Из правителей — в духовные лидеры

17 марта 1959 года Далай-лама XIV вынужден был оставить столицу Тибета Лхасу


17 марта 1959 года Далай-лама XIV вынужден был оставить столицу Тибета Лхасу, чтобы найти убежище в Индии.

С того года он и живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где до настоящего времени находится Тибетское правительство в изгнании.

10 марта того же года началось самое массовое восстание тибетцев против политики китаизации этого региона, за семь лет до тех событий присоединённого к КНР (по официальной версии, принятой в Китае, это был мятеж тибетского правительства и поддержавших его лиц за отделение от КНР).

Одним из поводов к восстанию стали слухи о подготовке властями Пекина похищения Далай-ламы XIV. Родился будущий лидер 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье. В 1937 году, после кончины Далай-ламы XIII, в их деревушку прибыли ламы, искавшие его новое воплощение. И Лхамо Тхондуп, как его тогда звали, оказался единственным, кто прошёл все испытания, и тем самым подтвердил, что он-то и есть очередная реинкарнация его предшественника. Теперь его стали называть Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо. В июле 1939 года 4-летний мальчуган покинул родительский дом и с большим караваном отправился в Лхасу, столицу Тибета. На место они прибыли через три месяца. 22 февраля 1940 года мальчика возвели на трон правителя. Регентом при нём был Денжунг Рингопочхе Кунга Тенпаи Ньи Ма. Именно регент после того, как войска китайских коммунистов заняли в 1949 году Тибет, пытался найти формы мирного сосуществования с маоистами. Далай-лама ХIV тем временем учился, что заняло чуть ли не 20 лет. Итогом стала целая серия экзаменов. Сначала он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах своей горной страны. А вот его заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы. Сначала он сдал экзамены по логике 30 учёным, затем наступила очередь участия в философском диспуте с 15 учёными собеседниками. В финале 35 человек экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. После этого прошла церемония вручения ему в присутствии более 20 тысяч (!) учёных-монахов звания геше-лхарамбы («доктора буддийской философии»). Произошло это в феврале всё того же 1959 года.

И вот после того, как Далай-ламе XIV пришлось покинуть Лхасу, он нашёл убежище в соседней Индии в Дхарамсале (штат Химчал-Прадеш), который стал и его резиденцией, и местом нахождения правительства Тибета в изгнании. В самом Тибете восстание было жестоко подавлено. Тысячи тибетцев вынуждены были бежать в соседние страны. А их лидер Далай-лама XIV за десятилетия жизни и деятельности в этом городке сумел стать одним из духовных лидеров не только тибетцев и буддистов, но и всего мира. В 1989 году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 2012 году Далай-лама XIV сложил с себя все политические полномочия, перестав быть главой правительства Тибета в изгнании, оставшись лишь духовным лидером буддизма.

Четыре раза Далай-лама XIV посещал Советский Союз (в 1979, 1982, 1986 и 1991 годах) и четырежды — Российскую Федерацию (в 1992, 1994, 1996 и 2004 годах).

В июле 1991 года его святейшество Далай-лама XIV посетил Забайкалье, побывал в Агинском дацане и на горе Алханай, где 22 июля провёл молебен. Этот визит стал важнейшим событием в духовной жизни бурят Забайкалье и буддистов края. В тот год в России отметили 250-летие признания буддизма одной из официальных религий страны.

Затем возрождение буддизма в крае стало идти динамичнее. В 1990-е годы в Агинский Бурятский автономный округ были возвращены многие религиозные ценности. Вернулась на своё место статуя Будды Майтрейи. А многие паломники из Забайкалья ежегодно отправляются в Дхарамсале, где им удаётся встретиться со своим духовным лидером.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 

 

Александр Баринов
Фото: interesnyefakty.org
«Читинское обозрение»
№12 (1652) // 17.03.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).