«Цветущий багульник»

День за днём


День первый и день второй

День третий

Сбылись мечты. Читинский зритель, так долго ожидавший балет, наконец-то увидел его, да ещё в каком блистательном исполнении 28 марта на сцене краевой филармонии! Московский областной государственный театр «Русский балет», существующий более 25 лет, где художественным руководителем является народный артист СССР Вячеслав Гордеев – легенда русского балета, представил бессмертное «Лебединое озеро» на музыку Петра Ильича Чайковского.



Многие люди старшего поколения помнят замечательный дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой. Их выступления за границей шли неизменно под девизом «Слава и Надежда русского балета». Этим коллективом на разных отечественных и зарубежных сценах исполнялись серьёзные академические спектакли, шедевры классического наследия.

Замечательны декорации, музыкальное сопровождение и хореография, где стоят прославленные имена Л. Иванова, М. Петипа, А. Горского и самого В. Гордеева. Затаив дыхание, смотрели все счастливчики, сумевшие достать билеты на чудо, которым называется балет.



Зрителям сразу же полюбился шут, которого блестяще исполнил Арутюл Араклян (он вновь появится в «Вальпургиевой ночи» Ш. Гуно и вновь покорит своим мастерством зрителя). Заглавную партию Одетты-Одиллии танцевала обворожительная Анна Щербакова, её пластика, экспрессивные руки, словно два крыла, мимика лица, красота движений её лебедя – в чём-то напоминали несравненную Екатерину Максимову, которую прежде многие видели в разных постановках. Её лебедь стал символом величия и красоты.

Ну, как не вспомнить знатока балета А. Пушкина, посвятившего известной балерине Истоминой в «Евгении Онегине» строчки: «Одной ногой касаясь пола, /Другою медленно кружит, / И вдруг прыжок, и вдруг летит, / Летит, как пух, из уст Эола; / То стан совьёт, то разовьёт, / И быстрой ножкой ножку бьёт». Это действо поэт назвал образно «душой исполненный полёт».

Хороши были Принц и Злой гений в этом спектакле. Их танец, отточенный и глубокий, удивлял публику, горячо аплодирующую им. Любовались адажио, танцем маленьких лебедей, это вызывало шквал аплодисментов. Публика подносила цветы солистам и артистам кордебалета. Хороши были в стиле народных плясок танцы в красивых костюмах. Мы наблюдали, как «танцевали музыку, а не под музыку», что утверждала М. Плисецкая в качестве главного критерия этого вида искусства.

День четвёртый
Вслед за «Лебединым озером» 29 марта состоялся просмотр двух спектаклей. В первом отделении – балетная сюита в одном действии на музыку Л. Минкуса «Дон Кихот» по мотивам романа М. Сервантеса. Либретто и хореография Мариуса Петипа и Вячеслава Гордеева.

Впервые «Дон Кихот» был поставлен в Большом театре в 1869 году. Юмор, виртуозная хореография, испанский колорит делают этот спектакль притягательным.

На сцене – высокий, чудаковатый, романтичный Дон Кихот в сопровождении маленького и толстенького Санчо Панса. На фоне их путешествия разворачивается действие. Эпоха испанского Возрождения раскрывает нам образ мечтателя-гуманиста, жаждущего видеть в мире согласие и добро, за эти идеалы он готов бороться. Герои появятся дважды, а рядом будет возлюбленная Дон Кихота Дульсинея Тобосская, танец которой завораживает зрителя, постепенно погружающегося в атмосферу стихии народной Испании. Замечательные пляски и классический танец сопровождают основное действо спектакля, в декорациях которого отражение жизни той поры. Прекрасно исполненные партии Дульсинеи, Базиля-цирюльника, Гамаша-богатого дворянина подчёркивают чистоту танца, высокую сценическую культуру, наблюдая которую, в какой-то степени публика воспитывает себя, желая очиститься от всякой скверны и подняться до состояния «горнего полёта».

После антракта публика упивалась мастерством исполнения хореографической сюиты из оперы Ш. Гуно «Фауст». Сложнейшая хореография Л. Лавровского в редакции и постановке В. Гордеева, художника-постановщика И. Нежного воспроизведена в лёгком танце, но за этой лёгкостью стоит колоссальный труд всех танцовщиков. И здесь мы вновь встречаемся с виртуозностью Арутюла Аракеляна, видим Анну Щербакову, темпераментно танцующую цыганский танец. Замечательные костюмы дополняют восприятие пиршества танцев, воспевающих любовь то бурных страстей, то целомудренного томления.

«Вальпургиева ночь» обращена к древним мифам и легендам, и это делает спектакль ещё более ярким и интригующим. Танец Пана передаёт движение безудержно раскованное, неуёмное, истинно вакхическое. Пластика тела создаёт облик подвижного грациозного соблазнителя.

Где-то читала о том, что пол для балетных артистов – «орудие производства», родная стихия. Даже сидя на полу, балерина не забывает тянуть носки. И пол на сцене филармонии был, кажется, безупречен.

Долгими овациями провожала Чита артистов балета, доставивших истинное наслаждение. Руководитель – зам. директора театра – выразил желание прилететь на следующий год с пятью спектаклями, отметив высокий уровень нашей публики.

Смотреть фото


День пятый
30 марта состоялся концерт Алисы Гицба (сопрано) и Михаила Мордвинова (фортепиано). Обладательница драматического сопрано А. Гицба является заслуженной артисткой РФ (2004) и народной артисткой Абхазии. Она – солистка московского театра «Геликон-опера», в её репертуаре музыка всех стилей – от эпохи барокко до авангарда XX столетия. Михаил Мордвинов – выпускник Гнесинской Академии музыки и Высшей школы музыки в Ганновере. Лауреат многих международных конкурсов, он часто выступает на престижных музыкальных фестивалях.

Дуэт представил программу «Посвящение любви». В первом отделении прозвучала романтическая музыка австрийского композитора Франца Шуберта на слова Гёте, в частности, «Возлюбленная во всех образах». Замечательная «Баркарола» венгерского композитора и дирижёра, создателя нового направления в пианизме Ференца Листа, в исполнении Алисы Гицба тронула сердца слушателей, столь великолепным было её пение на языке великого немецкого романтика Иоганна Вольфганга Гёте. А во втором отделении прозвучала музыка русских композиторов Петра Ильича Чайковского и Сергея Васильевича Рахманинова. Были исполнены песни, а на бис прозвучал романс «Здесь хорошо».

День шестой
В последний день марта зрители встретились с участниками прославленного коллектива «Терем-квартет» из Санкт-Петербурга. Задорно, виртуозно выступали артисты первого в мире ансамбля-композитора, состоящего из четырёх человек. В первом отделении прозвучала музыка кино, посвящённая Году кино, начало положил этому действу Андрей Петров с его хорошо всем известной увертюрой к фильму «Укрощение огня», потом были А. Зацепин и Г. Гладков. Публика вспомнила киноленты «Земля Санникова» и «Собака на сене». Замечательно прозвучала фантазия «Чаплиниана».



Руководитель ансамбля Андрей Смирнов не только играл на любимом баяне, но ещё и великолепно пел из «Бумбараша». Андрей Константинов – домра малая и Алексей Барщёв – домра-альт – виртуозы высокого класса. Владимир Кудрявцев потрясающе владеет контрабасом. Удивительная четвёрка – браво!

Кстати, зал так живо реагировал, что, казалось, встретились давние друзья. И это правда: вот уже четвёртый раз артисты приезжают в Читу, где у них есть хорошие, добрые друзья из ансамбля имени Будашкина (некоторые из них находились в зале, и для них был исполнен отдельный номер).

Во втором отделении звучала музыка собственного сочинения, особенно тронула мелодия о любви, которую ансамбль посвятил всем женщинам, звучали там нотки любимой песни Шарля Азнавура.

В интервью Андрей Смирнов сказал о счастливой возможности бывать в Забайкалье, которое им так полюбилось, вот только в этот раз оно встречало не солнцем, как раньше, а холодным ветром.
Впереди – новые встречи, которые подарит нам «Цветущий багульник - 2016».

Все материалы рубрики "Темы"

 


Людмила Полетаева
Фото Евгения Епанчинцева

«Читинское обозрение»
№14 (1394) // 6.04.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).