Архитектура — это летопись города…

Часть I


Люблю гулять по улицам Чкалова, Столярова, Анохина, Бабушкина, Полины Осипенко, Заб. Рабочего, где сохранились старенькие, обветшавшие, вросшие в землю деревянные домики, украшенные причудливой кружевной резьбой.

А то вдруг возникнет перед глазами каменная постройка, украшенная вензелями, грифонами, маскаронами, виноградными гроздьями, медальонами, кудрявыми ангелочками… Глядя на них, мысленно уходишь в далёкое прошлое. А если ещё и немного фантазии, можно представить себе, как всё было в этом самом прошлом. Становится жаль, что пройдёт немного времени и всё это исчезнет. Восстанавливать или повторять просто некому: нет уже тех мастеров, которые творили такие чудеса.


Ул. Ленина. Шумовский  дворец

Навстречь неласковому солнцу,
Хоть был мороз сибирский лют,
Шли на восток землепроходцы,
Охочий и рисковый люд…

                      (Георгий Граубин)

Когда первые русские землепроходцы ступили на забайкальскую землю, их окружала непроходимая тайга. Стояли вековые сосны да могучие лиственницы. Под ногами расстилался мягкий пушистый мох, которым утепляли швы между брёвнами. Лучшего строительного материала и придумать было невозможно. Поэтому умельцы, прибывающие сюда вслед за первопроходцами, вольно и невольно, из Поволжья, Белоруссии, Кубани, Урала несли с собой навыки возведения деревянных домов и украшения их. Мастера-плотники и столяры знали и ценили превосходные качества дерева, доступного и дешёвого, тёплого и прочного, сравнительно вечного, дающего возможность возводить постройки быстро и при этом в любое время года. Из дерева можно было строить здания любых размеров и конструкций. У местных строителей с течением времени накапливался опыт и вырабатывались традиции возведения деревянных жилых, хозяйственных и культовых построек. Из самобытной культуры Древней Руси берёт своё начало народное деревянное зодчество Забайкалья.


Ул. Чкалова, 83. Дом Китаевича

Церковь Декабристов

Тот храм, построенный из брёвен…
Когда-то был села красой,
Теперь он ветх, хотя не древен,
И не отмечен он молвой…

                           (Пётр Вяземский)

Старо-Читинская Михайло-Архангельская церковь. Думаю, не каждый читинец знает самый древний храм в нашем городе под этим названием. Но если спросить любого встречного, где находится церковь Декабристов, точно укажет это местечко.

1776 год. Взамен сгоревшей Архангельской церкви, недолго простоявшей, возводится новый храм — единственная, самая древняя культовая постройка, едва ли не на всём пространстве от Урала до берегов Тихого океана, дошедшая до нас из 18 века. Срубленная из кондовых лиственных брёвен, она стройна, строга. Декор отсутствует, но носит черты оригинальности, в нём сохранены традиционные элементы древнерусского деревянного зодчества. Особую известность церковь приобрела после прибытия сюда «сиятельнейших каторжан». Правила содержания декабристов в остроге были очень жёсткими, и храм как раз стал местом, связывающим их со свободным миром. Перед входом с узников снимали кандалы, это давало возможность отдохнуть от железных оков, здесь можно было увидеться, переброситься взглядом, словом, запиской с жёнами. В своих мемуарах они очень тепло вспоминают об этой церкви. А уж венчание декабриста Анненкова с француженкой Полиной Гёбль в 1828 году придало известность храму далеко за пределами России, послужив темой для написания романов, опер, спектаклей и кинофильмов. С тех пор в народе её зовут не иначе, как «Церковь Декабристов».

И наличники резьбы узорной,
Столбики точёного крыльца…
Весть о том, как страстно и упорно
Исходили песнею сердца…

                (Всеволод Рождественский)


Ул. П. Осипенко, 33

Дом-теремок
Рассказывают, что прибыл как-то в Читу один плотник из Поволжья, храня за поясом топор, которым и расписывал потом дома. Когда состарился, стал учить других, где какую резьбу применить, какая лучше заиграет. В народе сложился обобщённый образ умельца, который жил среди простых людей. Рассказывают об этом умельце как-то особенно сказочно, потому что дело его было прекрасным. Стоит только глянуть на дом-теремок по ул. Бабушкина, построенный в начале прошлого века и сохранившийся до наших времён. Ритмичная резьба на фризах, карнизах, фронтонах придают дому лёгкость, изящность. Это не простое нагромождение произвольных узоров, а подчас продуманное ажурное переплетение змей или чудесная сказка о драконах, которая легко читается под навесом козырька дворовой двери.

Два обращённых друг к другу дракона, а между ними — в прекрасной вазе — яркий цветок. Он — символ солнца, которое пытались проглотить драконы. Но солнце побеждает и входит в дом с востока. Именно с этой стороны изображена эта чудесная сказка об извечной борьбе света и тьмы, дня и ночи. Привлекают взгляд верхние части наличников, где всплески посередине заканчиваются загнутыми в восточном стиле краями. Все эти резные кружева — не просто украшения, но и символы. Это и геометрические орнаменты, стилизованные растительные или зооморфные мотивы. Крыльца с резными колоннами, поддерживающими кровлю, карнизы крыш, украшенные пропильной (сквозной) резьбой — всё это представляет собой декоративно-художественную ценность.

До нас не дошли имена талантливых мастеров. Ведь дома возводились на деньги купцов и разбогатевших промышленников, потому и известны нам больше под их фамилиями. Есть информация о том, что на первой сельскохозяйственной выставке 15 августа 1862 года в Чите казак Никифоров получил в подарок луковицу серебряных часов за изготовленную им большую деревянную резную раму, которая отличалась «чистотой и изяществом работы».

Взгляни на деревянный дом,
Помножь его на жизнь…

                (Иосиф Бродский)


Ул. Ленина, 37. Дом Левенсона

Продолжение следует...

Все материалы рубрики "Улицы нашего города"

 


Людмила Арзамасцева
Фото автора
«Читинское обозрение»
№17 (1657) // 21.04.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).