Великий актёр и герой

К 100-летию со дня рождения Алексея Смирнова. Часть II


Часть I

28 февраля гайдаевскому верзиле «Феде» исполнилось ни много, ни мало 100 лет! А потому сегодня мы продолжаем наше повествование об одном из самых блистательных актёров советского кинематографа, подлинном герое-фронтовике Великой Отечественной войны и о простом, скромном человеке, Алексее Макаровиче Смирнове!

Театр, бас, мама и кино

В конце 1950-х годов актёр после первых своих появлений в кино в крохотных эпизодах какое-то время продолжал работать в ленинградском театре музыкальной комедии, затем перешёл в Ансамбль оперетты М. Ксендзовского и много ездил по гастролям, зарабатывая деньги для своей больной мамы, которая нуждалась в серьёзном уходе. Примерно в это же время актёр понял, что его будущее – это кинематограф, предложения сниматься следовали одни за другими, и он расстался с театральными подмостками навсегда. Были у Алексея ещё две серьёзные причины отказаться от Мельпомены. Первая – явная. Обладая от природы великолепным и редким голосом – грудным басом – актёр …совершенно не имел слуха. И займись Алексеем серьёзный специалист по постановке и развитию вокальных данных, кто знает, какой бы стала его творческая судьба. Однажды дело дошло до того, что артиста музыкальной комедии в фильме с его участием вынужденно озвучивал …Эдуард Хиль. Более «тайной» причиной расставания Смирнова с театром было то, что Алексей очень любил свою больную маму, а гастроли, как правило, бывали слишком длительными и не давали возможности полноценно ухаживать за ней. И сцена осталась без актёра-комика, которого так полюбили ленинградцы-театралы и особенно дети… Кинематограф же, наоборот, был в восторге от нового «приобретения». Кинокарьера Алексея начала стремительно раскручиваться.

В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели отличный приём у публики. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» он сыграл вахтенного матроса Митю Кныша, а в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Александра Роу – посла.

Женщины и… скорпионы
Между тем мама Алексея надеялась, что сын ещё женится – дескать, внуков на старости хочется понянчить. Разумеется, актёр пытался встречаться с женщинами, видя в каждой из них свою потенциальную жену. Но из этого ничего не выходило. Он сильно комплексовал по поводу своей внешности. «Ну, кому я, такой толстый, мордастый и неуклюжий, нужен?! – жаловался он приятелям. – Я даже руку женщине поцеловать не могу – как-то по-дурацки это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить – главное, чтобы я ей не совсем противен был. А где ж такую встретишь?..». 

Да, общаться с женщинами Алексей Смирнов не умел. Однако девушки шарахались от актёра вовсе не от его могучих внешних данных, а от его ...хобби …с энтомологическим уклоном. Театрал-комик занимался коллекционированием различных пресмыкающихся и насекомых – бабочек, скорпионов и ядовитых змей.  Пойманные экземпляры он спиртовал или накалывал на булавки и хранил дома.

Однажды на гастролях в Кутаиси девушки из труппы театра заметили у себя в номере скорпиона, с визгом прибежали в номер к коллегам-мужчинам. Алексей забыл про всё и бросился к ним в комнату ловить «экземпляр». Девушки орали как сумасшедшие, показывали на Лёху пальцем и крутили у виска. Ну, как в такого чудака можно влюбиться?! Да и одевался он неважно. Гастроли длились по полгода. В его гардеробе был один спортивный костюм. Так он его заносит до дыр, потом заплатки пришьёт и дальше носит…


Как «Билл» Смирнов лошадью работал
Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» (1962) – экранизации произведений американского писателя О`Генри он доверил Смирнову роль Билла – добродушного увальня, задиры, решившего вместе с хитроумным мошенником Сэмом заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Интересно, что в одном из эпизодов картины был поставлен своеобразный мировой кинематографический рекорд: Смирнову-Биллу, изображавшему лошадь, что оседлал юный оторва Джонни, он же Вождь Краснокожих, за время целого ряда дублей и репетиций пришлось «проскакать» на четвереньках в общей сложности почти полтора десятка километров! «Копыта»-колени «лошади» были сбиты в кровь, но актёр стоически терпел муки ради искусства, которое, как известно, вечно требовало жертв.

Они оказались не напрасными. Картина была с восторгом принята зрителями, причём основная доля успеха выпала именно на новеллу «Вождь краснокожих», в которой помимо Смирнова участвовало ещё двое актёров: Георгий Вицин и 12-летний Серёжа Тихонов. После этого успеха Смирнов начал своё триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны.

Гарант успеха и сам себе каскадёр
После «Вождя» режиссёры, нередко скандаля друг с другом, доходя до ненормативной лексики, рвали друг у друга «фактурного» актёра. Участие в съёмках Смирнова гарантировало успех картины: и «фактурный», и высокопрофессиональный, и работать со Смирновым было чрезвычайно легко. Он не только понимал все режиссёрские задания с полуслова, но и безоговорочно, всегда отказываясь от дублёров, выполнял любые трюки. К любой роли Алексей Смирнов относился очень серьёзно и самоотверженно.

Во время съёмок «Полосатого рейса» он без дублера сидел на палубе в обнимку со спящим львом. А между тем актёр, как выяснилось позже, смертельно боялся это гривастое хищное чудовище. В такие моменты Алексей вспоминал своё фронтовое прошлое, и это всегда помогало. Актёр целый месяц ходил возле клеток и подкармливал здоровенных усатых-полосатых ради того, чтобы получился эпизод, где он тащит громадного хищного котищу за хвост. Но на самом деле он смог уговорить себя дотронуться лишь до кончика хвоста. И не он волок тигра, а тигр «вёл» его за собой.

В сказке Ролана Быкова «Айболит 66» Алексею Макаровичу, исполняющему роль весёлого разбойника – «ассистента» злодея Бармалея, пришлось иметь дело с мелкими, но не менее кровожадными «хищниками» – много дней подряд актёру ради реалистических съёмок пришлось торчать в субтропическом болоте, нашпигованном отвратительными крупными пиявками, которые его нещадно кусали. Оценив мужество актёра, режиссёр Быков пригласил его в другой свой фильм – «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» – на роль одного из музыкантов. Когда по ходу съёмок музыканты должны были нырять в ледяную воду с температурой всего +4 градуса да ещё бултыхаться в ней, все исполнители отказались от этой пытки холодом. Нырнули только трое – сам Ролан Быков, Зиновий Гердт и Алексей Смирнов.

Звёздный «Федя»
В 1964 году он снялся у Леонида Быкова (с которым крепко подружился до конца своей жизни) в «Зайчике» и у Элема Климова в его знаменитой комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Наконец пришёл, наверное, самый счастливый, главный год в жизни 45-летнего актёра.

В 1965 году начала своё победное шествие картина Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поклонник зелёного змия – Федя (по сценарию – Верзила) в исполнении колоритного Смирнова даже затмил своим образом тогда уже знаменитую троицу: Труса, Балбеса и Бывалого. «Исторические» фразы Феди: «Кто не работает, то ест! Учись студент!», «К людям надо сейчас мягше, а на вопросы смотреть ширше», «Давай бухти о том, как спутники бороздят сцену Большого театра», включая самую популярную от Шурика – «Надо, Федя! Надо!» и т.д. ушли с экрана в народ и ...не вернулись.

Интересно то, что Федей в гайдаевской картине мог стать совсем другой актёр! Оказывается, на роль Верзилы серьёзно претендовал …«прораб стройки» – Михаил Пуговкин, именно его кандидатура рассматривалась худсоветом «Мосфильма» в первую очередь (см. фотопробы). А на роль прораба предполагался …Владимир Высоцкий. Но Гайдай приложил все усилия, чтобы всё вышло как надо…
Лидера проката 1965-го только за первый месяц (!) посмотрели почти 70 миллионов зрителей! В последующие годы он бессчётное количество раз демонстрировался по ТВ. Картина, не без помощи Алексея Смирнова, пережила эпоху. Сам же актёр в тот знаменательный 1965-й приобрёл по праву звёздный статус. Приобрёл пожизненно.

Две звезды смеха
Затем Смирнов снялся у Ролана Быкова в «Айболите-66» (1966), у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке» (1967), у Виктора Садовского в «Удар, ещё удар», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка» (оба – 1968). Все эти фильмы, несмотря на их разный художественный уровень, оказались настолько популярными у зрителей, что актёры, занятые в них, мгновенно превратились в национальных кумиров. Это относилось и к Смирнову, который, сыграв в этих картинах роли, пускай и второго плана, сумел стать одним из любимых комиков советского кино.

Когда Алексей Смирнов шёл по улицам любого советского города, не было человека, который не узнал бы его – начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Короче, слава этого актёра тогда стояла вровень со славой другого комика кино – Савелия Крамарова


Тонкий драматический актёр
Творческая судьба распорядилась так, что из-за внешности актёра многие воспринимали его как этакого мужлана, увальня, невежду, который прочёл за жизнь всего пару книжек, а в кино попал только за счёт фактурной внешности. Но она была только маской, за которой скрывался интеллигентный, ранимый, умный, начитанный человек. На съёмки Смирнов обязательно приносил томик стихов и читал его в перерывах. Как-то он поразил одного своего партнёра по съёмкам, читая ему всю ночь у костра японскую поэзию. Да и всесоюзная слава комика Алексея Макаровича, очень скромного в жизни человека, нередко тяготила. Актёр всегда мечтал играть драматические роли, а режиссёры и слышать не хотели о том, чтобы доверить ему серьёзную роль. Хотя были в этом ряду и исключения. В основном это касалось постановщиков, которые работали на студиях союзных республик.

В 1967 году Смирнова пригласили на «Беларусьфильм» для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» (первоначальное название картины – «Христос остановился в Гродно»). Фильм рассказывал о далёких временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. И вот в разгар этого бедствия в Гродно приезжает группа комедиантов. Одного из них, который изображал из себя апостола Петра, играл Смирнов.

К сожалению, работа над этим фильмом была сопряжена с массой трудностей цензурного характера, когда высокие чиновники из Госкино буквально резали картину по живому. В съёмочной группе стали возникать скандалы, некоторые актёры даже собирались уйти из фильма. Когда картину всё же удалось завершить, она прошла малым экраном, и массовый зритель её так и не увидел.

Следующий раз Смирнова пригласили на студию им. Довженко. Режиссёры А. Швачко и И.Самборский, зная о фронтовых заслугах актёра, пригласили его в 1968 году в свой фильм «Разведчики». Фильм получился откровенно слабый, хотя и пользовался некоторым успехом у зрителей. Смирнов сыграл в нём роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и его друг, Леонид Быков. Как было отмечено выше, их дружба началась в начале 60-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград, и снял Смирнова в своём фильме «Зайчик». Однако этот фильм оказался не слишком удачным дебютом режиссёра Быкова, и после него ему пришлось ждать целое десятилетие, чтобы доказать зрителям и критикам своё право заниматься режиссурой.

Мечта сбывается, или «В бой идёт Макарыч»
Судьба лишь однажды, но всё-таки улыбнулась вечному комику почти единственной, но блистательной улыбкой – в 1973 году давний друг Алексея Макаровича, актёр и режиссёр Леонид Быков пригласил его в свою картину – военную драму «В бой идут одни «старики» на роль Макарыча – механика главного героя – лётчика Титаренко, которого исполнял сам. Худсовет студии им. Довженко, где должна была сниматься эта картина, был резко против кандидатуры Смирнова:

«Не бывать этому никогда! У него же тупое лицо!». Быков не менее жёстко парировал: «Позвольте, но этот человек, как вы утверждаете с «тупым лицом» – фронтовик, кавалер ордена Красной Звезды и двух орденов Славы!» – «Это ещё ни о чём не говорит» – «Это говорит лишь о том, что без Смирнова я фильм ставить не буду!». И режиссёр победил. «Ну что, Макарыч, старик, теперь вместе идём в бой», – радостно сообщил он другу… Именно эта роль впервые по-настоящему высветила способность Алексея Макаровича играть драматические роли.

В одном из разговоров с коллегами он тогда с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашёл своего режиссёра». Как не горько это звучит, жизнь знаменитого актёра и героя-фронтовика, доверху наполненная «звёздами и терниями», завершалась не без «помощи» известной «национальной болезни». Леонид Быков приготовил своему другу новую драматическую роль в фильме «Аты-баты, шли солдаты». Но актёр не смог сниматься – начали также активно напоминать о себе давние ранения, контузии и последствия давних, рискованных для здоровья съёмок. Последней крупной работой Алексея Макаровича стал совместный чешско-советский кинопроект режиссёра Олдриджа Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии... Смирнов. Затем он снялся ещё в трёх картинах, однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами.

Все материалы рубрики "Синескоп"


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации атвора
«Читинское обозрение»
№13 (1601) // 25.03.2020 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).