Евгений Нимаев: Отвергая — предлагай

На страницах нашей газеты мы открываем новую рубрику под названием «НАШИ-театральные»


Всех поклонников театра в ближайшее время ожидает волнующее и торжественное событие — обновлённый Забайкальский краевой драматический перелистнёт страничку своей славной истории. В связи с этим на страницах нашей газеты мы открываем новую рубрику под названием «НАШИ-театральные», дебютантом которой сегодня стал актёр театра Евгений Нимаев.

Первое, что бросается в глаза при знакомстве с Евгением Нимаевым, это его неуёмная энергия. Такие люди неизбежно привлекают внимание других, им нужно постоянно находиться в гуще каких-то событий, действовать. Окружающие реагируют на их энергию и идут за ними. Хорошо, когда эта энергия несёт в себе положительный заряд, как в случае с нашим героем. Именно театр стал для него тем местом, где его сила востребована и дарит радость другим людям.

Пацан из КСК
Когда-то, в начале девяностых, пацан из посёлка Текстильщиков толком и не представлял себе, что такое театр. В те трудные годы многим было не до искусства, а уж тем более, мальчишкам, которые носились по стройкам, проводили свободное от учёбы время в подъездах с гитарой.

— У меня было нормальное советское детство, из которого я вынес так пригодившиеся мне во взрослой жизни уроки, — рассказывает Евгений. — Повлияла на моё становление и армия. Те, чья молодость пришлась на лихие девяностые, помнят, какое это было сложное время. Будучи студентом, я подрабатывал охранником в ночном баре, нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Отдежуришь до четырёх утра, а потом на репетицию. Чего только не было — и драки, и разборки. Неизвестно, как сложилась бы моя жизнь, если бы судьба не привела меня в наш театр, где первым моим художественным руководителем стал Николай Алексеевич Березин. Радует, что обновлённый Забайкальский драматический будет носить его имя. В театре и сейчас, при Юрии Ивановиче Пояркине, главенствуют березинские принципы — показывать только светлое, доброе, нравственное. Думаю, по-другому и нельзя. Я сам когда-то подспудно, а теперь уже сознательно, тянусь к этому. Если ты будешь показывать мракобесие, то неизбежно станешь неугоден ни Богу, ни людям. Миссия театра — вызывать в людских душах отклик, заставлять их думать.

По словам Евгения, ему всегда было присуще обострённое чувство справедливости, в ранней молодости имевшее форму юношеского максимализма. Помогло вовремя сказанное слово:

Когда-то я услышал от одного человека такие слова в свой адрес: «Женя, что ты распыляешься напрасно? Отвергая — предлагай». И тут, как говорится, я присел. Всё это ко мне пришло, конечно, не в одночасье, тем не менее я до сих пор стараюсь следовать упомянутому принципу и долго обдумывать свои планы.

Под «крышечкой чайника»
Идея Нимаева с постановкой моноспектакля когда-то была выношена таким же образом. Его дебютной работой в этом жанре стал спектакль «Сороковые-роковые», приуроченный к семидесятилетию Великой Победы. Как признаётся сам актёр, этот замысел зрел в нём лет десять:

— У меня было множество сомнений по поводу реализации этой идеи. Я долгое время ни с кем не делился планами, репетировал за рулём автомобиля или ночью дома. Возникали опасения, что не смогу заинтересовать зрителя, а коллеги по цеху подумают, что я выскочка. Но в голове всё кипело, и, когда, как говорится, из-под «крышки» уже начал идти пар, я всё же решился, следуя принципу «Боишься, не делай, а раз делаешь, то не бойся».

Терзания Евгения можно понять без труда, ведь моноспектакль — это огромная ответственность для артиста, когда час, а то и полтора нужно работать одному и при этом удержать зрителя, от начала и до конца сохраняя накал и отпустив только в финале. Ведь здесь нет присущих обычной пьесе этапов развития сюжета, а есть только чёрные кулисы, актёр и его гитара. До сих пор Евгений благодарит Бога за то, что тогда всё получилось, спектакль имел потрясающий успех и вслед за этим ему стали поступать просьбы о повторении спектакля.

— В тот момент я всё поставил на карту, для меня это была своеобразная проверка на вшивость: смогу ли? Эмоциональный накал зашкаливал. Я всегда стараюсь видеть своего зрителя, не отгораживаясь от него стеной, поэтому если бы в тот момент я наткнулся бы взглядом на скучающие лица, для меня это был бы провал, — признаётся актёр.— Или кто-то подошёл после спектакля и сказал бы: «Ну, в принципе, ничего». Тут же просто кожей чувствуешь обман. Поэтому, когда всё удалось, меня буквально пробило. Со временем пришёл опыт и постановки, и владения аудиторией.

На вопрос о том, почему моноспектакль был поставлен именно на военную тематику, Евгений отвечает:

— В эту годовщину Победы как-то особенно активно сверху посыпались указания о проведении мероприятий о войне, многие из которых, к сожалению, организовывались для галочки. Меня коробило, когда некоторые молодые люди выбрасывали георгиевские ленточки, тогда массово выдаваемые на улицах. И мне до боли захотелось донести до молодёжи ту правду о войне, которую так помнит ещё моё, пограничное, поколение. На классных часах мы встречались с ветеранами, слушали их, раскрыв рот, знали их всех в лицо, здоровались, интересовались их делами. Мы думали о событиях, о которых они нам рассказывали, анализировали их, пропуская через себя. Так в нас воспитывался настоящий, не искусственный патриотизм. Именно желание донести ту самую, мою, правду о войне, какой я её себе представляю, и заставило меня поставить этот моноспектакль. К счастью, он понят зрителями, среди которых были и молодёжь, и старшее поколение.

«В ней нет ничего лишнего»
Наши земляки, следящие за творчеством Евгения Нимаева, знают его и по ежегодным концертам, на которых он исполняет песни Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова. Как признаётся сам актёр, идея проведения таких концертов не давала ему покоя уже давно. Когда Союз театральных деятелей одобрил проект, к нему подключились другие люди, и так в театре несколько лет в день рождения Владимира Высоцкого проводились эти концерты.

Многие согласятся со мной в том, что песни Владимира Семёновича мало кому удаются, лично у меня неуклюжее исполнение его репертуара вызывает протест. Высоцкий в исполнении Нимаева звучит естественно, логично и не наигранно. По признанию Евгения, он не старается подражать Высоцкому, просто по-другому он не звучит. И с этим трудно не согласиться.

— На творчестве этих музыкантов формировалось моё мировоззрение, — рассказывает мой собеседник. — Поэзия их очень точная, она близка мне. В ней нет ничего лишнего, каждое слово бьёт в «десятку». Их тексты вполне могут стать пособием по философии. Сейчас, к сожалению, концерты приостановлены ввиду введённых ограничений, но очень хочется надеяться, что в обновлённом театре мы возобновим их проведение. Думаю, их будут слушать всегда, это классика. Я часто ловлю себя на мысли о том, что не понимаю, о чём поют современные исполнители. Разве можно с этим выходить на сцену?

«Домашняя работа», которая в голове
Каким должен быть актёр театра? По мнению Нимаева, в первую очередь, думающим.

— Понятно, что в театральном процессе главенствует режиссёр, который за всё отвечает. Но и актёр, поняв его замысел, тоже должен думать, в первую очередь, это «домашняя работа», которая должна происходить в голове. Работа актёра — это не просто выйти на сцену и сказать текст, зритель с таким же успехом сам прочтёт пьесу и в своей голове сыграет её. Он приходит в театр за эмоциями. И если он аплодирует после спектакля, то, не дай Бог, по поводу того, что действо наконец-то закончилось. Тут важно увидеть другое. Если это есть, то ты не зря ешь свой хлеб. Не совсем согласен с выражением, что нет маленьких ролей. Это так, для красного словца. На самом деле актёр вырастает из весомых и думающих ролей. И всегда хочется таких, чтобы, как говорится, на душе прокатиться. Что касается меня, пожалуй, такими для меня стали роли Емельяна Пугачёва и Евгения Онегина. Несмотря на то, что не было внешнего сходства ни с одним, ни с другим, внутренне это мои роли, — говорит Нимаев.

Безусловно, каждый актёр в роль привносит что-то своё, и опытный и мудрый режиссёр умеет это увидеть и оценить. Нимаев говорит:

— Мне очень повезло, что мы с Николаем Алексеевичем Березиным, можно сказать, были на одной волне. Некоторое время я даже обижался на него, почему во время «разбора полётов» после репетиции он не делает мне замечаний. Вот сидишь и думаешь, правильно ты сделал или нет. Помню, как года за два до его смерти, когда Лёша Тебеньков ставил пьесу «Недоросль», Николай Алексеевич подошёл ко мне, так по-отечески обнял и сказал: «Да сделаешь…». И тут у меня буквальным образом выросли крылья — да, он мне доверяет.

Гордеев-Димов-Нимаев
Не так давно Евгений Нимаев возглавил студенческий театр ЗабГУ «Странник». Совместно с ребятами было решено начать с постановки пьес забайкальских авторов. Свой выбор остановили на романе Александра Гордеева «Молодой Бояркин».

— Я был дружен с Александром Николаевичем, мы вместе работали, — рассказывает Евгений. — Взяв за основу его роман, приправив его «вкусными» моментами из произведений ещё одного замечательного земляка-писателя Олега Димова и добавив множество своих моментов, я написал пьесу, которую назвал «Гордыня». Колоссальную помощь в этом мне оказали студенты, которые также загорелись этой идеей, и которым я очень доверяю. Это история о человеке, решившем взять жизнь в свои руки, обуздать её и, заменив Бога, собственноручно давать людям радость, счастье и всё, что они пожелают. В итоге — полное разочарование и раскаяние. Пьеса буквально на днях вышла из-под пера, и я надеюсь, что в ближайшее время мы её поставим.

«Арию я начал вовремя»
В разговоре Евгений сетует на нехватку времени, на реализацию всех идей, которые кипят «под крышечкой чайника».

Как отцу семейства, ему приходится немало времени уделять и детям, и своей любимой жене Ольге, которая уже давно приняла на себя роль первой ценительницы произведений Евгения. Немалую часть его душевных сил и времени занимают благотворительные акции, участником которых он становится благодаря своему таланту. По признанию актёра, «путеводной звездой» в этом направлении для него давно стал забайкальский писатель Валерий Попов, который занимается всеми организационными моментами и, по признанию Евгения, является для него примером бескорыстия и преданности своему делу.

— Валерий Викторович является ярким примером того, как нужно жить. Этот неравнодушный к жизни человек в своё время помог многим писателям-землякам издать свои книги, направляя письма в разные инстанции, в их числе и наш замечательный автор Борис Макаров, и любители-литераторы из Атамановского дома престарелых, и другие, — говорит актёр.

Евгений Нимаев из той когорты людей, общение с которыми не напрягает, а приносит удовольствие. Заслуживает уважения и столь редкое в наши дни качество, как умение посмеяться над собой. Он рассказывает:

— В работе любого актёра случаются так называемые внештатные ситуации, и я не исключение. Классикой жанра для меня остаётся спектакль «Моя прекрасная леди», когда я, влюблённый в героиню, должен был произнести слова: «Мисс Дулиттл дома?», подарить цветы и начать арию. Выйдя на сцену, я с ужасом осознаю, что забыл имя «возлюбленной», а музыка уже пошла. Я произношу фразу: «Дома?» Ответ от актрисы, играющей служанку, был неожиданным: «Кто?»… Могу сказать, что арию я начал вовремя и всё обошлось. Я очень люблю наш театр и благодарен всем моим неравнодушным коллегам.

Пожелаем же Евгению Нимаеву успехов, чтобы у него всегда всё было вовремя и в «десятку».

Все материалы рубрики "НАШИ-театральные"

 


Екатерина Скороход
Фото автора
«Читинское обозрение»
№48 (1688) // 24.11.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).