Alienы Ридли Скотта

Часть I




«Беги», «В космосе никто не услышит твой крик». В этих двух фразах, разделённых друг от друга 37 годами, есть нечто общее, фатально-апокрифическое: вселенское мироздание не слишком радо человеку, а также банальное американское «от любопытства кошка сдохла». Но главное – эти фразы-слоганы объединяет Ридли Скотт и его произведения: новый «Чужой: Завет» и классический первоисточник «Чужой».


«Чужой: Завет»
С 18 мая, в широкоформатных просторах обзорного «иллюминатора» «Удокана» вы, друзья, окажетесь в невообразимых далях противоположного от Земли края нашей галактики – на палубах огромного транспортного звездолёта корпорации «Вейланд-Ютани» – «Завет». На борту 2000 колонистов, находящихся в анабиозе. Капитан космического судна – опытный Д. Брэнсон (актёр Джеймс Франко, известный по участию в трилогии «Человек-паук», 2002-2007). Цель миссии – новая колония Земли, планета Ориджи-6. Мирный полёт нарушает нештатная ситуация – «Завет» принимает сигнал бедствия. Решение капитана: отклониться от штатного курса, начать спасательную миссию. Новый курс «Завета» – Рай! Они ещё пожалеют об этом. Рай – это зловещий тёмный ад с единственным обитателем и...

От «Прометея» – к «Чужому»
В мае 2012 года на экраны мира вышла картина культового режиссёра («Гладиатор», «Солдат Джейн», «Исход: Цари и боги») и мэтра кинофантастики Ридли Скотта («Бегущий по лезвию», «Марсианин», «Прометей»). Она открыла собой новую трилогию (в планах режиссёра – квадрологию), представляющую предысторию первого фильма «Чужой», что вышла в 1979 году и прославила Р. Скотта, хотя и не являлась его прямым продолжением.

Действие в «Прометее» происходило на 30 лет ранее событий, показанных в «Чужом». Однако продолжение второго фильма нового «Чужого» пришлось ждать пять лет. Кинокомпания Fox – «мама» всех «Чужих» – даже закрывала проект, который поначалу назывался «Чужой: Потерянный рай» (намёк-отсылка к эпической поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»). Но с сентября 2015 года работа была возобновлена.

В феврале 2016 года был сформирован «экипаж» актёров: специалист по терраформированию Дэниелс – актриса Кэтрин Уотерстон (известна по фильму «Фантастические твари и где они обитают», 2016), доктор Элизабет Шоу (шведская актриса Нуми Рапас – «Девушка с татуировкой дракона», 2009; «Прометей», 2012), синтетический андроид Дэвид (немецкий актёр Майкл Фассбендер – «300 спартанцев», 2007; «Прометей», 2012). «Планету Рай» режиссёр нашёл в Австралии. Генеральные съёмки начались там же в конце апреля 2016-го и были закончены в ночь на 14 июля этого же года. Спустя некоторое время проект по настоянию «капитана» Ридли Скотта сменил название и стал называться «Чужой: Завет».

Рай, Инженеры, Чужие, андроиды...
Как обещает Ридли Скотт, его новый фильм будет очень близок по тону, атмосфере и антуражу к так полюбившемуся зрителям оригинальному «Чужому» от 1979 года. В «Завете» мы познакомимся ближе с создателями земной цивилизации – Инженерами. Станет более понятным возникновение «совершенных организмов», ксеноморфов (от греч. «ξένος» – чужой, посторонний; «μορφή» – форма, вид; лат. Xenomorph – чужая форма жизни) – Чужих. Немного стало известно и об андроиде Дэвиде, который «выжил» на LV-223 вместе с доктором Шоу и покинул планету-полигон Инженеров на их звездолёте. Взяв курс на родной мир белых гигантов – Рай, робот «раздвоится» (и актёр М. Фассбендер, исполняющий его роль, тоже!) – станет ещё и Уолтером. Что касается доктора Шоу, то она, возможно, станет жертвой генетических экспериментов Дэвида. Изображение на картине-эскизе, где её голова окружена биомеханическими модулями-трубками и уже напоминает Чужого, попалось на глаза журналистам одной из экскурсий по съёмочным павильонам «Завета». Хотя, возможно, это лишь «коварная» попытка студии Fox умышленно дезинформировать излишне любопытных.

Премьера второй картины новой трилогии «Чужой: Завет» – хороший повод рассказать историю появления одного из самых знаменитых фильмов, оказавших огромное влияние на весь мировой научно-фантастический (и не только) кинематограф последних почти четырёх десятков лет. История, которая в 1979 году до полусмерти напугала зрителей всего мира, а спустя несколько лет благодаря видео – и советских граждан.

Звёздный зверь, Ридли и Alien
Идея создать оригинальный фильм с инопланетным монстром, проникнувшим на космический корабль землян, пришла в голову сценаристу Дэну О’Бэннону ещё в 1974-м. В тот год писатель разочаровался реализацией своего первого сценария «Тёмная звезда», который поставил Джон Карпентер, в будущем известный режиссёр ужасов. К этому времени Голливуд находился в творческом ступоре. Режиссёры не могли (или не хотели) разрабатывать новые, «серьёзные» концепции инопланетных форм жизни. Вышли масштабные, претенциозные «Близкие контакты третьего рода» С. Спилберга, а затем первые сказочные «Звёздные войны» Д. Лукаса. Несмотря на бешеный успех, инопланетяне в этих лентах были явно кукольного происхождения и зритель, особенно «Звёздных войн», воспринимал даже отрицательных персонажей с иронией и юмором. Да и сам космос, несмотря на сражения и потасовки, был слишком «оптимистичен». И тогда на голливудском горизонте появился О’Бэннон со своим зловещим сценарием «Звёздный зверь» – именно так поначалу назывался «Чужой».

Ни одна крупная студия «фабрики грёз» не захотела связываться с кровавой историей. Наконец, в 1977 году решила рискнуть лишь одна «контора» – «XX век Фокс» с условием, что для постановки сама найдёт подходящего режиссёра. Занять это кресло вызвались пятеро. Случайно была предложена кандидатура Ридли Скотта – режиссёра рекламных клипов, имевшего за плечами всего один полнометражный фильм «Дуэлянты» (1977). Удивительно, но его кандидатура была одобрена. Скотт предупреждал: «Звёздные войны» – это сказка, а я собираюсь снимать «техасскую резню бензопилой» в космосе. Вы хотите ужас – я вам его устрою. Мало не покажется».

Первое, что сделал режиссёр с подачи сценариста, дал новое название проекту: «Alien» – «Чужой», а затем сделал полную раскадровку фильма, то есть будущую ленту от начала до конца изобразил в картинках. Эскизы получились настолько захватывающими, что продюсеры подняли бюджет проекта с 4,2 миллионов долларов до 8,5! Из-за выгодного курса обмена валют фильм было решено снимать в Лондоне, в студии Шеппертон.

Художник Зла и его порождения
В июле 1977 года сценарист О’Бэннон показал Ридли альбом «Некрономикон» с работами швейцарца Ганса Рудольфа Гигера. В Европе его называли «художником Зла», поскольку все его произведения содержали ужасающие, инфернальные существа, а целый ряд работ представлял собой богохульные картины.

На одной из страниц «Некрономикона» под номером IV на Скотта смотрела кошмарнейшая тварь, и у режиссёра невольно вырвалось: «Я просто не верю! Вот же Оно!». Проблема с дизайном Чужого была решена.

Поскольку художник боялся высоты и никогда не летал на самолётах, Скотт сам вылетел в Цюрих и договорился с Гигером, что тот не только примет участие в создании Чужого. Гигеру было предложено заняться разработкой дизайна яйца, «фейсхаггера» – «лицехвата» – крабообразного хвостатого прыгуна, который, вылупившись из яйца, бросался на лицо астронавта, а также зародыша Чужого, который вылезал из груди одного из персонажей. Вскоре Гигеру режиссёр поручил разработать ещё внешний и внутренние виды мёртвого инопланетного корабля.

Руководство студии «XX век Фокс», увидев новаторские эскизы Гигера, содрогнулось от отвращения: «Эту мерзость нельзя снимать!». Ридли Скотт их переубедил: «Я снимаю ужас, и он будет».

Alien из Африки
Скотт выделил Гигеру на студии отдельную мастерскую, где самобытный художник в течение девяти месяцев варганил яйца чужих, «лицехватов», макеты звездолёта и костюм Alien. Поначалу Чужого хотели сделать прозрачным, чего, к счастью, сделать не получилось. Задумывались и глаза чудовища, от которых тоже отказались в пользу большего кошмарного эффекта. Для воплощения образа Чужого (ксеноморфа), Скотт задумал найти такого человека, чьё тело выглядело бы «внеземным». Он вскоре нашёлся в одном из пабов Лондона. Им оказался нигериец, актёр-любитель Боладжи Бадеджо. Парень был ростом в 218 см и обладал броской худобой.

Ксеноморф от «кутюрье» Гигера
Для съёмок были сделаны одно чучело и два костюма ксеноморфа. Сам костюм состоял из 15 деталей, в который входили пластилин и детали-трубки... от мотора автомобиля «Роллс-ройс». Гигер четыре месяца работал над одёжкой Чужого. Каждый элемент делался индивидуально под фигуру Боладжи. Художник буквально использовал нигерийца как каркас, «навешивая» готовые детали.

«Лицо» Чужого было сделано из макета настоящего человеческого черепа. Гигер вставил в него заготовку головы и начал модифицировать: удлинил на шесть дюймов челюсти, сделал несколько наростов на подбородке, сгладил острые углы, добавил в нескольких местах мягкой резины и нанёс слой краски. За мимику и выдвижные челюсти ксеноморфа «отвечали» 14 микромоторов и три сотни проводов, вмонтированных в его голову.

Стоять по несколько часов кряду на одном месте в таком инженерно-художественном произведении, как костюм Чужого, для Бадеджо было не из самых приятных занятий, но результат того стоил. Таким пугающим обликом не мог похвастаться ни один монстр из фильма ужасов.



Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссер, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1452) // 17.05.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).