Медик с душой лирика

Несколько слов о нашей современнице Алле Озорниной


Судьба свела нас в пору работы над материалами по литературному краеведению для научно-популярного журнала «Забайкалье: наука, культура, жизнь», литературным редактором которого была Алла Озорнина.

Наши разговоры о судьбе забайкальской культуры нередко перерастали в споры, работа требовала мобилизации сил и знаний, каждые две недели надо было выдавать готовый материал. Тогда-то я и освоила ритм журналистской деятельности, хотя основная преподавательская работа отнимала немало времени.

Проверяя мои тексты, А. Озорнина умела находить нужные слова, чтобы корректно указать на недочёты с желанием довести до совершенства материалы для печати. Вышедшие за несколько лет жизни альманаха (2002-2008) 12 статей позже легли в основу моей монографии «Поэтическое Забайкалье XIX века», значение её для краеведения было оценено в 2014 г. первой премией в данной номинации. В этом есть и заслуга А. Озорниной
.

Через некоторое время я пригласила свою коллегу как писателя на встречу со студентами филфака, изучавшими литературное краеведение. Они знали, что отцом её является писатель Георгий Граубин, но открытием для них было то, что по первой специальности она – врач, успешно окончившая в 1976 году Читинский мединститут. Вокруг этого аспекта её биографии начались оживлённые разговоры, вспоминали русских писателей с подобной отметиной (Владимир Даль, Антон Чехов, Михаил Булгаков, Александр Розенбаум и её наставник – доктор медицинских наук Борис Кузник).

Представленные писательницей две книги «В лабиринтах Бутинского дворца» и «Эхо минувших веков», с которыми заранее успели познакомиться студенты, были встречены с интересом, выступающие отмечали своеобразие манеры повествования, в основе которого лежат детективные и фантастические элементы. Приводя примеры, подчёркивали, что в атмосфере художественного напряжения особое место отводится живому, энергичному диалогу, мастерски выстроенному и окрашенному тонкой иронией. Это оживляет текст, делает его эмоциональным, увлекательным. Разглядели они и интересную синтаксическую структуру предложения в тексте, отметили и любимый жанр повести и рассказа. Незаметно пролетело время, оставив неизгладимые впечатления от встречи с интересным собеседником, глубоко заинтересованным в своём читателе.

После близкого знакомства с А. Озорниной мне вдруг показалось, что её фамилия соответствует её энергичному, динамичному характеру. В разговоре с нею все отмечают её остроумие и демократизм, она – современна и всегда в поиске – одним словом, озорная, как и её герои. Детская писательница Алла Георгиевна Озорнина в какой-то момент из медицинской сферы, почувствовав в себе потребность выражения мечты и душевных переживаний на бумаге, ушла в сферу словесного искусства
.

Наставничество двух ярких личностей: отца и профессора медицины, ставшего известным писателем края, – Бориса Кузника – она высоко ценила, впрочем, как и своих коллег по цеху, всматривавшихся в её творчество. Наверное, это было сильное влияние близких талантливых людей, способствовавших развитию даровитой натуры. Вот как об этом пишет в новой книге «Граубин знакомый и незнакомый» его давний друг Б. Кузник:

«Я помню, как на одном из творческих вечеров, проводимых в студенческом театре «Бицепс», Аллочка читала свой рассказ. Речь шла о том, как она сражалась со шкафом. Рассказ был очень смешной, мы все за животы держались. А она смотрела на нас широко открытыми удивлёнными глазами и спрашивала: «Что, правда, смешно? Правда, понравилось? Так ведь я рассказала о том, что со мной происходило на самом деле». Вначале к творчеству Алёнки Георгий Рудольфович относился с недоверием. И когда я убеждал его, что Алла талантлива, он усмехался и произносил своё обычное: «Мужики сумлеваются». Но уже после выхода её первой книги «Мы с Витькой» его отношение к Алле стало меняться. В последние годы своей жизни он с гордостью говорил, что Алла как детский писатель полностью реализовала себя
».


Алла Озорнина и юные читинские книголюбы под руководством Т.К. Вяткиной

Сегодня она печатается в Москве (недавно там вышли две книжки), где в 1988 году её первая книга рассказов «Мы с Витькой», изданная в Иркутске, получила одобрение столичных критиков. С того времени регулярно выходят её произведения; стали широко известными сборники повестей и рассказов «Неожиданная находка», «Стань победителем» (Иркутск, 1992), «Эхо минувших веков» (М., 2003). А повесть «Золото серебряной горы» даже вышла в серии «Золотая библиотека», и её рекомендовали для внеклассного чтения в школах не только нашего края, но и России

Член Союза писателей России с 1997 года, Алла Озорнина не так давно была избрана секретарём писательской организации Забайкальского края.

Наше общение продолжается, впереди «Забайкальская осень», о которой, как мне кажется, Алла Георгиевна уже давно начала думать и готовиться. Пожелаем же в юбилейный год ей доброго здравия и больших творческих успехов!

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 


Людмила Полетаева, 
кандидат культурологии
«Читинское обозрение»
№33 (1465) // 16.08.2017 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).