Декрет о гонении на РПЦ

5 февраля 1918 года вступил в силу декрет об отделении церкви от государства и школы


5 февраля (23 января по старому стилю) 1918 года вступил в силу декрет Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР об отделении церкви от государства и школы.

Интересно, что подписали его не один только председатель СНК Владимир Ульянов (Ленин) и управляющий делами СНК Владимир Бонч-Бруевич, как большинство декретов того времени, но также и другие наркомы. Причём это были как большевики Николай Подвойский, Вячеслав Менжинский, Александр Шлихтер, Григорий Петровский и Александр Шляпников, так и левые эсеры Владимир Алгасов, Прош Прошьян и Владимир Трутовский. Тем самым подчёркивался особый характер этого декрета.

Стоит отметить и то, что в этом документе было 13 (!) пунктов. Формально декрет устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица, заложил основы для развёртывания атеистической пропаганды и атеистического воспитания. Но одновременно этот декрет по сути дела узаконил гонения прежде всего на Русскую Православную Церковь, которые начались задолго до его принятия. Кроме того, он дал дополнительный импульс для того, чтобы начавшаяся гражданская война носила массовый и кровавый характер.

Неслучайно 25 января 1918 года Священный Собор издал «Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства». В нём было только два пункта:

«1. Изданный советом народных комиссаров декрет об отделении Церкви от государства представляет собою, под видом закона о свободе совести, злостное покушение на весь строй жизни православной Церкви и акт открытого против неё гонения.

2. Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к православной Церкви и навлекает на виновных кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостол и 13 правилу VII Вселенского Собора)».


Формой протеста против декрета Церковь избрала мирные крестные ходы в конце января-феврале 1918 года в Москве и многих других городах России. Эти шествия разгонялись, часто дело доходило до стрельбы со стороны красногвардейских и красноармейских отрядов.

В Забайкалье реализация декрета началась немного позже. 26 февраля 1918 года комитет советских организаций Забайкальской области, как назывался после 16 февраля временный орган власти, принял своё постановление на тему декрета. Работой руководил Ян Ансьевич Таубе – первый народный комиссар просвещения огромной Забайкальской области, уроженец Латвии, живший и работавший в Чите с 1914 года под именем Петра Ивановича Маульвурфа. Работал в 1-м Читинском высшем начальном училище. Был инициатором создания в Забайкалье профсоюзной организации сельских учителей, где был избран секретарём. С августа 1917 года Таубе – председатель областного профсоюза учителей.

Начали с отделения школы от церкви. С 1 марта прекращалось «преподавание религии во всех учебных заведениях Забайкальской области». Одновременно постановили: «с прекращением преподавания религии законоучителя увольняются от занимаемых должностей». Судьба этих людей новую власть абсолютно не интересовала. Позже занялись изъятием имущества. Летом 1918 года в Чите был проведён крестный ход протеста, разогнанный силой оружия. Был и суд над священниками. Но вскоре советская власть пала. В августе того же года был арестован и перешедший на нелегальное положение Ян Таубе, который вскоре был казнён семеновцами. Вновь к реализаций положений этого декрета вернулись после восстановления советской власти в начале 20-х годов.

Декрет был признан утратившим силу только в октябре 1990 года.

Все материалы рубрики "Этот день в истории"

 

 

Александр Баринов
«Читинское обозрение»
№6 (1594) // 05.02.2020 г.



Вернуться на главную страницy

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).