Слово о семье декабриста Бестужева

Часть I


Люди исчезают, <...> но привязанность к ним остаётся вечной, и тем сильнее, чем отдалённее от нас действующие лица. Не доказывает ли это родственные связи человеческого рода, передаваемые из поколения в поколение?
                                                                                                           
 Николай Бестужев


195-летний юбилей восстания декабристов значительно усилил внимание исследователей не только к самим героям, но и их потомкам.

К числу уникальных письменных источников, представляющих особый интерес, относятся документы Государственного архива, книги Забайкальской краевой универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина (центр редкой книги), рассказывающие о детях декабриста Николая Бестужева и его жены-сибирячки, которые, благодаря кровным, богатым связям с местным населением Забайкалья, могли способствовать длительному влиянию традиций российской интеллигенции.

Прелестная пастушка
У Н. А. Бестужева было двое детей — сын Алексей и дочь Екатерина (в будущем — жена Н. И. Гомбоева).

В одном из писем из Селенгинска Н. Бестужев писал сёстрам, что у их пастуха-бурята по имени Ирдыней — две дочери — «прелестные пастушки». Таким образом, можно догадаться, что «одна из дочерей Ирдынея нравится Николаю». Из-за разности вероисповедания брак не регистрировался. У них родились сын и дочь. Чтобы тень отца не пресекла судьбу его детей, они отдаются на воспитание купцу Д. Д. Старцеву и записываются на его имя. Первые упоминания о сыне А. Н. Бестужева Алексее Дмитриевиче Старцеве появились в 1906-1908 гг.

А. Д. Старцев родился в 1838 г. До усыновления Н. Бестужев воспитывал и обучал своих детей, любил их и уделял им много внимания и времени.


Портрет Алексея Старцева

В 1860-1895 гг. А. Д. Старцев был активным деятелем русско-китайских экономических и дипломатических отношений, активным помощником российских дипломатов в Китае. Он — незаурядная личность. Все, знавшие Старцева, отмечали, что он — благородный человек, необыкновенной доброты, талантливый самородок, человек большой культуры, большой энергии и ума. В 1860-х гг. Старцев посещал различные ярмарки, продавал ткани русских фабрик, меха. О коммерческой деятельности Старцева в Китае есть статистические сведения в официальных отчётах. В 90-х гг. некоторые называли Старцева миллионером.

А. Д. Старцев строил дома для себя и других. В Тяньцзине у него в 1881 г. был прекрасный дом, к 1900 г. он имел 40 каменных домов. В 1881 г. вёл «большое чайное дело» совместно с другим кяхтинским купцом. Кяхтинские купцы, обложив каждый ввозимый ящик чая местным налогом — акциденцией, собирали ежегодно десятки тысяч руб. На эти деньги строился собор, проводилось шоссе от слободы к городу, содержались музыканты, пожарная команда, певчие, клуб — купеческое собрание, в котором с такой пышностью встречали всякое начальство, что кяхтинские пиры были известны всей Сибири.


Дом Старцевых

Сын декабриста и бурятки
Брат Екатерины Дмитриевны — Алексей Дмитриевич Старцев был коммерческим советником, всю жизнь прожил в Китае. Близкие и окружающие его люди не знали о том, что он — сын декабриста Н. А. Бестужева. Сам А. Д. Старцев об этом никогда не говорил и только после смерти в его шкатулке обнаружены бумаги, свидетельствующие о том, что он являлся сыном декабриста и бурятки. А.Д. Старцев был коммерческим советником, когда ему предложили вступить в дворянское сословие, но он категорически отказался. Никогда не снимал чугунного кольца. Отказ вступить в привилегированное дворянское сословие свидетельствует о том, что он был сыном декабриста не только по крови, но и по воспитанию, по убеждениям.



На фото Старцева явно видны бурятские черты: крупное с высокими скулами лицо, небольшие глаза, но также и некоторые бестужевские: красивый высокий лоб, вьющиеся волосы на голове и бороде. Он был среднего роста, довольно хорошо и крепко сложенный, но не коренастый и не очень плечистый. Лицо показывало его нерусское происхождение; он был более похож на калмыка, нежели на монгола. Маленькие чёрные глаза не были раскосыми и смотрели проницательно. Слегка смугловатая кожа, с проседью борода, юношеская подвижность...

А. Д. Старцев своих детей назвал в честь ближайших родичей: Николая — в честь отца-декабриста, Дмитрия — отца приёмного, Александра — Бестужева-Марлинского, дочь Елизавету — своей жены, а дочь Евдокию — «Душу» — вероятно, в честь своей родной матери-бурятки, которую на русский лад звали Душа.

Сын и дочь Бестужева чувствовали принадлежность к бурятскому народу. Сестра Екатерина связала свою жизнь с чистокровным бурятом, Алексей всю жизнь сохранил дружбу и близость с Найданом Гомбоевым. Став богатым человеком и меценатом, А. Д. Старцев оказывал материальное содействие учёным и научным учреждениям, в особенности в изучении истории, быта, религии, фольклора бурят. Только с 1888 по 1890 гг. А. Д. Старцев из Тяньцзиня пожертвовал Восточно-Сибирскому отделу РГО в Иркутске 500 р. на изучение быта бурят, 100 р. на издание бурятских сказок, собранных М. Н. Хангаловым, 80 р. на издания записок ВСОРГО, содействовал изучению буддистской выставки, подарил ценную коллекцию из 15 бурханов. Хлопотал об издании исторического очерка Ф. Ф. Буссе «Забайкальское инородческое войско» и частично в 1895 г. субсидировал его издание в Кяхте. В его богатейшей востоковедческой библиотеке, погибшей в 1900 г. в Тяньцзине, были книги и рукописи о бурятах. При изучении темы, факта проявления интереса к бурятам у детей Н. А. Бестужева, видно, как плодотворно скрещивались в них влияние выдающегося декабриста и матери-бурятки.

А. Д. Старцев проявлял большой интерес к политике, периодической печати. В письме от 25 марта 1895 г. он благодарит И. В. Богашева за извещение о выходе листка Кяхтинской агентуры и пишет, что он «от души сочувствует этому делу» и Кяхтинский листок уже приобрёл. 4 января 1897 г. он известил Богашева, что высылает деньги на «подписку на «Кяхтинского листка» не только для себя». Получив от Н. В. Богашева извещение о начале издания газеты «Байкал», поблагодарил и добавил: «Мы же со своей стороны постараемся доставлять китайские новости».

И. В. Богашев предложил свой архив Н. Гомбоеву, это позволяет предположить: последний собирал не только буддистские коллекции, но и другие исторические материалы. Архив Н. В. Богашева представляет немалую историческую ценность и ныне нередко используется в работах исследователей.

Продолжение следует

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Раиса Гончаренко,
к. и. н., историк

Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№51 (1639) // 16.12.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).