Душегубы бизнеса

Почему трудно вырастить форель и привезти монгольское мясо



Пока на западе страны бушуют санкционные разборки, у Забайкалья под боком расположились азиатские друзья, которые с радостью готовы и европейские продукты заменить, и на курорт к себе свозить. Да и доморощенные предприниматели не сидят – ищут пути выхода из кризиса, пытаются попасть на рынок. Вот только ни у первых, ни у вторых больших успехов пока не наблюдается. Почему? Этот вопрос среди прочих обсуждали участники первого международного форума приграничного сотрудничества, который состоялся 19-20 ноября в Чите.

«Золотая» рыбка
Забайкальский предприниматель Анатолий Турков задумал разводить форель. зарегистрировал КФХ. Планирует создать системное хозяйство. Тип производства рыбы – смешанный. Сначала форель выращивать, а через несколько лет, может, и осётра. Арендовал участок в 54,9 гектара за Угданом. Планирует построить три товарных цеха (по переработке рыбы, производству пищевой икры и кормов для рыбы) и даже приступил к их возведению. Стоимость проекта – 271 млн рублей. КПД для рынка труда – 71 рабочее место.

Ничего не скажешь, хорошая идея, и реализация проекта уже началась: открылся инкубационный цех в нежилом помещении жилого дома. В июле 2015 года получено 107 тысяч оплодотворённой икры, из них на сегодняшний день выведено около 80 тысяч мальков весом 2-3 грамма.
– Процент сохранения 75% – очень хороший показатель, – гордится предприниматель. 

Вот только не всё так безоблачно, как кажется на первый взгляд.
– Основная проблема – земельный участок. Буквально на днях заключили дополнительное соглашение, по которому аренда нашего участка (55 гектаров) составляет 7,5 тыс. рублей в год, то есть 136 рублей за гектар. До вчерашнего дня аренда была 38 тысяч рублей в день. Все помнят нашумевшее дело про аренду земли китайцам по цене 200 рублей в год за гектар, а у меня получается 252 тысяч рублей в год за гектар, что в 1261 раз больше! Сейчас эту проблему решили, но у меня долг в 3,5 миллиона за три месяца. За участок, где ещё не произведено ничего, где даже рыбы ещё нет. Просто поражает, как одна и та же земля одним росчерком пера становится в тысячи раз дешевле, – сетует Анатолий Турков.

Болотистую местность Анатолий Юрьевич специально выбирал:
– Никто там ничего строить не будет. Это старица реки Читинки, там мы будем разрывать землю под пруды.

Но если бы «золотая» земля была единственной проблемой предпринимателя. Другая трудность на его пути – банки. Несколько, в том числе Россельхозбанк, который специально создан для поддержки малых и средних предприятий, отказало в кредите. Лишь благодаря содействию министра экономического развития края заявку Анатолия Туркова одобрил АТБ. Да и то со ставкой в 18,5% годовых.



Губернатор Забайкальского края 
Константин Ильковский:

– Радует, что формат форума предполагал обсуждение не только экономических вопросов и проблем. Сегодня нет недостатка в экономических форумах и нет территории, которая не стремится проводить ежегодно экономический форум. А вот форумов, которые объединяют в себе все вопросы: экономики, культуры, экологии, не так много. Одна из перспективных задач для будущих форумов, а мы их будем проводить раз в два и три года, – продемонстрировать историю успеха конкретных людей, реализовавших именно те идеи, которые мы обсуждали в рамках круглых столов и дискуссий.



Пусть всегда будет солнце
У ООО «Северо-Западная Компания» дела идут получше. Руководитель компании Андрей Меланьин на семинаре по производству в сфере малого бизнеса, который прошёл в рамках форума, поделился опытом работы своего предприятия:

– В Забайкальском крае нет газа, дорогая электроэнергия. Какие у нас преимущества? У нас свыше 2-х тысяч часов солнца в год. Поэтому мы решили заняться вопросом производства солнечных коллекторов. Тема эта не нова. Тем не менее, один из моментов – это попытка интегрировать солнечные коллекторы либо в централизованную систему отопления, либо в автономные котельные, которые работают на твёрдом топливе, на угле, – на летний период, когда котельные с мая по сентябрь не функционируют, а горячая вода нужна. На сегодня у нас есть два опытных образца.

Андрей Меланьин на семинаре посоветовал бизнесменам обращать внимание на образовательные учреждения.
– Там находятся не только теоретики. Там люди с багажом знаний, с опытом, с наработками. Мы, например, нашли единомышленников в ЗабГУ.

Кто знает, а вдруг, и вправду, где-нибудь за читинской школьной партой или, подперев голову кулаком, на лекции сидит будущий Эйнштейн или Эдисон? Взять хотя бы юных изобретателей, которые участвовали в выставке технического творчества молодёжи «HTTM-2015». Чем не помощники в осуществлении гениальных инженерных идей?

На границе тучи ходят хмуро
А вот у наших азиатских братьев на российском рынке другие проблемы. Самая жаркая дискуссия на форуме касалась темы туризма. Барьер №1 – пропускная способность пунктов пропуска на границе. Модератор площадки «Потенциал гуманитарного сотрудничества» Александр Согомонов отметил:

– И китайские представители готовы многократно увеличить туристические потоки из России. И Забайкальский край способен десятикратно увеличить число приезжающих людей, если пропускная способность на границе будет выше.

Другой барьер между Китаем и Россией касается безвизового режима. Участники форума порекомендовали установить 21 день как безвизовый. А на пунктах пропуска по железнодорожному сообщению предложили создать «зелёный коридор», отделив коммерческие переходы от туристических.

– Ещё одна большая проблема – языковая компетентность. Надо с этим что-то сделать. Возможно, все три страны могут позволить себе национальную программу стажировок для учёных и для преподавателей вузов, которые приезжают в другую страну и в качестве обязательного участия осваивают хотя бы на элементарном уровне язык соседей. Я узнавал, сколько членов правительства края владеет китайским языком. Кроме Натальи Ждановой, председателя Законодательного собрания, никто, и то потому, что она преподаватель, – отметил Александр Согомонов.

Если это для слушателей было не ново, то мысль об обустройстве пунктов пропуска в условиях бюджетных ограничений несколько ошарашила. Впрочем...
– Пункты пропуска могут обустраиваться за счёт иностранных инвестиций. В России уже существует такая практика, в частности, на российско-норвежской границе, – отметил Дмитрий Селютин, первый заместитель гендиректора по инвестициям и развитию АО «Дальневосточная энергетическая управляющая компания». 

По его словам, ряд предложений, рекомендаций уже высказали представители отрасли, близкой к железной дороге. Они касаются развития  рынка контейнерных перевозок, использования рефрижераторных ёмкостей для улучшения товарооборота.

Некоторые участники форума даже после окончания круглых столов и дискуссионных площадок продолжали обсуждение в коридорах. Так, один предприниматель сокрушался, что в Россию практически невозможно ввезти мясо из Монголии. По его словам, за последние несколько лет в край не было завезено ни килограмма монгольского мяса. Чтобы это сделать, необходимо заплатить заградительную пошлину в размере 65%. К тому же, нужно доставить представителя российской ветслужбы на место забоя скота. В Китае подобных проблем нет. Почему Россия настолько не доверяет своим соседям?

Что нужно японскому инвестору?
Говорили на форуме и о создании индустриальных парков. Выяснилось, в частности, почему японские инвесторы не хотят вкладывать свои кровные в развитие таких парков в России. 



Индустриальный парк – это специально организованная для размещения новых производств территория, обеспеченная энергоносителями, инфраструктурой. это промышленная площадка, на которой ведут свою деятельность несколько независимых предприятий.
 


– Японские инвесторы, посмотрев на типичные индустриальные парки России, не смогут признать, что это индустриальные парки, – поделился своими наблюдениями Ивао Охаси, советник Ассоциации индустриальных парков по Японии и странам Азиатско-Тихоокеанского региона, и продемонстрировал на слайдах, как выглядят индустриальные парки в Японии. 

Самым важным моментом при создании парка Ивао Охаси назвал логистику:
– Иностранные, особенно японские резиденты, видят индустриальный парк как место, где существует хорошая туристическая линия, инфраструктура. Сначала транспорт – потом индустриальный парк.

Перед постройкой парка японский эксперт сначала советует проанализировать, насколько эффективна его транспортная среда с точки зрения затрат и времени.

Второе, без чего привлечь резидентов будет очень сложно, – инфраструктура самого парка. Сюда входят и его планировка, и обеспеченность водой, светом и газом, и даже канализация и система сбора отходов. 

Третье – это гарантии о пределе времени и затрат на строительство и ввод эксплуатации. Если первые два пункта были «крючком» и «наживкой», то этот шаг – прикорм. Когда рыба-инвестор уже почти у вас в руках, от вас лишь требуется убедить резидента в предсказуемости дальнейшего хода событий.

– Индустриальный парк – это как для туристов гостиница. Парк должен гарантировать резидентам обеспечение их рабочего времени и затрат. Если номер сегодня стоит 6 тысяч рублей, то цена завтра не должна вырасти до 7. Гарантировать это в России тоже очень сложно, – добавил Ивао Охаси.

Чего не хватает бизнесу?
На этот вопрос министр экономического развития края Сергей Новиченко ответил так: малому и среднему бизнесу не хватает и денег, и идей.

– Залить деньгами всех желающих – не самоцель. Может, и денег столько не хватит, а может, и идей. Сегодня нет готовых проектов, которые можно было бы направить на реализацию. Инструменты финансирования есть. Мало идей интересных.

Может, оно и так, да только отсутствие ли идей виновато в баснословных суммах на аренду, в бесконечных очередях на пунктах пропуска, в невозможности ввезти чужое мясо из-за границы? Вряд ли. И прошедший форум это ещё раз показал.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Ирина Комогорцева
Фото Евгения Епанчинцева

«Читинское обозрение»
№47 (1375) // 25.11.2015 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
гость 17:20 25.11.2015
и кто же душегуб бизнеса?
Вас.Т. 03:51 26.11.2015
Надо полагать, те, кто устанавливает высокие налоговые ставки на аренду земли, тарифы на электроэнергию, создает пробки на границе
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).