Путешествие к Острову сокровищ

Часть III


Часть I
Часть II


Кар-ррамба! Сто тысяч морских чертей! А вот и снова я капитан Кадр - Чёрная борода и моя необычная, но вёрткая, как барракуда, посудина под совершенно безумным для моего времени названием «Синескоп». Сегодня мы продолжаем наш трудный, наполненный по самые трюмы приключениями, путь к Острову Сокровищ. Курс — прямиком по истории одной из его лучших в мире одноимённых киноверсий, созданной под командой капитана-режиссёра, мистера Евгения Фридмана полсотни лет назад.

…А теперь свистать всех наверх! Па-аднять якорь! Команде — па-ааднять паруса! Эй, синескоп-штурман, сухопутная твоя голова, попутного тебе ветра и сухого пороха, начинай, давай…


…Есть сэр! Продолжаю начатое…

Весёлый Роджер и пограничники
3 ноября 1970 года в акваторию порта Ялта вошло, казалось, абсолютно невиданное в веке двадцатом парусное судно XVIII века! Это была шхуна водоизмещением не менее 200 тонн, отлично экипированная, с несколько обшарпанным, но явно крепким и надёжным такелажем, деревянной обшивкой и … вооружённая вполне боеспособной лафетной пушкой. На одной из мачт на холодном в ту пору черноморском ветру развевался …чёрный …Весёлый Роджер! НЕВЕРОЯТНО!

Мореплаватели на борту небывалого пришельца из прошлого наблюдали в бинокли приближающийся берег — там, на набережной стояли вдали совершенно обалдевшие от увиденного зеваки. «Может, шарахнем из пушки салютом?», — предложил один из мореплавателей. «Ага, они вот тебе ещё шарахнут в ответ», — молвил его коллега, поскольку в бинокль разглядел, что ближе к причалу и непосредственно возле него находилось оцепление с людьми в погонах, причём некоторые из них были вооружены. «…И, кажется, зря вы, мужики, пиратский флаг подняли», — сказал первый капитан новенькой шхуны «Испаньола», сутки назад сошедшей со стапелей херсонского судоремонтного завода Виталий Букарин. Он, капитан учебного парусного судна «Кропоткин», специально приглашён для её перегона в Ялту. Тем временем к «Испаньоле» уже нёсся катер пограничников.

«Это что за хулиганство?!», — строго спросили взошедшие на борт военные. «Кино вот будем снимать…», — пояснил с тревогой и немного растерявшись, режиссёр-капитан Евгений Фридман: «Остров Сокровищ» называется…».

Пограничники немного смягчились: «Кино? Про сокровища и пиратов? Это хорошо…». Но, обратив внимание на чёрный стяг на мачте и пушку, строго скомандовали: «Предъявите документы…». Связавшись с берегом по радио, затем проверив удостоверения и документацию на шхуну, пограничники вновь смягчились: «Вы хотя бы предупреждайте о прибытии. Радио же у вас на борту имеется». «Увлеклись немного романтикой и забыли», — объяснил, улыбаясь, режиссёр. «В другой раз, увлекаясь, не забывайте, а то будут неприятности», — предупредили, козырнув, пограничники. «…А флаг-то ваш пиратский спустите пока. И…». — командир группы пограничников покосился на корабельную пушку: «…Хорошо, что салютовать не догадались». Капитан и киношники только переглянулись… Через час «Испаньола» к восторгу зевак бросила якорь.

Романтика. «Цвет настроения» — зелёный
Ранним утром 4 ноября экипаж «английской» шхуны с капитаном Смоллеттом (Юозас Урмонавичус), доктором Ливси (Лаймонас Норейка), сквайром Трелони (Альгимантас Масюлис), юнгой Джимом Гокинсом (Ааре Лаанеметс), коком (главарём пиратов по совместительству) — одноногим Джоном Сильвером (Борис Андреев) и остальными честными моряками и пиратами (в смешанном составе из русских и прибалтийских актёров), а также всей съёмочной группой, поднял якорь из порта Ялта и взял курс на Остров Сокровищ…

Романтика плавания под парусами закончилась буквально через полчаса. Ясное солнце, синее небо, но пронизывающий до костей свежий ветер при +10°C и приличная бортовая и килевая качка вместе с волнами и тучами брызг живо перечеркнули зыбкую прелесть всей этой красоты. Подошли к первой точке «морских съёмок» — в район горы Аю-Даг, и почти у всей съёмочной группы началась страшная морская болезнь. Только работа помогала как-то держаться — отлично выставленные оператором кадро-планы, великолепная игра, нет, не игра …жизнь актёров-моряков в открытом неспокойном океане ни на секунду не вызывают сомнения у зрителей, что это настоящие опытные морские волки. Что происходило за кадром, после команды: «Стоп. Снято…» было известно только тем, кто находился за этим «кадром». Бледные гримёры поправляли бледным актёрам «макияж», парики; костюмеры — платье, такого же цвета ассистенты оператора меняли кассеты с плёнкой, настраивали свет и т.д.

Через несколько дней «Испаньола» вернулась в Ялту. Первые съёмки «на акватории» прошли успешно. Шхуну встречала полная набережная народу. Актёры, одетые в костюмы эпохи своих персонажей, сошли с трапа и вызвали бурю аплодисментов, за ними последовала вся съёмочная группа. Защёлкали фотоаппараты. «Надеюсь, плёнка у них не цветная», — с трудом проговорил режиссёр, обращаясь к оператору. Опасения были не напрасными — лица всех ступивших на берег имели явный серо-зелёный оттенок.

Эти зимние «тропические» воды
Как было отмечено в прошлой нашей встрече, розыски подходящего судна для съёмок, затем идея создать шхуну «с нуля» и последующая постройка «Испаньолы» заняли несколько непредусмотренных графиком фильма месяцев, а потому киношникам пришлось проводить съёмки на море совсем в «неурочное» время — декабрь, январь февраль и март. Несмотря на декорацию кормы «Испаньолы», расположенной на берегу на территории Приморского парка, когда ассистентам приходилось раскачивать декорацию, создавая полную иллюзию качки, Фридман требовал живой морской натуры. Одной из причин был тот факт, что некоторые актёры, снимаясь в декорациях трюма и кают, никак не могли сосредоточиться и войти в образ. И тогда «Испаньола» шла в море. Сильный ледяной ветер, настоящая качка живо делали своё дело. Актёры, одетые в тонкие рубахи и жилеты (дело-то происходило по роману и сценарию — в тропиках, а зрителю, впоследствии, даже не приходило в голову, как создавались эти «тропики») моментально входили в роль, но вскоре попадали в объятья морской болезни. Что ж, это была «оборотная сторона медали». Впрочем, холод иногда оттягивал её приступы.

«Американец»-гений, холера и йо-хо-хо
Покуда шли съёмки «Острова», в Крым поспешил 25-летний малоизвестный тогда композитор Алексей Рыбников, впрочем, уже написавший музыку к трём фильмам. Алексея пригласил в «Остров» сам Фридман, поскольку снимал картину «международного» приключенческого стиля, да и уровня, что в конечном итоге блестяще получилось. На студии им. Горького молодой сочинитель среди всех композиторов слыл «американцем», желавшим писать музыку, конкурирующую с западными, заокеанскими музыкальными образцами. Услышав о таком композиторе, Фридман сразу им заинтересовался. Однако попасть в Ялту Рыбникову, где уже вовсю шли съёмки, удалось далеко не сразу и только с …врачами и спецотрядом — город был по существу изолирован и находился, по-видимому, в карантине, поскольку на юге Украины регистрировались вспышки холеры. По прибытию в ялтинский филиал студии им. Горького композитора ожидал ещё один сюрприз — получив ключ от помещения, где ему предстояло работать, Рыбников обнаружил в небольшой комнатёнке лишь древний, разбитый рояль. А первые музыкальные эскизы надо было показать режиссёру уже через несколько дней. Тихо произнеся различные «слова», молодой «американец» принялся …свистеть, топать ногами, подпевать и выкрикивать классическое пиратско-залихватское «Йо-хо-хо и бутылка рому…» и всячески выколачивать ритм, вживаясь в сочинение максимально эмоционально…

…Эй, штурман, а ну-ка, тишина на палубе! Замолвлю лично словечко… Это для вашего слуха русского (и вообще, славянского) он похож на бравирующий, хохочущий возглас пиратов. Натурально «йо-хо-хо» у английских моряков и у славных джентльменов удачи того времени соответствовало вашему русскому: «Эй, ухнем...» или: «Раз, два, взяли!». В общем, когда команде судна требовалось разом приложить какие-либо физические усилия. Вот так-то, якорь вам в ухо! Давай, штурман, дуй попутным ветром дальше…

Услышав наброски музыкальных композиций для фильма, которые Рыбников уже окрестил как: «Старая карта», «Сокровища Флинта», «Джойс и акула», «Белые паруса», «Баллада о бедном Томе» и др., от которых «разило за многие мили» морем, авантюрными приключениями и пиратской романтикой, режиссёр понял, что не ошибся в композиторе. Только с песней пиратов «Малютка Дженни» не повезло — при сдаче саундтрека фильма худсовету студии её, написанную в жанре рок-музыки, посчитали из-за двух куплетов текста (поэт Ю. Ким) излишне вызывающе-фривольной для будущей детско-юношеской зрительской аудитории (полный текст имеется в Интернете). Пришлось Рыбникову сделать её инструментальной версией, назвав «Пляской пиратов» и оставив хотя и зажигательный, но только припев-финал: «...Пятнадцать человек на сундук мертвеца, йо-хо-хо и бутылка рома! Пей и дьявол доведёт до конца, йо-хо-хо и бутылка рома!».

Так что «Малютка Дженни» в фильме так и не прозвучала. Но! Спустя несколько лет «пиратский» хит транслировался по всесоюзному радио и произвёл среди слушателей подлинный фурор.

Кинотеатры — на абордаж!
…Съёмки фильма завершились в конце марта 1971-го, монтаж и озвучка продлились до середины осени. В ноябре фильм принят Госкино. Картина была закуплена десятками зарубежных прокатчиков, включая США, и вскоре признана одной из лучших экранизаций романа «Остров Сокровищ» в мире, оставаясь таковой и по сей день. На экраны СССР лента Евгения Фридмана вышла в мае 1972-го. Несмотря на целевую детско-юношескую аудиторию, взрослые, также жаждущие морской романтики и приключений, брали «на абордаж» залы кинотеатров, тем самым вынуждая устраивать в оных и вечерние сеансы. Это была Фортуна-Удача!

На этом мы и закончим! Эй, на палубе! Не зевать, сто тысяч морских чертей! Плаванието продолжается! Прямиком по курсу — каникулы, отпуска и новые приключения! Поднять Весёлого Роджера! Всем попутного южного ветра и семь футов под килем!

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№23 (1663) // 02.06.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).