию книгоизданию в Забайкальском крае «Одарина», председателем которого выступает Владимир Николаевич. Сегодня благодаря фонду уже изданы книги более двух десятков забайкальских литераторов, тираж изданий составил пятнадцать тысяч экземпляров. Владимир Николаевич, с огромной благодарностью приняв поддержку Виктора Шкулёва, окунулся в это дело, как говорится, с головой:

— Поэтому я нисколько не покривил душой против истины, когда весной 2022 года, на закрытии IX Забайкальского международного кинофестиваля, после вручения мне диплома за лучший сценарий, обратился со сцены со словами искренней благодарности к Виктору Михайловичу — не как к одному из организаторов этого красочного мероприятия, а как к председателю попечительского совета благотворительного фонда «Одарина». После этого искренне поклонился ему, чего никогда не делал ни разу в жизни.

Любитель ягоды

На самом деле, несмотря на долгие годы общения с Владимиром Николаевичем, меня не покидает чувство удивления по поводу того, как в одном человеке могут так гармонично уживаться бунтарство и ершистость с искренне детской добротой. Примеров тому за человеком, чей дед за принципиальность и твёрдость характера получил прозвище Колючкино дерево, множество. Особенно мне запала в душу история, рассказанная женой Владимира Николаевича Людмилой Геннадьевной, когда он, вёзший в город своим друзьям результат небывалого в тот год дачного урожая малины, остановился у дороги, чтобы купить ягоду, которой был забит весь салон автомобиля, у стоявшего на обочине деревенского мальчишки. Отдав пацану его дневную выручку, здоровенный дядька-журналист сказал: «Молодец, ты честно заработал деньги! А я очень люблю малину…»

Как бы неоднозначно ни принимали Владимира Кибирева, ясно одно — в нём живёт сама жизнь, со всеми её проявлениями и оттенками. Так пусть же высшие силы будут благосклонны к человеку, в котором так гармонично уживаются классические понятия про «лёд» и «пламень».

Все материалы рубрики «Люди родного города»

 

Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№13 (1809) // 27.03.2024 г.

 

 

Вернуться на главную страницу

1 комментарий

  • Т Тагир

    Здравствуйте! Да, знаю Владимира Николаевича не первый год: вместе работали в Общественной палате Забайкальского края, общались и общаемся до сих…

    Читать ещё ↓

    Здравствуйте! Да, знаю Владимира Николаевича не первый год: вместе работали в Общественной палате Забайкальского края, общались и общаемся до сих пор. Об «Одарине» знаю не понаслышке.
    Действительно, человек с большой буквы, в его характере незыблемы принципиальность, справедливость, требовательность к себе, деловая хватка и, конечно, чувство юмора?! Владимир Николаевич, как старший товарищ, всегда поддержит в трудной ситуации, найдёт такие нужные слова, после них груз с плеч долой. А какой он интересный рассказчик, для этого с ним надо отдельно надо встречаться!
    От всей души желаю многоуважаемому Владимиру Николаевичу крепкого сибирского здоровья, кавказского долголетия, душевного спокойствия, семейного благополучия, новых творческих успехов, мира и добра!

    Ответить
Еще новости
8 (3022) 32-01-71
32-56-01
© 2014-2023 Читинское обозрение. Разработано в Zab-Net