На «Большой перемене»

Часть II


Часть I

Внимание! В «Синескопе» вновь звенит школьный звонок! Быстренько все в кинокласс, друзья... Начинаем второй урок истории. Сегодня продолжаем тему: «Появление самой длинной (46 лет на экранах!) и самой популярной школьной кинотелеперемены нашей страны». Итак, слушаем внимательно (а заодно внимательно изучаем изображения на учебном пособии – школьной доске)...

Кастинг «Переменный» начинается

...В феврале 1972 года режиссёр Алексей Коренев занялся подбором или, как сейчас говорят, кастингом актёров для «Большой перемены». Ещё во время работы над сценарием он решил, что в ролях колоритных «стариков»-преподавателей будут сниматься великие мэтры МХАТа и кино Михаил Яншин (профессор Волосюк) и Анастасия Георгиевская (учительница географии). «Старики» сразу согласились участвовать в съёмках этой весёлой «вечерне-школьной» комедии. Им даже не понадобились кинопробы. Но это была капля в море, поскольку фильму требовалось ещё порядка двадцати актёров, причём все – на главные роли великовозрастных учеников 9 «А». А ещё десяток актёров на роли учителей и ещё больше – для эпизодов. Режиссёр бросился в «кастинг», как в омут головой...

Интересно, что Коренев был твёрдо уверен, что автор литературного первоисточника сценария – повести об учителе вечерней школы рабочей молодёжи «Иду к людям» писатель Георгий Садовников написал книгу о самом себе. Этот факт писатель опровергал множество раз, причём в первую очередь – именно Кореневу, но всё было тщетно. В результате «упёртый» режиссёр подыскивал на роль самого наиглавнейшего персонажа – учителя истории Нестора Петровича Северова актёра, внешне похожего на писателя.

Историк Нестор: соображая «на троих»
Главными претендентами стали Михаил Кононов и Андрей Мягков. Причём чаша весов склонялась в сторону последнего. Но Мягков поставил непременное условие: он будет сниматься только вместе со своей супругой, актрисой Анастасией Вознесенской. По мнению Мягкова, никто лучше его любимой не справился бы с ролью жены Ганжи – учительницы литературы Светланы Афанасьевны. Коренев долго думал и... решил отказаться от услуг супружеской четы.

А вот Кононов вообще не хотел сниматься в этой, как он выразился, «школьной бредятине». Молодого актёра можно было отчасти понять – он уже успел сняться в великих картинах «Андрей Рублёв» Тарковского и «В огне брода нет» Глеба Панфилова, а тут какая-то комедия... Тем не менее Кононов послушно прошёл пробы с другими конкурентами на роль Нестора Петровича, поскольку учителем-историком могли стать (см. на школьную доску) и Константин Райкин, и Евгений Карельских («Вечный зов», «Кот в сапогах»). В конечном итоге худсовет «Мосфильма» утвердил именно Кононова. Режиссёр было очень рад, что заполучил для «Перемены» на главную роль такого замечательного актёра, но уже с первых съёмочных дней скромный, добрый, улыбчиво-застенчивый Нестор, каким он был в кадре, за кадром превращался в далеко не... Но к этому мы ещё вернёмся.

Четыре Ганжи и «харизма» курточная
Роль ехидного шутника, нерадивого, но самого обаятельного ученика 9 «А» Григория Ганжи «примеряли» Станислав Садальский, Александр Филиппенко и Юрий Векслер (впоследствии оператор и соавтор сценария цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Но первый, по мнению худсовета, чересчур переигрывал, а второй, напротив, был слишком мягок. Так Збруев стал Ганжой. Кстати, ради харизматичного актёра режиссёр не раз шёл на уступки. Так, согласно сценарию и задумке костюмеров, все актёры-мужчины в картине должны были появляться на заводе, где они работают, исключительно в робах. И только Збруев забастовал: «Ну, уж нетушки! В робе ходить не буду!». Коренев поначалу пытался спорить: мол, любая другая одежда будет нарушением замысла, однако, в конце концов, смирился. И в итоге стильная замшевая куртка Ганжи в фильме стала его особым «фирменным брендом» с не меньшей «харизмой», чем сам актёр и его персонаж.

Как Ганжа №4 жену подарил
Что же касается Юрия Векслера, он снял свою кандидатуру, однако, сам того не ведая, подарил для фильма другого исполнителя... свою жену – студентку-третьекурсницу школы-студии МХАТ, никому не известную тогда Светлану Крючкову. Векслер отправил жену отнести сценарий «Большой перемены» на студию. В дверях «Мосфильма» Светлана столкнулась с незнакомцем, который сразу же задал вопрос в лоб: «А что вы делаете сегодня вечером?». «А в чём дело?», – с вызовом переспросила она. «Приходите завтра репетировать», – ответил он. Незнакомцем оказался сам режиссёр Коренев. Его Величество счастливый Случай очередной раз правил бал в кинематографе.

Кастинг. Репетиция. …Кровь!
На роль жены Ганжи, учительницы русского языка, Светланы Афанасьевны, кроме Крючковой, уже претендовали Ольга Науменко и Наталья Гвоздикова. На репетиции Крючковой режиссёр поставил задачу: «Вы – жена Ганжи. Он вас втаскивает в комнату, а вы изо всех сил сопротивляетесь...». Начали пробную съёмку. Збруев потащил Светлану, а та, почувствовав, что нахальный «Ганжа» сильнее и побеждает, в отчаянии, не зная, что делать, недолго думая,... хватанула его зубами за палец. Збруев завопил. Хлынула кровь. Коренев тут же остановил съёмку: «Хватит! Достаточно! Репетиция закончена. Збруев – в медпункт. Крючкова свободна!». Неудавшаяся актриса разревелась и отправилась домой. Шанс сняться в кино был упущен. Но едва она зашла со слезами в квартиру, раздался телефонный звонок. Говорил Коренев: «Я тут подумал, раз вы такая м-мм... слегка воинственная и строгая, решил, что вы будете сниматься. Но только в другой роли – Нелли Леднёвой».

В итоге жену Ганжи сыграла актриса театра им. Моссовета Наталья Богунова («Бегущая по волнам», «Умные вещи»). И она на долгие годы превратилась в «супругу» Збруева. После премьеры буквально все были убеждены, что актёры женаты и в реальной жизни. Интересно, что в повести Садовникова ученик и учительница в браке не состояли.

О Полине очаровательной и… заде
Невестой Нестора Петровича – очаровательной Полиной, по мнению режиссёра, должна была стать Наталья Гундарева. Коренев лично позвонил актрисе и был ошарашен ответом: «А ты мою задницу видел?». Тем не менее он пригласил-таки Гундареву на пробы, но почти сразу же понял, что актриса права – эта роль была явно не для неё. Полиной стала одна из неудавшихся жён Ганжи – Наталья Гвоздикова.

Как «министерша» Пушкина «жмотом» сделала
Появлению в «Большой перемене» Ролана Быкова – исполнителя колоритного персонажа, бригадира и «по совместительству» «нехорошего человека и большого жмота» Петрыкина тоже обязан Случай. На эту роль был утверждён Виктор Павлов. На него уже были сшиты костюмы, как вдруг спустя три месяца после кинопроб актёр... написал письмо с отказом от работы. Причём как раз в тот день, когда должны были сниматься сцены с его участием. В итоге пришлось аварийно искать замену. И тут «подвернулся» Быков. Он согласился стать Петрыкиным из-за... министра культуры СССР. Екатерина Фурцева лично прекратила репетиции спектакля «Медная бабушка» во МХАТе, где актёр играл самого... Пушкина! Формулировка была уничижающей, если не сказать самодурственно-идиотской: «Наша национальная гордость не был таким уродом». Оскорблённый Быков пришёл к Кореневу в его «Перемену» хотя бы для того, чтобы отвлечься от мрачных мыслей и ни секунды впоследствии не жалел – работал с восторгом школьника, заражая своим энтузиазмом и юмором всю съёмочную группу.

Плясунья, лоботряс, футболо-фанат и всезнайка
Любительницей танцев Люськой и её партнёром учеником-лоботрясом Генкой Ляпишевым могли стать актёры Елена Маслова и Валерий Носик, но они достались жгучей блондинке (опять блондинка!) – красавице Ирэне Азер и Виктору Проскурину.

Впрочем, и Носику, и Масловой в «Перемене» нашлись не менее яркие персонажи: футбольного фаната Отто Фукина и всезнайки Коровянской, у которой партнёром стал сам Савелий Крамаров. Интересно, что один из крылатых диалогов фильма: «Коровянская: «Что ты мне глазки строишь?». Тимохин-Крамаров: «А что, я тебе кооператив должен строить?» придумала сама Елена Маслова. До первого съёмочного дня оставалось...

Так... Звонок... Урок закончен. Куда все побежали? Минуточку! Сообщаю тему следующего урока: Нестор – препод вредный: правда о закадровых похождениях Кононова. Квас и пивко – будешь прыгать высоко – прикольные ляпы в фильме. Крамаров... Евгений Онегин! – раскрывая уморительную тайну реального финала «Перемены». Страдания режиссёрские, или Три блондинки, японские волосы и водные лыжи. «Большая перемена» как законодатель всесоюзной моды... Теперь все свободны. До следующей среды!

Часть III

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№37 (1573) // 11.09.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).