Музыка не терпит фальши

Руководитель духового оркестра Читы Андрей Гандзий удостоен ордена Святителя Николая Чудотворца III степени


По ходатайству министерства обороны РФ Великая княгиня Мария Владимировна возвела подполковника Андрея Гандзия в кавалеры военного ордена Святителя Николая Чудотворца III степени за заслуги в обеспечении военной безопасности России и полезные труды по укреплению её могущества, а также подписала грамоту на личное дворянское достоинство.

Награда послужила поводом для новой встречи с этим удивительным человеком – художественным руководителем и главным дирижёром муниципального духового оркестра города Читы.

Музыка – в ДНК
Андрей Гандзий родился в творческой семье в Винницкой области. Поэтому когда в возрасте четырёх с половиной лет разучил «Яблочко» на старинном, громоздком баяне, с трудом растягивая меха инструмента, стоявшего на полу, отец не очень-то удивился. А спустя несколько лет выменял для сына аккордеон на пуд муки – целое состояние по тем временам! Военный дирижёр хорошо знал, что такое – истинное увлечение музыкой. И не прогадал – сын пошёл по стопам отца, посвятив себя работе с духовыми оркестрами.

К барьеру!
Любой разговор с Андреем Гандзием исполнен размышлений о музыке, о времени, в котором мы живём. Вот и сейчас вспомнил заметку в одной из читинских газет, где автор утверждает, якобы дети войны «пировали» в те годы, не зная никаких лишений.

– Да это же настоящий бандеровец писал! Мы ели лебеду, гнилую картошку… По весне, только отцветали яблоньки, жевали зелёные плоды. Тяжело об этом вспоминать… Только музыка и спасала меня. Но я играл не только для души. С восьмилетнего возраста, уже после войны, играл на украинских свадьбах, которые длились по два дня. Руки опухали, а что делать? Потом трубу освоил, так там губы лопались, все в волдырях были. А этот умник пишет, что мы пировали. Залепить бы ему пощечину за всех, чьё детство пришлось на войну.

Ко мне прилипают первые места!
Да, это правда: на протяжении всей жизни уроженец Винницкой области никому не отдаёт пальму первенства, будь то конкурс вокалистов, музыкантов или оркестров. Только «прилипают» победы не сами по себе, а благодаря упорному труду, помноженному на талант. И вот результат: первое место с армейским хором во время прохождения срочной службы, победа во всесоюзном конкурсе молодых талантов в период учёбы в Одесском музыкальном училище по классу трубы. Затем музыкант обучался на военно-дирижёрском факультете Московской консерватории им. П.И. Чайковского, из стен которой вышел дирижёром. Оркестр города Благовещенска, которым руководил впоследствии Андрей Гандзий, также одержал победу в конкурсе.

– Потом меня перевели в ГДР. Хотели начальником службы поставить, а я не был тогда членом партии. И только в 42 года назначили начальником оркестровой службы ЗабВО. Здесь прослужил 6 лет, потом вышел на пенсию. В 2002 году, когда преподавал в читинском музыкальном училище, мы поехали на конкурс в Красноярск, и опять 1 место. Через некоторое время поехал с муниципальным оркестром в Иркутск – там 1 место. Затем мы попали на международный конкурс духовых оркестров в Севастополь. И там – победа. Сейчас готовимся к конкурсу духовых оркестров в Иркутске.

Музыканты порой ропщут из-за больших нагрузок, потому что он требует оттачивать «каждую точку, каждую запятую». Но ведь иначе не достигнешь хорошего результата. А музыка, особенно классическая, не терпит фальши.

Сам же Андрей Гандзий крайне требователен к себе. Несмотря на поступившее однажды предложение работать с оркестром академии им. Фрунзе, он решил отправиться в Биробиджан, чтобы руководить никому не известным коллективом. Почему? Всегда считал, что лучше начать работу со слабым оркестром и добиться успехов, чем наоборот.

– В Благовещенске принял очень хороший оркестр, который до этого 13 лет не отдавал никому первого места. Для меня это был ответственный рубеж: нельзя скатиться с достигнутых высот. Я ещё только старшим лейтенантом был. Ну вот, приехал, справился. Девять лет мы были лучшими.

Хороший дирижер – какой он?
– Должен быть требовательным к себе. Не пасовать перед трудностями. Конечно, быть музыкантом – в самом высоком понимании этого слова. Быть грамотным. Но даже если будешь грамотным, толковым, но при этом воспринимать работу, как тяжёлый труд, толку не будет. И очень важно быть организатором, добиваться хороших условий для оркестра. Спасибо городской администрации, всегда идёт навстречу! Что касается кадров, то я охотно принимаю в коллектив бывших военных музыкантов. А молодых кадров нет, к сожалению. Вот и судьба оркестра тревожит, когда уйду на отдых. Хочется, чтобы лучшие традиции продолжились.

Награда обязывает
Андрей Андреевич признаётся, что не ожидал ничего подобного, потому что работает не для наград.

– Я просто люблю своё дело. Но очень приятно, когда люди обращают внимание на мою работу. Конечно, эта награда – очень необычная. Она давалась заслуженным людям России. Насколько я туда подхожу, не знаю. Но раз дали, что-то заслужил, наверное... Эта награда ко многому меня обязывает. Вот сейчас готовимся к конкурсу… Важно достойно выступить, порадовать зрителей. Я же не представляю своей жизни без оркестра. Когда становлюсь за пульт, на время отключаюсь от болезней.

Что касается дворянства, то Андрей Андреевич с улыбкой признаётся:

– Не знаю, никогда не было в роду дворян. Но приятно, конечно.

А мне кажется, что он уже давно заслуживает дворянского титула, поскольку соответствует лучшим представителям этого сословия, которые отличались честью, благородством, умением тонко чувствовать и всем сердцем любить Родину.

Все материалы рубрики "Люди родного города"

 

 

Оксана Сидоренко
«Читинское обозрение»
№7 (1543) // 13.02.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).