«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!»

Часть I


Лето! В первую очередь долгожданная пора для юных поколений, ибо лето – это Каникулы с большой буквы! А ещё...

«...Каникулы» – для взрослых это слово,
как ключ к воротам чудных тех времён,
где пионерский лагерь, надпись на них снова:
«Добро пожаловать, иль Вход вам воспрещён!».


Руководствуясь этим сатирическо-ироническо-юмористическо-абсурдным лозунгом, никому не известный Элем Климов, режиссёр-дебютант в полнометражном, «большом» кино затеял съёмки никому невиданной, никому неслыханной кинохохмы, впоследствии опальной и даже запрещённой (!), но ставшей в конечном итоге золотой классикой отечественного кинематографа. И назвал он её соответственно и абсурдно: «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!».

Интересно, что вся работа над этой, ныне легендарной, пионерлагерной кинозаварухой будто нарочно следовала своему названию, как лозунгу-указанию. Ну, в общем, дело было так...

Длиннющее название
В конце 1962 года пятикурсник ВГИКа, будущий режиссёр-профессионал Элем Климов срочно подыскивал себе оригинальный сценарий для дипломного полнометражного фильма. Перерыл массу в архиве сценарного факультета – ничего подходящего. Ефим Дзиган, маститый советский киномэтр, в чьей мастерской обучался Элем, подсказал обратиться к преподавателю сценарного мастерства Семёну Львовичу Лунгину. Студент внял совету и уже после нового, 1963 года держал в руках совершенно оригинальный литературный первоисточник, написанный Лунгиным совместно со сценаристом Ильёй Нусиновым. От содержания сатирической комедии с длиннющим рабочим названием «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Климов был в полном восторге и о последствиях даже не задумывался. А начались они довольно скоро. В конце января 1963 года студента пригласили на «Мосфильм» – сразу два творческих объединения выразили готовность заниматься этой новаторской картиной.

«Вредное кино» и «закипевший» режиссёр
Первый конфликт возник из-за ректора ВГИКа Грошева. Он вцепился мёртвой хваткой в сценарий Лунгина и Нусинова: «У вас издевательский пионерско-антисоветский пасквиль, а не сценарий. Не будет такую вредную картину снимать наш студент!». Ректор без устали ходил, писал, звонил: в ЦК, Госкино и ещё куда надо. Правда, без особого результата. А дело всё же двигалось к съёмкам.

Начался отбор актёров. В главной роли начальника пионерского лагеря, товарища Дынина, Климов изначально предполагал только Евгения Евстигнеева. Элем увидел актёра в спектаклях «Современника» и понял, что это идеальная кандидатура для образа очковтирателя, перестраховщика и подхалима. Руководство «Мосфильма» было категорически против и настойчиво предлагало характерных актёров-комиков. Ладно, режиссёр ещё был согласен на замену Евстигнеева Леонидом Куравлёвым, но тот был занят на съёмках у Шукшина. Тогда предложили Михаила Пуговкина... Актёр был замечательный, но для тов. Дынина такое лицо... Ну, в общем, он стал бы просто абсолютно комическим персонажем, без тени сатиры и серьёзной иронии. «Будете снимать Пуговкина», – строго распорядилось руководство. «Ах, так... Ну и снимайте тогда сами», – сказал, кипятясь, Климов и ушёл, хлопнув дверью. Мосфильмовские начальники были настолько изумлены наглостью студента, что дебютанта догнали и... приняли его условия.

Как хулиган Иночкин нашёлся
13-летний школьник Витя Косых, будущий главный герой картины, нарушитель пионерлагерного спокойствия Костя Иночкин, на съёмки попал случайно. Школа, где он учился, располагалась по соседству с «Мосфильмом», и ассистенты часто приходили туда отбирать детей. Главным критерием отбора было умение плавать. Пацаны быстро прикинули: кто умеет плавать, снимут с уроков. И все дружно подняли руки, в том числе и Витя, который плавать вообще не умел. Двадцать школьников повезли на «Мосфильм», где уже был полный коридор детей. Всех по одному прослушивал сам Климов и его жена (тоже режиссёр) Лариса Шепитько. Климов просил ребят прочитать басню или стихотворение. Школьник Косых читал громко, с большим выражением, выпучив глаза, как учили в школе, и, кажется, читал хуже всех. Но Климову почему-то понравился.

Сделали кинопробу на роль друга Иночкина – Марата. Витю посадили к наскоро сколоченной декорации трибуны, где якобы прятался Иночкин. И «Марат» должен был жалобно говорить: «Ты понимаешь, Кость, я ж не виноват! Меня заставили тебя рисовать… Ну, не молчи, Кость!».

Поскольку Витя понятия не имел, как проводятся съёмки, он, ни о чём не догадываясь, начал произносить свой текст. И тут резко на него направили мощный свет. Парнишка даже ослеп на несколько секунд. Вдруг из света выезжает здоровенная кинокамера! По рельсам. Вплотную огромным объективом к самому лицу (для крупного плана)! Школьник Косых от неожиданности перепугался этого «монстра» до смерти и... расплакался. Рыдая, он не переставал по инерции говорить свой текст: «Костя, ты понимаешь... Я же не виноват...». И ревел, как белуга. Все в группе решили, что мальчик чрезвычайно талантливый, раз так отлично смог вжиться в образ. Витю утвердили на роль друга Иночкина – Марата…

«Дым из пупка»
…А Витя этого уже не слишком-то и хотел – по сюжету фильма ему пришлось бы сигать голышом в крапиву. Крапива-то – ерунда, но сниматься голышом!!!

«По тем временам это ж была чуть ли не порнуха, – вспоминал Виктор Иванович. – В школе мне бы проходу не давали – засмеяли, и девчонки презирать бы стали». Поэтому, когда его стали пробовать на главную роль Кости Иночкина, то он старался так, что «из пупка дым шёл», как выразился сам актёр. Только бы не прыгать голой попой в крапиву! Слава Богу, утвердили на роль Иночкина. А с «эротическо-крапивной» ролью Марата блестяще и мужественно справился Игорь Крюков.

С другим, не менее знаменитым, хотя и эпизодическим персонажем, произносящим в «Добро пожаловать» одну-единственную, но культовую фразу, дело было так.

Уши Гоголя
В самом начале июня Климов возвращался с работы домой. Возвращались домой в полупустом троллейбусе. Устроился на заднем сидении и вдруг видит, что перед ним едут… два здоровенных Уха. Буквально. Больше ничто не бросается в глаза. (Уши ехали, как потом выяснилось, ещё и «зайцем»). Режиссёр начал всматриваться: а Уши-то забиты песком. На следующей остановке Уши выходят. Климов – за ними, кричит вдогонку: «Уши!.. Тьфу!.. Мальчик, мальчик!». А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купания. Постучал по плечу. Обернулся. Чёрная майка растянута до пупа, лицо… Да-ааа! Такого лица Климов отродясь не видывал. От улыбки удержаться было просто невозможно. Как такого упустить! Быстро сообразил: раз нет подобного персонажа в фильме – надо его придумать. Вот так в сценарии и возник сквозной герой, постоянно ко всем пристающий: «А чё это вы тут делаете?».

В сценарии нового героя назвали «Мальчик с профилем Гоголя». А звали «Гоголя с ушами» – Слава Царёв, и был он обычным пацаном из деревни Троице-Голенищево, что располагалась в то время на окраине Москвы рядом с «Мосфильмом». Придя домой, «Гоголь» гордо заявил: «Мам, меня там один дяденька пригласил, Климов». Родительница даже испугалась: «Славик, да куда ж это?». – «В кино сниматься». Глядя на физиономию сынишки, мама ещё больше испугалась и не поверила: «В кино?!». – «Ага». Удивления было просто сверх меры...

…В первой половине июня 1963-го киногруппа с самым длинным на тот момент названием за всю историю советского кино «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» выехала на съёмки. Первым пунктом была Тульская область, город Алексин и вполне реальная натура – настоящий, действующий пионерский лагерь «Заполярье» треста «Воркутауголь». Лагерь был расположен на берегу Оки, в лесном микрорайоне Алексин-бор. То было основное место съёмки всей картины.

...Как Иночкин от рассольника свирепел. Съёмки с кремом для загара, который кусается. «Курилка» с пузырями. Когда режиссёр мечтает о растрате средств. Муки «Гоголя» подвешенного. Бабушка Хрущёв, или Как негодяй Климов генсека уконтропупил. Витёк Косых – пионер-миллионер. Фильм, которому «вход был воспрещён», а затем...

…Но об этом в следующую неделю каникул.

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№24 (1560) // 12.06.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).