Я буду долго гнать....

По Чите на велосипеде... Далеко ли уедешь?


Ещё лет пять назад я загорелась желанием прокатиться от Смоленки до Батарейной сопки. Пугала неизвестность, я всё откладывала, потом на два года уезжала из города... И вот, наконец, моё небольшое путешествие состоялось.

«Зимой возможности покататься на велосипеде не будет», – опомнилась я в преддверии сентября и попросила брата отвезти меня на дачу в Смоленку. Поехали... «На некоторых отрезках дороги нет даже обочины... Так, значит, нужно будет ехать по встречной, а вот тут есть место для пешеходов... А вот здесь, кажется, слишком крутой подъём, нужно посмотреть, есть ли объезд», – на время нашего пути в Смоленку во мне умер болтливый собеседник, вместо ответа на Славкины вопросы я лишь мычала, выкручивая шею то влево, то вправо и пытаясь мысленно разобраться с потенциальными препятствиями.

Прибыли. Нина Ивановна встречает на веранде, вытирает о халат руки, запылённые мукой: «Давай, снимай башмаки, будешь помогать бабке вареники на ужин лепить!» – указывает она мне в сторону кухни. Ну уж нет, в этот раз никаких себе оправданий, никаких самых на свете вкусных вареников... Если уж решила – марш в гараж за велосипедом и в путь! А вот и он, красавец... «Давай прокачусь, посмотрим, что там с шинами, да сориентируешься, ехать в СТО или нет», – говорит брат, выкатывая из гаража нашего двухколёсного старичка.

Ну вот, резина влачится по асфальту. Заднее колесо совсем размякло. Пытаемся накачать – тщетно. Эта камера в отличие от переднего колеса родная – её не меняли на современную, с автомобильными ниппелями... А почему «велосипедный» насос не берёт, не понятно. Ладно, доеду как-нибудь до Смоленского кольца – километра 2-3 всего, там разберутся!

Наивная... «Вот насос – накачивай!» – бурчит работник шиномонтажки, выпуская из помещения терпкий запах резины. Прождали его неизвестно сколько и... на тебе! Сижу на корточках, гипнотизирую шланг от насоса. «Отойди, помогу», – наклоняется ко мне водитель авто. «Так, что тут у нас? Ага, автомобильным насосом не накачать, хотя...». Спасибо дяденьке – всё в ажуре! 

Прыгнула на сиденье. Ура! Теперь меня ждёт марафон. Первый отрезок – до Каштака. Руки вспотели, страшно. В голове одна мысль – хорошо, что ПДД дома просмотрела. А то все знания вместе с правами за много лет пылью покрылись. Перешла перекрёсток «под руку» с великом. Всё, стартую. Поехала по объездной. И первый выбор: катить по обочине за бетонной перегородкой или по трассе? «На дороге водителей жалко, лучше уж, наверное, по этой узкой тропке», – с заботой оглядываюсь я на мужичка за «баранкой». Решение принято зря... Тропинка узкая, где-то есть асфальт, где-то нет. Но самое страшное, что она находится на краю обрыва, а в некоторых местах «народная тропа» и вовсе подмыта. В итоге каждые 50 метров приходится брать «коня» на руки. Джинсы, кроссовки – всё в серо-коричневую полоску и крапинку – творение шин.

Качу... Всё вокруг будто бы накрыло цветной пелёнкой – солнце разлилось по пушистым сопкам. Слепит. Опускаю глаза – яма, задрожало переднее колесо. По тормозам! Отдышалась, перетащила старца через «дыру» в дороге. Выдохнула... Надо же, на секунду глаза оторвёшь от дороги и на тебе! А если бы я на трассе была... Там тоже сюрпризов хватает, да ещё следить надо не только за тем, что происходит под колёсами, сколько за тем, как маневрируют другие. 

Ближе к Каштаку выезжаю на дорогу. Еду аккуратно, по самому краю, стараясь не мешать автомобилям. Движение интенсивное. В какой-то момент приходится вовсе перейти на другую сторону и продолжать ехать с боку по встречке – места по правому краю совсем нет. Во-первых нет обочины, вместо неё кустарники и деревья, а во-вторых, вдоль дороги жирным рядом выстраиваются авто. Объезжай как хочешь! 

Укаченная загородными дорогами, подбираюсь к городу, на улицу Красной Звезды. Там не легче – ремонтные работы, которые нужно объезжать, изворачиваясь, показывать повороты руками, переходить перекрёстки пешком... А ещё тебе сигналят по поводу и без. О, мои нервы! Что я делаю не так?!.. Справедливости ради отмечу, что водители порой сигналят не зря, ведь некоторые велосипедисты ведут себя на дороге чересчур непринуждённо: слушают музыку в пути, болтают по телефону во время движения.

Если верить правилам дорожного движения, а теперь и собственному опыту, передвигаясь по проезжей части, велосипедисты подвергают себя огромному риску. Водителям велосипедов (и мопедов) делать это запрещается, по тротуарам и по пешеходным дорожкам, кстати, тоже... Но где ехать?! В ПДД указано, что если специальных дорожек нет, движение по тротуарам всё-таки разрешено. Но там у нас бесконечные бордюры... Едешь и охаешь: почему велосипеды не летают, как птицы...

До микрорайона Батарейный, где мой дом, я всё-таки доехала. Преодолела все страхи, поняла, на что нужно обратить внимание в ПДД. В следующие дни наверстала. Что и другим советую. 

Но даже знание правил и опыт вождения бессильны перед городской инфраструктурой – обочины, бордюры в Чите ремонтируют, а о велосипедных дорожках никто и не вспоминает. Видно, совсем чуждый для города атрибут. И городские власти это подтверждают: так уж, мол, Чита строилась – ширина улиц не позволяет дополнительно выделить проезжую часть для велосипедов. Но ведь и многие другие города нашей Читы не моложе. Почему там дорожки для велосипедистов есть? И не потому ли (в том числе) в такие города... катят молодые читинцы?

Все материалы рубрики "Темы"

Дана Болгова
Фото автора

«Читинское Обозрение»
№37 (1312) // 10.09.2014 г.

 


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).