Старый дом, расскажи свою сказку

Дом «Теремок», ныне — здание центра «Орнамент», а в прошлом — Усадьба Лукина


Как много сказано, написано о красоте и жизни старых деревянных домов! К сожалению, они уходят в небытие. Время неумолимо, ведь возраст некоторых зданий более века.

Здравствуй, Теремок!
Оставшиеся дома без бережного отношения долго не проживут, уже сейчас они постепенно умирают, как и люди, от страшной болезни — безразличия.

Я иду на встречу. Вот он — дом «Теремок», ныне — здание центра «Орнамент», а в прошлом — Усадьба Лукина. Вновь этот дом? Да! И, наверное, ещё не раз о нём будут писать, говорить, стараясь сберечь и сохранить то, что так было дорого нашим предкам. Старые дома… Увидев их, остановитесь, улыбнитесь. Скажите им что-нибудь, они поймут вас. Общаясь с ними, в душе вы почувствуете лёгкую нежность, как к добрым друзьям. Я подхожу к дому: «Здравствуй, Теремок! Как поживаешь? Я снова пришла к тебе…». Моя рука протягивается к стене этого дома. Я провожу рукой по брёвнышкам и чувствую тепло. Много лет прошло, а брёвнышки сохранили своё тепло, накопленное в том уголке, где они выросли. Как человек оставляет после себя свой определённый след, так и деревья оставляют в брёвнах своё тепло, полученное при жизни.


Теремок. Фото Н.П. Крадина, 1979 год

Дом видел не одну осень, мёрз в морозные зимы, согревался под лучами весеннего солнца, а летом радовался летним дождям, которые устраивали ему душ. И вспоминал… Брёвнышки, из которых он сделан, были соснами. В их игольчатых ветвях пели и щебетали птицы, шумели дожди, снежное покрывало прикрывало от трескучих морозов. А осенью, когда с лиственных деревьев облетала листва, лиственница теряла свои иголочки, превращаясь в Золушку леса, только сосенки стояли зелёные, думая о чём-то своём. И зелень была неяркой, ведь сосны спрятали от мороза свои иголки. Я глажу рукой деревянные стены дома. Стоит изба, а налетит ветерок, зашумят лесные деревья. Этот шум знаком брёвнам. Ведь они когда-то были соснами и росли в лесу. А потом их жизнь изменилась.

Деревянные дома красивы
Самые первые люди жили в пещерах, кочевые племена ставили берестяные чумы, войлочные юрты. Но для жизни они были неудобны. В первичных жилищах людей не было окон. Только вход и отверстия в крыше, чтобы уходил дым. «Глаза» дома… Первое письменное упоминание об окне находим в Ветхом Завете. Когда стали строить дома, пришло время окон. Они были похожи на глаза — небольшие и круглые. Затем появились окна прямоугольные. Человек улучшает своё жилище. Он начинает строить деревянные дома — избы. Деревьев было много, и наша Русь стала деревянной. Появляются деревни, города. Дерево сопровождало человека на протяжении всей жизни. Изба, изгородь, сани, соха, прялка, лапти, люлька, кадка — всё изготовлено собственными руками, дёшево и удобно в быту. Деревянный дом в жизни человека всегда занимал большое место. Дома из дерева лучше «дышат», лучше удерживают тепло зимой и прохладу летом, светлые. Они дарят уют и комфорт на десятилетия. В нём сухо и чисто. Стены деревянных домов из брёвен имеют красивый внешний вид, их оставляют без наружной облицовки.

Чтобы сделать дом нарядным, мастер вырезал долотом и стамесками причудливые декоративные узоры. И дерево, подчиняясь ему, расцветало красотой. Дома удивляют, восхищают, о многом могут поведать. Прислушайтесь к их тихому разговору. Они рассказывают о деревянной архитектуре, о мастерах деревянного зодчества. Дома делили радости и печали живших в них людей. Нам нужно низко поклониться его величеству — Дереву — бескорыстно дарящему нам жизнь на земле. Дереву, которое Творец создал раньше человека, но для человека и во имя его! Ему поклонялись и зря его не рубили. Деревья людям были друзьями-заступниками, воплощением добра, жившими всегда рядом и вполне равноправно. Дерево всегда дарило здоровье, крепость духа и тела.

Мастеровые люди были очень одарёнными резчиками по дереву. Из века в век стучали топоры, воспевая мастерство умельцев. Возьмёт плотник топор, да так ловко им работает — загляденье! Посмотришь на избу: наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Не дворец, не высотный дом — малый «терем-теремок»… Ходят плотники по лесу, топорами постукивают; слушают, как дерево звенит, не сырое ли? Смолистое ли? На годных стволах делают затёсы. А в конце зимы, когда ещё снег лежит, приходили снова — рубить те, что были отмечены: пока морозно, дерево спит, и лишняя вода из него в землю ушла. Пилой не пользовались: пиленное дерево быстрее загнивает, а под ударами топора ствол, наоборот, будто закупоривался, и сырость не проникала внутрь. Старшие плотники следили, чтобы помощники в брёвна топоры не всаживали: не то попадёт вода, бревно начнёт гнить, тогда ему конец, если такое бревно используют при строительстве.

Секреты мастерства
Самое работящее и деловое дерево — сосна. И рубится больше всего сосновых лесов. Вот в руках лёгкое сосновое полешко с золотистой чешуйчатой шубкой. Все деревья людям дороги, но сосна — особенно. Ей бы поставить настоящий памятник нужно. Сколько сосновых изб было срублено на Руси! Да и не плох был сосновый дом. По цене своей — недорог, простоит долго, потому что смолистая сосна редко загнивает. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладётся следующий венец, а чтобы между ними не было даже маленькой щёлочки и связь их была прочной, в верхнем бревне вытёсывается жёлоб – продольный паз, плотно прилегающий к нижнему бревну. Один венец на другой – растёт сруб на глазах! Не нужны ни гвозди, ни скобы: всё здесь прочно, надёжно. Топор и долото, сверло, скобель да отвес – вот и все немудрённые инструменты мастера-плотника.

Сколько добрых слов сказано о топоре. «Топор всякому делу голова. С топором весь свет пройдёшь…». Верхний стык двух скатов кровли — конёк. Этот стык сверху прикрыт выдолбленным бревном — шеломом. Конец шелома, выходящий на фасад избы, часто украшался изображением конской головы. Первый помощник крестьянина — конь! Вот и стоит конёк на самом верху крыши. Из избы всегда было — крыльцо. Оно связывало избу с улицей, со всем окружающим пространством. Избы ставились окнами к дороге. Эта сторона жилища называлась лицом.

Стоят на улицах деревень и городов избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с другою соперничают в изяществе и богатстве наряда. Человек наделён великим чувством красоты. Ему свойственно желание создавать красоту своими руками. Кроме изб стали предки строить из дерева островерхие храмы, сторожевые башни. Появляются терема, царские палаты. Поныне стоят сказочные дворцы, сделанные руками народных умельцев. Каких только затейливых рисунков не напридумано, какие ажурные кружева выпилены мастерами! Это очень кропотливая, тонкая, хлопотная работа. Надо всё время резать точно по черте. Там, где слои дерева расположены поперёк рисунка, надо быть особенно осторожным, чтобы не обломить рисунок. Дощечки брать чистые, ровные и без сучков, особенно по краям. Сучок может выпасть и испортить рисунок. Хрупкое изящество памятников деревянного зодчества дожило до наших дней во многом благодаря таланту и мастерству своих создателей. Но многое из наследия исчезло.

Узоры и символы
Дерево, выросшее в забайкальских просторах, в руках читинских умельцев резьбы превращалось в сказку, песню, резную мозаику. Сказочная красота узоров! Их можно потрогать руками. В душу проникает умиротворение и радость за тех, кто сотворил такое чудо, кто вложил в это свою душу, непоказную любовь к земле за Байкалом, к её людям. Резьба дома «Теремок» богата: на углах здания, окнах, колоннах. Выпиловочная, сквозная выполнена в виде растительных узоров. Она радует своими яркими и разнообразными узорами. Все эти резные кружева — не только украшения, но и символы.

Основное богатство украшений принимает на себя карниз. Он имеет горизонтальную форму с треугольным изломом посередине, загнутыми по-восточному краями и украшен народным декором в виде ажурного переплетения двух змей. Водосточные трубы с воронками словно по дереву в металле продолжает мелкий сквозной узор. Есть и животные-узоры — обращённые друг к другу драконы (навес козырька), а между ними в прекрасной вазе — яркий цветок. Он символизирует солнце, а драконы пытаются проглотить его. Но солнце побеждает и входит в дом с Востока. Именно с этой стороны дома изображена данная сцена. Создана чудесная резная сказка об извечной борьбе света и тьмы, дня и ночи. Стоит дом. Солнышко освещает его. Весёлыми окошками он смотрит на улицу, приветствуя читинцев. Ну, чем не сказочный герой из сказки?

Уходя своими корнями в глубь веков, читинская резьба по дереву впитала в себя архитектурные стили разных времён и культуру многих национальностей, оставаясь русским народным искусством по своей декоративной сути. Можно увидеть узоры старообрядческих сёл, бурятские орнаменты. Рождалось нечто новое, оригинальное, свойственное только здешнему краю. Резные узоры, точно кружева, ложились на наличники, двери, веранды, оконные ставни, карнизные подзоры, настенные пояса, изумляя мелодичностью рисунка. Сменяются поколения на земле. Но ещё долго люди будут любоваться изумительным мастерством плотников-древоделов, талантливо владевших топором.

Стоят дома. Рассказывают каждый свою сказку. Они похожи — и дома, и сказки. Послушайте их… Испытываешь гордость за Мастеров, которые умели делать и дарить нам чудеса. Какими были эти люди: добрые и злые, великие и униженные, счастливые и несчастные, какими бы они ни были, для нас они оставили творение своих рук, частичку своей души. Они доказали, что нужно любить то дело, которому ты служишь.

В этом году тебе 116 лет. Будь здоров, дорогой друг, радуй своей красотой читинцев и гостей края! Я ухожу. До новой встречи! Пока-пока…

Говорят, у домов, долго
живших на свете,
человечьи, порой,
выступают черты.

Все, кто жил в них,
в тоске и тревоге,
Иль в заветные
Солнцем согретые дни,
Хоть частицу души
Оставлял на пороге…


Все материалы рубрики "Улицы нашего города"

 


Галина Клейнос
Фото с сайта ornament.chita
и Н.П. Крадина

«Читинское обозрение»
№42 (1682) // 13.10.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).