«Визуальный мусор» или украшение города?

Чем «охладились» жаркие дискуссии по поводу наружной рекламы


В апреле-июне этого года администрация Читы провела открытый конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, которые размещаются на земельных участках – собственности города. На стадии подготовки конкурса, во время его проведения и после подведения итогов не раз разгорались жаркие дискуссии между сторонниками и противниками наружной рекламы. Сегодня свою точку зрения на этот вопрос высказывает и.о. заместителя руководителя администрации, председатель комитета градостроительной политики Александр Михайлов.

 Александр Дмитриевич, давайте для начала вспомним историю возникновения конкурса.

– В 2016 году, когда в администрации менялась структура, появился комитет градостроительной политики. Тогда же, чтобы упорядочить размещение рекламных конструкций в городе, привести его облик в надлежащее состояние, решили передать отдел рекламы в ведение Управления архитектуры и градостроительства, что, я считаю, вполне логично.

В начале 2017 года на уровне правительства страны состоялось окружное совещание сибирских городов. На нём участников призвали проанализировать ситуацию с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют установку конструкций, с упором на благоустройство городов – в частности, очистку от «визуального мусора». Администрация Читы оперативно провела эту работу. Учли и практику последних лет, когда на размещение рекламных конструкций проводились аукционы, которые ничего не давали ни городу, ни его населению. Поэтому аукцион решили заменить на конкурс, в котором можно было прописать более приемлемые для города условия.


О чём именно шла речь?

– Мы не раз лично убеждались, что при установке или демонтаже рекламных конструкций разрушаются газоны, гибнут зелёные насаждения, происходит варварская подрезка деревьев и многое другое. Поэтому в конкурсной документации были обозначены критерии, направленные на благоустройство города. Они были определены Положением о порядке проведения конкурса на территории Читы. Хочу отметить, что проект этого Положения, утверждённого в апреле 2018 года, появился не сразу. Была проведена большая предварительная работа. Осенью 2017 года для оценки регулирующего воздействия в течение месяца проект проходил процедуру публичных консультаций.


Как проводилась эта работа?

– Всем заинтересованным организациям города (Торгово-промышленной палате Забайкальского края, Забайкальскому отделению «Опоры России», «Союзу предпринимателей Забайкальского края», НКО «Забайкальский союз предпринимателей», уполномоченному по защите прав предпринимателей Забайкальского края и другим) этот проект был направлен для ознакомления. А также он был размещён на сайте администрации. Мы приглашали всех к открытому обсуждению. В результате замечания поступили только от уполномоченного по защите прав потребителей и от некоммерческого партнёрства «Содружество рекламных фирм города Читы и Забайкальского края». Больше никакой реакции не было. Поэтому 13 октября мы откорректировали Положение и вынесли его на утверждение.

К концу 2017 года были также внесены изменения в схему размещения рекламных конструкций. Вместо 1200 было оставлено 763 конструкции. Причём стоит отметить, что к этому времени в городе были незаконно установлены ещё свыше тысячи конструкций. Вместе с жалобами жителей Читы мы также получали представления от прокуратур с требованием освободить Читу от них. Отдел по наружной рекламе постоянно занимается демонтажом. Однако нередко мы сталкиваемся с проблемой: убранные конструкции, как грибы после дождя, через пару месяцев появляются снова. Но мы не опускаем руки.

Сегодня к нам обращаются представители рекламного бизнеса. Выставляя себя борцами за справедливость, они возмущены конкурсом и демонтажом незаконных конструкций. Хотя, как показывает практика, среди этих людей немало тех, кто привык получать прибыль из чужого имущества, не платя денег городу за использование его земель. По самым скромным подсчётам бюджет Читы ежегодно недополучает около 10 миллионов рублей. Причём эти рекламные конструкции устанавливаются с нарушением элементарных требований безопасности для населения, с нарушением ГОСТа по безопасности дорожного движения, создают аварийные ситуации. Но эти люди продолжают активно обращаться в суды и в средства массовой информации.


А ещё утверждают, что конкурс незаконный…

– Да. Можно и такое услышать. Это, конечно, не так. Конкурсная документация разработана в соответствии с действующим законодательством.

Кто-то обвиняет власть, что она перекладывает свои полномочия по благоустройству на предпринимателей. Тоже неверно. Из схемы благоустройства города были взяты только те моменты, которые утверждены законом. К примеру, это касается зелёных насаждений, которые можно высаживать в Чите. Также выставлены условия по размещению скамеек, вазонов для цветов определённого вида и качества. В принципе, когда рекламораспространитель, устанавливая конструкцию, губит газон и оставляет после себя полную разруху, это вполне логичные и правомерные требования. Возможно, это даже было бы выгодно предпринимателю, ведь, облагородив территорию, он привлечёт дополнительное внимание людей и к своей рекламной конструкции.

Также хочу отметить, что конкурс был объявлен для всех в равной степени, так что конкуренцию мы не нарушали. Тот, кто в корне не согласен с условиями конкурса, вправе не участвовать в нём.
Изначально на конкурс поступило 80 заявок, 11 было отозвано, 69 осталось, из которых 19 – это физические лица.


Что город получил после проведения конкурса?

– В бюджет города перечислено порядка 22 миллионов рублей за 2018 и 2019 годы. В предыдущие годы данная сумма была кратно меньше. Эти деньги пойдут на дальнейшее благоустройство Читы. За два года победители конкурса взяли на себя обязательства высадить около трёх тысяч саженцев, установить 60 скамеек и почти полторы тысячи бетонных вазонов для цветов. Как видим, налицо польза не только для муниципалитета, но и, прежде всего, для жителей и гостей Читы. Также один из критериев участия в конкурсе – это размещение социальной рекламы. Законодательно установлен пятипроцентный потолок, но те, кто предлагал лучшие условия, получали соответственно больше баллов при подведении итогов конкурса.

Почему было принято решение так кардинально сократить число рекламных конструкций – почти вполовину?

– Бесконечно увеличивая число рекламных конструкций, мы просто потеряем лицо города. Перенасыщение Читы, особенно центра, ни к чему хорошему не приводит. Да и выгоды предпринимателям не приносит, ведь в плотной массе рекламных баннеров, плакатов и прочего трудно рассмотреть что-то важное.

Обновлённая схема территориального размещения рекламных конструкций подразумевает четыре направления – отдельно стоящие рекламные конструкции; размещённые на зданиях, строениях, сооружениях; размещённые на опорах линий электроосвещения и на троллейбусных опорах. Сейчас мы пока работаем по первому этапу – с отдельно стоящими рекламными конструкциями, затем упорядочим и другие виды наружных реклам. Это необходимо для улучшения облика города, чтобы фасады зданий не были похожи на «лоскутное одеяло». Реклама ведь должна дополнять архитектурный облик здания, а не закрывать и уродовать его. Для этого нужны соответствующие проекты, выполненные специалистами. В принципе, всё это возможно.

Планируется ли попытка довести свою позицию до противоборствующих сторон?

– Да, в ближайший четверг, 16 августа в 14.30 в зале заседаний администрации на Бутина, 39 состоится встреча за круглым столом, где мы готовы выслушать мнение всех сторон, а также будем говорить о перспективах развития рынка наружной рекламы в Чите с позиций наведения порядка и цивилизованного подхода к этому направлению. Приглашаем всех желающих принять участие в разговоре.

Все материалы рубрики "Чита сегодня: подробности" 

 

Беседовала 
Ольга Харчева

«Читинское обозрение»
№33 (1517) // 15.08.2018 г.

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).