Хрупкое равновесие Церкви декабристов:

право на точку зрения


Часть I

Статья, вышедшая в прошлом номере нашей газеты, посвящённая теме возможности возобновления в Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви богослужений, вызвала множество откликов читателей. В связи с этим редакция ЧО приняла решение продолжить данную рубрику. На страницах предыдущего номера своё мнение по данному вопросу высказали первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин и протоиерей Павел Матвеев. Представляем вашему вниманию точки зрения очередных экспертов.

Людмила Арзамасцева, экскурсовод, член Союза журналистов РФ:



— В который раз активизировалось противостояние между верующими и общественностью, защищающей знаменитый Музей декабристов. На сей раз — не по требованию РПЦ, как это бывало раньше, а по инициативе нашего губернатора Александра Осипова. В то же время специалисты, владеющие этой темой, утверждают, что Читинский музей декабристов — это самая лучшая экспозиция в России, наш бренд, наша гордость, визитная карточка города, единственный в стране. Потому как во всех городах есть лишь небольшие экспозиции, посвящённые декабристам, но все они располагаются в приспособленных помещениях. Все прежние губернаторы поддерживали общественность в защите музея от нападок РПЦ, казаков-воителей, не имеющих никакого отношения к этому зданию. И это вселяло уверенность, что музей будет жить. Но губернаторы приходят и уходят, а мы с нашим музеем остаёмся. И стоит ли снова будоражить народ, создавать очередную напряжённость? Это при том, что других проблем, как говорят, выше головы: здравоохранение, дороги, затопления, нехватка школ, дороговизна продуктов и ещё многое-многое другое.

Чем же дорог нам музей декабристов? Именно здесь, в этом здании, бывали восемьдесят пять узников Читинского острога, да ещё их жёны, которые в Питере или Москве едва ли собирались вместе. Даже в восстании на Сенатской площади участвовали не все из восьмидесяти пяти, а здесь, в Читинском остроге, судьба свела их вместе. Это значит, что все они бывали в этой церкви. В своих мемуарах они очень тепло вспоминают о ней. Потому как даже в камерах они пребывали в ножных кандалах, а при входе в церковь с них снимали цепи, появлялась возможность отдохнуть от оков. Кроме того, лишний раз можно было увидеться с жёнами, переброситься письмом, запиской, ведь официальные свидания предоставлялись один раз в неделю и на очень короткое время.

А теперь о том, возможны ли богослужения в этом здании. Конечно же, нет, и к этому есть множество причин. Во-первых, в помещение допускается очень ограниченное количество посетителей из-за слабой несущей способности конструкций. А при богослужении как быть? Впустить 20-25 человек и закрыть дверь? Далее. Если начнутся богослужения, противопожарная инспекция сразу потребует прорубить запасной эвакуационный выход. При этом, во-первых, нарушается облик историко-архитектурного памятника, что совершенно недопустимо. Во-вторых, если даже задеть одно бревно, «посыпятся» все стены, потому как они сложены из брёвен без единого гвоздя и скобы. Об этом свидетельствует акт экспертизы, проведённой специалистами московского треста «Росреставрация» в 1974 году.

Тот факт, что от открытого пламени свечей возможны искры на пересохшие брёвна стен, перегородок, покрытых масляной краской, почему-то никого не вразумляет.

На первом этаже, в центре смотрового зала, стоит капитально прикреплённое к полу возвышение с планом Читы 1830 года, выполненное декабристом Петром Фаленбергом. Свободных площадей для перемещения этой конструкции нет. Куда девать её при богослужении?

И таких «куда» и «как» набирается очень много. Кто же будет решать эти вопросы? Сам по себе напрашивается вывод: если начнутся богослужения, музей, как таковой, исчезнет, погибнет. Кто за это понесёт ответственность? И простят ли это нам наши потомки и потомки декабристов? Ведь они едут сюда изо всех стран мира, чтоб поклониться этим местам, побывать в музее, посвящённом их предкам.

Ирина Михайлишина, православный тележурналист:



— Если бы церковь была простым зданием, то не стоило и спорить. Но церковь — это Дом Божий на земле. Надо в это вдуматься! Это сакральное место, где Земное соединяется с Небесным. Церкви строят особым образом — освящают закладной камень, в основание здания и престола закладывают частицы мощей святых и совершают чин освящения, после которого Дух Святой пребывает в храме до скончания века. Именно поэтому здание церкви может использоваться исключительно для молитвы.

Сейчас, конечно, в старейшем уникальном Михайло-Архангельском храме Читы совершать богослужения нельзя из-за ветхости. Для капитального ремонта нужны очень большие средства. Если такие средства удастся найти, то необходимо музею предоставить достойное здание и восстановить храм для верующих. Это будет великой радостью не только для православных, но и для всех жителей Забайкалья. А если таких средств не будет, нужно церковь сделать храмом-памятником, но так, чтобы там был алтарь (не осквернённый светскими женскими портретами), престол, иконостас, всё, как положено. И тогда посетителям будут живо представляться картины венчания декабристов Анненкова и Завалишина, доктора Войно-Ясенецкого — в будущем святителя Луки. Здесь возносили свои слёзные молитвы об участи мужей замечательные жёны декабристов. Так пусть в этом храме-памятнике читается неусыпаемая Псалтирь по усопшим декабристам и их жёнам. Духовная помощь от этого будет неоценимая! Декабристы ведь были верующими людьми, многие раскаялись в содеянном и не одобрили бы пребывание музейных экспонатов, даже самых редких и уникальных, в Храме Божием.

Противникам же восстановления храма хочется сказать: все люди смертны и все неверующие уже через три секунды после смерти становятся верующими. Но тогда уже трудно бывает что-то изменить в своей жизни, придётся отвечать за свои слова и поступки.

P.S. Уважаемые читатели, вы можете присоединиться к обсуждению данной проблемы, изложив своё мнение по телефону редакции (32-01-71, 32-56-01) или написав нам письмо.

Часть III

Все материалы рубрики "Трибуна "ЧО"

 


Подготовила Екатерина Скороход
Фото Дениса Приходько,
из архивов Л. Арзамасцево
 и И. Михайлишиной

«Читинское обозрение»
№40 (1680) // 29.09.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
протоиерей Павел Матвеев 10:50 04.10.2021
Уважаемая Людмила Ивановна. Я, в меру своих возможностей, отслеживаю ту дискуссию, которая периодически разворачивается по поводу музея декабристов. Много чего было написано. Попробую ответить вам. Опыт чтения текстов сторонников музея в здании храма показывает, что всякого рода верующие во Христа люди, попы представляются в вашей альтернативной реальности (прошу прощения за мой французский) некими дураками, глупцами, фанатиками, хапугами, сволочами и т. д. по списку определений, жаждущими уничтожить «уникальный» культурный объект. Не буду опровергать ваших впечатлений и, тем более, заниматься самовосхвалением. Свои грехи мы знаем. Я о другом. По списку ваших возражений.
Начну, однако, с некоторой отвлечённости от материальной действительности. Насколько я понимаю, внешние архитектурный формы любого здания должны соответствовать его внутреннему интерьеру и содержанию совершаемой в его стенах работе. Тогда этот объект будет гармоничен в своём существовании. Какая гармония в нахождении музея в здании храма? В восхвалении восстания в этих стенах? Простите. Что это за дурновкусие?
Далее о конкретностях вами изложенных.
Раз. Кто вам сказал, что это уникальный, единственный музей? Вас обманули. Подобного рода музеи имеются в Петровск- Забайкальске, Иркутске, Кургане, Ялуторовске и других городах в России. Все они расположены в мемориальных зданиях, связанных с пребыванием декабристов в этих городах. Но, нигде нет Храма. Поэтому и проблем с работой музеев там нет.
Два. По поводу нахождения декабристов в стенах храма. Так вы же сами пишете, что они ходили туда молиться. Понимаете!!! Молиться!!! Я видел в Москве, Санкт-Петербурге храмы, на которых есть мемориальные доски. Прихожанами этих храмов были: полководец Суворов А.В. (на Новом Арбате). Гоголь Н.В. (в Староваганьковском переулке), Пушкин А.С. (на Чёрной речке). Но, там нет музеев этих великих людей.
Три. Теперь о самом храме. Относительно количества людей. Вы, когда последний раз были в этом здании? Вы не видели, что там два, подчёркиваю, два этажа!!! Основным храмом всегда был первый этаж. Куда там проваливаться? Разве что в саму преисподнюю? На второй этаж. Действительно, пока много людей пускать нельзя. Только вот хотелось бы знать конкретные нормы допуска на второй этаж и экспертное заключение о состоянии перекрытий. Не истерики по этому поводу, а, именно заключение экспертов от соответствующих служб. Так что цифры про 25 человек оставьте на своей совести. И не забудьте, что перед тем, как там начнутся богослужения необходимо произвести замену этих самых обветшавших перекрытий.
Четыре. Про пожарников. По поводу запасного выхода ничего сказать не могу. Хотя, современные технологии могут решить и кучу более сложных проблем.
А вот по поводу свечей… Это-песня!!! Я служу 22 года и в храме более четверти века. Ни разу, от слова совсем, я не видел искрящихся свечей. Бенгальские огни, фейерверки с искрами видел. Как вы понимаете не в храме. Свечей искрящихся в храме- нет. Вы сами себя слышите? Зачем вы свой авторитет на позорище выставляете?
И потом, вы не знаете, что есть современные противопожарные пропитки для деревянных строений? Вас опять обманули.
Пять. Про план Читы в исполнении Фаленберга. Его наличие я не отвергаю. Вопрос. То, что стоит в музейной экспозиции это подлинник? Сдаётся мне, что это муляж. Как и вся музейная экспозиция. Если я не прав, то давайте посмотрим описи фонда.
Шесть. Простят ли предки? Может лучше подумать на тему- простит ли Бог? Ваше богоборчество. И может лучше приходить в храм и молиться о упокоении мятущихся душ декабристов? А…..???? Как вы думаете ???? Людмила Ивановна.
Людмила Ивановна 06:10 09.10.2021
Уважаемый протоиерей Павел Матвеев! Я продолжаю утверждать, что Читинский музей декабристов - единственный в России, в здании которого бывали все 85 узников Читинского острога да ещё 8 жён декабристов из 11 прибывших вслед за своими мужьями. Даже в Петровске - Забайкальском их было уже меньше, а другие места, перечисленные Вами, и вовсе связаны с 1-2 или несколькими именами. И всё это больше - жилые дома, а значит, присутствует специфика периода пребывания декабристов на поселении.
Что касается того, кто кого обманул. Когда в очередной раз РПЦ потребовала вернуть здание в лоно церкви, тогдашний губернатор Р.Ф. Гениатуллин предложил хороший умный компромисс: оставьте в покое церковь декабристов , а мы поможем вам построить новый православный храм. Выделили самую престижную площадку в центре города, где сходятся все троллейбусные , автомобильные и ж.д. пути, готовые инженерные коммуникации. Я, как и многие другие, вносила пожертвования, о чём до сих пор храню благодарственное письмо от РПЦ... А ведь на этом участке должен быть автовокзал. Храм выстроили, а вот автовокзала нет до сих пор. Сколько людей страдает на ветру, на морозе, под дождём в ожидании своего автобуса! Вы когда - нибудь об этом задумывались? Выходит, жестоко обманули тех, кто отстаивал музей. А среди последних - достойные и известные в городе и области люди,Что касается плана Фаленберга. Если даже это копия, но где ещё можно увидеть, как выглядела Чита в 1830 году?
О замене перекрытий и других конструкций. Что же раньше, до 70-х годов никто из вас не озаботился о приведении здания в порядок? Оно разрушалось, ветшало, буквально сыпалось на глазах, а православная община только наблюдала и не предпринимала никаких мер. Как только закончились реставрационные работы, немедленно начались притязания.
Я бываю в музее еженедельно, более того , я часто посещала его во время ремонтно-восстановительных работ, была знакома с авторами проекта . И знаю, сколько было затрачено сил, трудов, нервов и средств на решение очень сложных вопросов. И теперь всё это уничтожить? Ради чего? Требуя это здание, чего добиваетесь? Зачем оно вам? Вы же знаете, что общественность города не допустит этого! Зачем вносите раздор, и недовольство определённой части населения? Ведь это же не в Ваших правилах.
Артём 09:43 13.10.2021
Необходимости в передаче здания Читинского музея декабристов РПЦ нет. На территории города Читы имеется данный музей, который на протяжении долгого периода времени эффективно работает, выполняя своё предназначение. РПЦ ставит под сомнение эффективность данной работы, объясняя это тем, что там не ведутся церковные службы. Если бы церковные службы там велись, то это другое дело и эффекта от этого было бы больше. В первую очередь для самой РПЦ. Мнение остальных людей не учитывается, так как они мало знают о православной вере и богослужении. То что РПЦ своими действиями не объединяет людей, а вносит раскол в общество и дискредитирует саму себя фактор второстепенный. На первом месте передача здания музея РПЦ. Судя по всему любой ценой. Другие варианты здесь не рассматриваются.
Андрей 01:38 14.10.2021
>Сколько людей страдает на ветру, на морозе, под дождём в ожидании своего автобуса! Вы когда - нибудь об этом задумывались?
- ноль человек. Вы эмоционально бросаетесь обвинениями, не позаботившись узнать элементарные факты. Еогда Вы последний раз были там?

>Читинский музей декабристов - единственный в России, в здании которого бывали все 85 узников Читинского острога да ещё 8 жён...
- очевидно, Вы никогда не бывали в Санкт-Петербурге, где есть несколько великолепных исторических зданий и комплексов в статусе музеев, тпм все перечисленные лица много раз собирались вместе.

>Если даже это копия, но где ещё можно увидеть, как выглядела Чита в 1830 году?
- в интернете. Сейчас не 1970е годы. Проще создать общедоступный 3D макет, чем хранить до сих пор это старьё в святом месте.
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).