«Сила природной одухотворённости»

К 80-летию со дня рождения Александра Вампилова


Не так давно мы отметили 80-летие со дня рождения Александра Вампилова. Он написал шесть пьес, обошедших всю страну, создал свой театр, пронизанный большими человеческими чувствами и сохранивший чеховские традиции. Его сценические произведения нашли своё воплощение в театрах Польши, Венгрии, Болгарии и других европейских стран. На родине ему поставлен памятник, он назван в числе самых известных, «замечательных людей Байкала».

Забайкальский старт
Не признавая искусства для развлечения, Вампилов создавал произведения для театра переживания, в зрителе видел соучастника и критика того, что происходит на сцене. Об этом он хотел серьёзно поговорить в седьмой пьесе «Несравненный Наконечников», но она осталась незаконченной.

Смерть прервала такую яркую творческую деятельность. Вампилов утонул накануне своего дня рождения, когда ловил рыбу для угощения друзей и родных. Нелепый случай: лодка перевернулась, натолкнувшись на скрытый под байкальской водой топляк, и он, не доплыв до берега, ушёл под воду. Сердце, «больное болью многих людей», не выдержало тяжёлого испытания, через день ему было бы 35.


Он родился в августе 1937 года в г. Иркутске, а уже в 1965 году после семинара молодых писателей Восточной Сибири и Дальнего Востока, который проходил с 6 по 16 сентября в Чите, стал известным на всю страну драматургом.


Тогда по решению Центрального комитета комсомола и правления Союза писателей РСФСР именно наш город принимал гостей из разных уголков Советского Союза от Москвы до Чукотки. Семинар открыл новые имена и дал путёвку в большую литературу группе начинающих писателей, которых в дружеском шарже газеты «Забайкальский рабочий» назвали «литературными салажатами». Среди них был и Александр Вампилов.

«Чита была к нам очень добра...»
Его первая рукописная пьеса «Прощание в июне» обратила на себя внимание современностью языка, полемичностью, умением за внешней непритязательностью сюжета спрятать глубокие размышления о жизни и человеческих отношениях. Обращённая к истокам человеческой подлости, она раскрывает мелочную душонку спекулянта Золотуева. «Каждого человека можно купить, – говорит он, – важно только правильно определить сумму». Автор непримиримо борется с ложью и бесчестием, его нравственные ориентиры иные, и он убедителен в своём писательском таланте. Пьеса послужила поводом для приёма в члены Союза писателей.

Ставший преддверием к празднику «Забайкальская осень», который проводится ежегодно в нашем городе, семинар стал событием всесоюзного масштаба, оставившем яркие отзывы о себе, есть среди них место и А. Вампилову. В 1970 году журнал «Сибирь» (№5) опубликовал эти признания, полные искренности и тепла: «Чита была к нам очень добра, надеемся, что она была справедлива. Я думаю, что мы до сих пор отрабатываем авансы, выданные нам в Чите осенью 1965 года. Николай Николаевич Кладо, тогдашаний руководитель драматургической секции семинара, человек трезвого, проницательного ума, поддерживая мои первые сочинения для сцены и обнадёживая меня на будущее, говорил тогда не об одних только розах, достаточное внимание он справедливо уделил и терниям, без которых мало кому удаётся серьёзная литературная работа. Прошло пять лет, кое-что у меня было поставлено в театрах, было кое-что за это время и написано, но солнечная щедрая Чита, наверное, останется самым дорогим и самым необходимым воспоминанием, говоря словами классика, «праздником, который всегда со мной».

Отрадно сегодня читать эти строчки, вспоминая свою юность, наполненную драгоценными событиями и встречами на площади им. Ленина, в Доме офицеров и в Пушкинке. Книга была в почёте, писатель был своеобразным светочем, ему доверяли, желая услышать от него правду.

Суровая правда Вампилова
Случилось так, что талантливый выпускник читинского пединститута Михаил Чумаченко, создавший студенческий театр «Круг» (1978-84), поставил спектакль по нашумевшей тогда острой пьесе А. Вампилова «Утиная охота» (1971), вызвавшей неоднозначные отзывы и взбудоражившей умы современников относительно главного героя Зилова. Потом был фильм с участием любимого артиста Олега Даля в роли этого персонажа, который мечтал отправиться на утиную охоту, но это романтическое желание скрывало несостоятельность его жизни. Драма человека, потерявшего себя в «Утиной охоте», требовала от постановщика максимально точного понимания глубинной сути пьесы. Вскоре она стала репертуарным произведением многих театров страны, и хотя после её просмотра чувствуешь себя неуютно, она задевает, в ней есть какая-то суровая правда, наедине с которой ты производишь суд над собою.

Очень точно о герое сказал земляк Вампилова, писатель Валентин Распутин: «Зилов не просто герой, …это тип, явление далеко не ординарное и безопасное, и с «зиловщиной», пустившей глубокие социальные корни, нам впереди бороться и бороться, страдать от неё и страдать – и, быть может, самая большая заслуга Вампилова в том и состоит, что он один из первых её распознал и показал настолько ярко, с такой художественной силой, что мы только-только сейчас стыдливо решаемся смотреть это на сцене… Зилов живёт едва ли не в каждом из нас, подвигая нашу искренность к цинизму, и как мы впустили его в себя, почему позволяем ему хозяйничать, в этом ещё разбираться да разбираться».

«Останешься ли ты, человек, человеком?»
Популярность Вампилова росла с каждым годом. В марте 1980 года, будучи на семинаре в Риге, я познакомилась со спектаклем по уже известной пьесе А. Вампилова «Утиная охота», постановку которого осуществил государственный Рижский театр русской драмы. Удивило бережное отношение к тексту, точное попадание в образ. Непростой характер главного героя Зилова тревожил воображение, заставлял размышлять о правоте его поступков, в фойе после просмотра разгорались зрительские страсти…

Любимым произведением читателей и зрителей стал и его «Старший сын», по которому был также создан фильм.

В репертуаре забайкальского синтетического (драматический и кукольный) театра «ЛиК», созданного в 2002 году, рядом с «Варшавской мелодией» Л. Зорина, «Ретро» А. Галина, «Слово о полку Игореве» по М. Вишнякова была и пьеса А. Вампилова «Прошлым летом в Чулимске».

Тексты Вампилова с интересом как читаются, так и инсценируются. Большой талант заметен во всём: и в психологической глубине персонажа, и в речевой характеристике героя, и в деталях быта. Убедительно раскрывает писатель чистую душу Сарафанова, с наивностью думающего о том, что наступит время миролюбия, братства, и отступит жестокость.

Такие же мысли приходят и к Валентине – героине пьесы «Прошлым летом в Чулимске», о ней говорили как о «самой страдающей добродетели», полной внутренней силы и веры в людское счастье. Внешне слабые и незащищённые в суровой действительности, герои Вампилова оказываются стойкими и преданными истинным законам жизни.

В предисловии к книге «Старший сын», написанном Валентином Распутиным, читаем: «В поэзии Николай Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую надежду почти в единовременье потеряла с этими именами российская литература… И, кажется, сама совесть навсегда осталась с ними в литературе. Народ наш на удивление чуток к таланту, едва ли где-нибудь ещё, у другого какого народа, можно отыскать подобную чуткость… И потеря таланта, гибель его воспринимается нашим читателем и зрителем как личная трагедия… Вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства».

На первом плане образы отца и сына. Восприятие старшего сына Сарафанова, до старости сохранившего душевную теплоту и веру в людскую порядочность, именно таково, что хочется не только его понять, но и помочь разобраться в непростых поворотах нашей жизни. Как будто подключаешься к нравственному испытанию: «Останешься ли ты, человек, человеком?». Наверное, в этом и сказывается сила таланта писателя Вампилова.

И вновь обратимся к Валентину Распутину, сумевшему как никто другой угадать истинную мощь дарования Вампилова: «Читая Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: «Мир спасёт красота». Красота и сила природной одухотворённости, перешедшая в красоту и силу человеческой духовности, во имя сохранения которой и обязано трудиться искусство».

Все материалы рубрики "Читаем"

 


Людмила Полетаева
«Читинское обозрение»
№42 (1474) // 18.10.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).