«Большой кулак» против «Великого пути»

События в Китае и Забайкальская магистраль


В сентябре 1901 года в Пекине состоялось подписание договора между Цинской империей (Китаем), с одной стороны, и девятью европейскими державами, а также Соединёнными Штатами и Японией с другой. Договор, получивший название «Боксёрского», или Заключительного протокола, обязал Китай выплатить огромную контрибуцию и пойти на определённые уступки победителям, а также запретить все религиозные общества, чья идеология была направлена против иностранцев.

Именно тайные даосские общества стали основой движения ихэтуаней, чья разрушающая сила была направлена против европейского присутствия в Поднебесной, религиозного миссионерства, а также достижений технического прогресса, особенно железных дорог.

Забайкальская дорога и Кайдаловская ветка
Главными соперниками на Дальнем Востоке, после заключения союзного договора с Китаем в 1896 году, российская дипломатия считала Японию и Великобританию. В Петербурге понимали, что войны на восточной окраине империи не избежать, и форсированными темпами вели строительство железной дороги в Забайкалье и Китае. Так, если забайкальский участок, учитывая все недоработки, был закончен к концу 1899 года, то полторы тысячи километров основного пути Китайско-Восточной железной дороги и тысячу километров Южно-Маньчжурской ветки от Харбина к Порт-Артуру ожидали принять в эксплуатацию только осенью 1902 года. Кроме того, было необходимо построить Кайдаловскую соединительную ветвь от Китайского разъезда (Тарская) к пограничному поселению Нагадан (вблизи будущей станции Маньчжурия) и, тем самым, замкнуть железнодорожную сеть Транссиба.





Кайдаловская, или Онон-Китайская ветка к границе начала строиться в сентябре 1898 года и по планам должна была быть закончена в срок укладки КВЖД. Через месяц после открытия постоянного движения по Забайкальской железной дороге, 1 августа 1900 года, началась укладка рельсов Кайдаловской ветки. Под руководством талантливого инженера путей сообщения Григория Адрианова в кратчайшие сроки была сооружена 345-километровая железная дорога в малолюдной и практически безводной местности. На протяжении пути было возведено всего шесть станций: Китайский разъезд, Могойтуй, Ундурга (Адриановка), Ага, Онон-Китайский (Оловянная) и Борзя.

Общество «Большого Кулака». Ихэтуани, или «боксёры»
Во второй половине XIX века, на фоне иностранного проникновения в «Поднебесную» империю, массового распространения опиума, агрессивного миссионерства и катастрофического обнищания населения, происходит невиданный рост социальной напряжённости. Строительство железных дорог и телеграфных линий иностранцами в Китае приводит к уничтожению традиционных профессий – носильшиков, лодочников, возчиков, посыльных. Такая же ситуация складывается и в текстильной промышленности, где дешёвая фабричная ткань из США и Британии вытеснила местное производство. Крайне обострилась ситуация в связи с распространением эпидемии холеры, которую связывали с происками «белых дьяволов», как называли в Китае иностранцев. Подлило масла в огонь и поражение Китая в войне с Японией в 1896 году. На почве народного недовольства в конце 90-х годов начали стихийно формироваться движения с патетическими названиями и мистической идеологией: «Кулак во имя мира и справедливости», «Союз больших мечей», «Общество справедливых» и т.д. Все эти общества строили своё учение на постулатах Дао, провозглашали изгнание иностранцев и наказание христиан-китайцев, отрицали технический прогресс (не соответствовал фэн-шуй) и практиковали восточные единоборства, что ассоциировало их у европейцев с боксёрами. Другое их название – «ихэтуани» пошло от имени одного из тайных обществ. Чаще всего одетые в красные одежды, с красными знамёнами и фонарями, вооружённые холодным оружием «боксёры» не представляли серьёзной воинской силы, но их фанатизм и самопожертвование вызывали невольное уважение и страх – как у иностранцев, так и у китайских властей.

«Китайская война»
Война на Дальнем Востоке начались не там, где её ждали. Несмотря на союзный договор между Россией и Китаем, правительство вдовствующей императрицы Цыси 8 июня официально объявило войну странам-союзникам, в числе которых была и Российская империя. Была издана специальная «Декларация о войне», где излагались причины такого шага. Губернаторам провинций были разосланы приказы о начале боевых действий против Охранной стражи КВЖД и строителей дороги. 14 июня 1900 года китайские дезертиры и городские низы начали разрушать пути и сооружения на станции Ляоян Южно-Маньчжурской ветки КВЖД. Уже через неделю «боксёры» при поддержке китайских правительственных войск атаковали станции и строящиеся участки КВЖД в нескольких местах. Повсеместно дороге наносился значительный вред – разрушался рельсовый путь, обрывались телеграфные провода, уничтожался подвижной состав. С самого начала беспорядков немногочисленные отряды Охранной стражи организовали эвакуацию и охрану железнодорожников и их семей. Прорываясь от станции к станции в направлении Харбина, Порт-Артура и русской границы в Забайкалье и Приморье, отряды собирали служащих и казаков по пути следования, нередко сталкиваясь с проявлением звериной жестокости восставших. Показателен пример небольшого отряда инженера Верховского и подпоручика Валевского, который, пробиваясь к корейской границе, ощутил на себе весь трагизм ситуации. Подпоручик погиб в бою, а инженер-железнодорожник со своими спутниками попали в руки ихэтуаней. Пленники были замучены, а голову Верховского инсургенты повесили в клетке на стене города Ляояна.


Подпоручик Валевский

В ночь на 12 июня 1900 года в Приамурском военном округе была объявлена мобилизация запасных чинов, а события в Китае заставили железнодорожную администрацию форсировать окончание строительства Забайкальского участка, несмотря на все существующие недоделки. Дорога была объявлена на военном положении с запретом увольнения железнодорожным служащим и объявлением дополнительного приёма. Была усилена охрана инженерных сооружений – мостов, тоннелей. Дополнительно было построено 17 новых разъездов. Для охраны строящейся Кайдаловской ветки по станциям были распределены войска резервных батальонов.


Русская кавалерия в Китае

Уже через две недели после начала волнений состоялось официальное открытие движения на Забайкальской железной дороге, и сразу на восток потянулись воинские эшелоны. События в Поднебесной стали серьёзным испытанием для молодой магистрали. Построенная по облегчённым техническим условиям, с расчётом на пропуск трёх пар поездов в сутки, дорога была вынуждена обслуживать семь, а то и восемь пар. Впоследствии первый начальник дороги Василий Оглоблин будет даже награждён Орденом Святой Анны за успешную организацию перевозок.

Конечным пунктом прибытия эшелонов стала станция Сретенск, откуда войска по Шилке и Амуру убывали в обстреливаемый китайской артиллерией Благовещенск или же дальше, в осаждённый Харбин и Хабаровск. От Сретенска также была проложена грунтовая дорога к Старо-Цурухайтую, где происходила концентрация русских войск для удара на Хайлар.

Убийства европейских посланников и миссионеров, уничтожение имущества и разрушение инфраструктуры, естественно, не могли оставить безучастными правительства стран-союзниц. Для подавления восстания в Китай были направлены экспедиционные силы восьми государств. В середине августа 1900 года русские, японские и американские войска подошли к Пекину и к концу месяца взяли город. В сентябре русские войска начали поэтапно занимать территорию Маньчжурии. По договору с наместником цинские вооружённые формирования выводились из Северо-Западного Китая, и Россия начинала восстановление почти полностью разрушенной полосы КВЖД. Материальные потери, понесённые Россией от восстания ихэтуаней, были возложены на китайскую сторону. В соответствии с «Боксёрским протоколом» Цинское правительство обязалось выплатить 450 миллионов лянов, или почти 17 тонн серебра контрибуции западным союзникам. Третья часть этой суммы (150 миллионов лян) приходилась на уплату Российской империи. Только в 1919 году Советское правительство отказалось от долговых обязательств китайской стороны и списало остатки.

«Боксёрское восстание» навсегда осталось символом борьбы старого и нового, духовного и материального, кулака китайского единоборца и пулемёта колонизатора, рикшы и паровоза.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Владислав Реутов,
член Российского исторического
общества в г. Чите

Фото из архива музея истории
Забайкальской железной дороги
«Читинское обозрение»
№37 (1677) // 08.09.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).