«Цветущий багульник»

День за днём


День двенадцатый
20 апреля краевая филармония наполнилась голосами мужского хора Иркутской епархии «Знамение» под руководством протодиакона Антония Смолина. Читинцы уже знакомы с ним по предыдущим выступлениям более камерного состава – квартета с одноимённым названием. На нынешнем фестивале уже выступил хор из 13 человек. Хор был создан по благословению архиепископа Вадима в 2005 году как хор духовенства Иркутской епархии. Свою деятельность коллектив начал с участия в богослужениях святителю Иннокентию, епископу Иркутскому, совершаемых в Знаменском соборе.

В программе концерта прозвучали песнопения православной церкви из чина всенощного бдения, духовная музыка композиторов Сергея Рахманинова, Александра Кастальского, Сергея Трубачёва, Александра Никольского, Григория Львовского, Павла Чеснокова. Концерт проходил в Великий пост, и поэтому из программы были исключены более развлекательные номера. 

День тринадцатый
Воскресный вечер 24 апреля привлёк внимание любителей игры на арфе, в перерыве шёл оживлённый разговор слушателей о том инструменте, что считается одним из древнейших в мире. Удивительно тёплая атмосфера царила в зале, музыка завораживала, уводила в мир восточной культуры Египта с сохранившимися фресками XV века до новой эры с изображением арфы, напоминающей лук охотника. Арфа была любимым инструментом в Греции и Риме, искусством игры на ней славились ирландские барды. В национальный герб этой страны вошло её изображение. Известна арфа и наших южан: абхазцев, грузин, осетин, а также манси. В XIX веке в России к ней обращались М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, а в XX веке, когда композиторы открыли новые темброво-колористические возможности арфы, Д.Д. Шостакович в 11 симфонии «1905 год» передал отзвуки колокола, набата. Тембр её нежный, серебристый, а звук – постепенно замирающий. Она имитирует клавесин, лютню, гитару. Инструмент представляет большую деревянную раму треугольной формы, верхняя часть которого изогнута, а в нижнюю часть вмонтированы 7 педалей. В оркестре арфа придаёт звучанию особую красочность. 

И всё это почувствовала публика, увлечённая игрой замечательной солистки Губернаторского симфонического оркестра (Иркутск) Натальи Соломоновой и её коллег: Максима Качалова (скрипка), Елены Середы (флейта) и Альфии Секериной (виолончель). В первой части концерта звучало соло арфистки, в программе которой были и романтические, и современные произведения. Музыкой А. Глазунова (соло из балета «Раймонда») заполнялся зал... Так началось знакомство с иркутской артисткой – хрупкой и изящной, как её арфа. Её руки грациозно скользили по струнам, которых в этом инструменте целых 44. В продолжение концерта были исполнены «Лунный свет» К. Дебюсси, «Вальс» О. Дюрана, «На крыльях песни» Ф. Мендельсона», «Памяти Глинки» К. Эрдели, «Танец огня» Д. Уоткинса и др. пьесы. 

Второе отделение открывала великолепная четвёрка солистов оркестра, покорившая публику прекрасным исполнением таких произведений, как «Лебедь» К. Сен-Санса, его же «Фантазия»; М. Маяги «Весеннее море», «Красная стрекоза»; «Фантазии на тему из оперы «Риголетто» Д. Верди; «Адажио из балета «Барышня и хулиган» Д. Шостаковича; «Орфей и Эвридика» К.В. Глюка. 

День четырнадцатый
25 апреля читинцы пришли на заключительный концерт 41-го международного фестиваля искусств «Цветущий багульник». Зал был полон любителей симфонической музыки: педагоги со своими учениками, музыканты-профессионалы, люди пожилого возраста, ностальгически воспринимавшие знакомые мелодии прошлых лет. Выступление Губернаторского симфонического оркестра г. Иркутска состоялось при поддержке министерства культуры РФ в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны». Оркестр был создан в 1959 году ленинградцем Игорем Соколовым, сегодня им руководит замечательный дирижёр Илмар Лапиньш. В репертуаре оркестра произведения классики и современности. Он много гастролирует по стране и за рубежом, побывал в Японии, Монголии, Китае и др. странах. Вслед за Читой артисты представят концерт в Улан-Удэ. 

В первом отделении прозвучала «Увертюра к «Ромео и Джульетте» П.И. Чайковского. А далее был «Концерт для скрипки с оркестром в 3 частях» И. Брамса, пора-зивший потрясающей игрой московского скрипача Павла Милюкова. Он играл на скрипке знаменитого  Гварнери – мастера смычковых инструментов XVII века. Красивый тембр, выразительная игра, прекрасное чувство формы и стиля музыки. Восхищению не было конца. 

Второе отделение также открыла музыка И. Брамса – немецкого композитора, пианиста и дирижёра XIX века. В качестве солистов дирижёром были представлены два участника, опосредованно связанные с Читой. Публика тепло откликнулась на этот сюрприз. А «на бис» был исполнен удивительный по красоте и всем хорошо знакомый «Вальс цветов» П.И. Чайковского.  
До свидания, фестиваль!

Все материалы рубрики "Темы"

 


Людмила Полетаева
Антонина Олёкминская

«Читинское обозрение»
№17 (1397) // 27.04.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).