Новый год 2017 и Карнавальная ночь

Часть II


Часть I

Не успели мы встретить Новый год, как вот уже и Старый Новый на пороге. Всем добра, счастья, здоровья и... чудесных фильмов! Сегодня продолжим историю одного из них – картины, вышедшей на экраны 60 лет назад, без которой и в XXI веке немыслимы встречи Нового года, – развесёло-музыкальной, озорной и танцевальной, сатирическо-моральной ленты – «Ночи карнавальной»! Каждый раз её смотреть готовы заново в постановке режиссёра Э. Рязанова! А теперь – как лента создавалась, как снималась и как продвигалась.

Летняя зима
Съёмки зимней «Карнавальной ночи» начались... летом! Точнее, в июне 1956 года.

Вместе с художниками Константином Ефимовым и Олегом Гроссе режиссёр по-новому подошёл к организации съёмочного пространства. Весь фильм решили снимать не в павильонах «Мосфильма», а в настоящих интерьерах. В связи с летним периодом почти все московские театры разъехались на гастроли. «Жертвой» киношников стал Театр Советской Армии – они воспользовались благоприятной ситуацией и добрую половину фильма отсняли в его помещениях, коридорах и фойе.

О тов. Огурцове
В процессе работы директор студии, худрук киногруппы и куратор режиссёра-дебютанта в игровом (художественном) кино, живой классик отечественного кинематографа Иван Александрович Пырьев («Трактористы», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской», «Кубанские казаки») отсматривал каждый эпизод и, если он казался неудачным, заставлял переснимать. Так сцена «Кабинет Огурцова», где зритель впервые встречался с бюрократом, был переснят трижды.

Кстати, об Огурцове. В далёком 1929 году молодой и знаменитый актёр-комик Игорь Ильинский был с группой коллег на гастролях в городе Иваново. После первого же представления в местной газете появилась коротенькая, но злобная рецензия на концерт. Автором её был местный журналист и поэт... Серафим Огурцов! Провинциальный газетчик в пух и прах разнёс звезду – Ильинского! В 1956 г. Серафим Огурцов по странному стечению обстоятельств «воскрес» в «Карнавальной ночи» – с тем же характером и такими же замашками.

«Есть ли жизнь на Марсе?»
Многое из образных решений в фильме рождалось в процессе съёмки. Например, сцены с горе-лектором по астрономии: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе – это науке неизвестно, наука пока ещё не в курсе дела». Во второй половине 1950-х в стране развёртывало свою деятельность Общество по распространению научных и политических знаний. Среди лекторов было немало и халтурщиков, готовых витийствовать о чём угодно и где угодно, лишь бы платили. Так что фигура человека с портфелем пришла в «Карнавальную ночи» из жизни.

Толстенький «бездарь»
С молодой Людмилой Гурченко на протяжении съёмок режиссёр так и не нашёл общего языка. Рязанову не нравились все эти её «штучки-дрючки», «манерность» и склонность к джазовым гармониям. Эльдар ворчал, но терпел. В связи с дебютной работой на «Мосфильме» опытные режиссёры предложили Рязанову показать отснятый материал. Мэтры были единодушны в оценке: материал скучный и бездарный. Вывод худсовета оказался таков: единственное, что остаётся, – закончить скорее съёмки и забыть о фильме как о кошмарном сне. А вот Пырьев по-прежнему верил в молодого режиссёра, и во многом благодаря его поддержке Рязанова не убрали с постановки... А его собирались отстранить от работы: «Этот молодой... толстенький-то, видимо, бездарь... Для большого кино вовсе не годится...».

Когда песня чересчур хорошая
Всю музыкальную партитуру к фильму написал композитор Анатолий Лепин. В кабинете Пырьева композитор показывал свои песни, а Гурченко их пела. Особенно хороша была одна из песен о любви. Но Пырьев прослушал её и сказал: «Песня слишком уж хорошая, но не для этого фильма. А музыку не бросайте, используйте». Так возможный шлягер стал просто красивой мелодией в музыкальном номере «Танец с зонтиками».

«Галиматья» и Пырьев
Что касается знаменитой «Песенки о хорошем настроении», то вопрос о её включении в музыкальную партитуру возник едва ли не в самый последний момент, когда все танцевальные, вокальные и другие номера эстрадного концерта-ревю были записаны и отсняты. Инициатором этого стал всё тот же Пырьев.

Композитор картины Анатолий Ленин и поэт Владимир Лифшиц (автор текстов «Пяти минут», «Танечки» и других песен) уехали отдыхать на Рижское взморье, а Иван Александрович всё никак не мог успокоиться – стал требовать ещё одну песню. «Музыкальная парочка» на отдыхе. Что же делать? Тогда Рязанов среди ночи позвонил приятелю, поэту и драматургу Вадиму Коростелёву: «Вадик, я тут завершаю работу над новой картиной. В ней много песен. Но Пырьев считает, что нужна ещё одна. Времени в обрез. Пырьев высылает тебе машину. Дуй на «Мосфильм...».

«Вот что, – начал Пырьев, – нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно?». «Главное вы уже подкинули – в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится...» – заверил поэт. «Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет», – раздражённо бросил Пырьев. «Ну да, – ухмыльнулся Коростелёв. – Постараюсь сбацать так, чтоб запели. Вот вы первый их и запоёте».

Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер поэта в своём кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, Коростелёва из студии не выпустит.

Через сутки или двое с рижским поездом от Лепнина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её и приказал записывать. А сам, даже не замечая за собой, уже насвистывал «Настроение» в коридорах «Мосфильма».

Революционная запись мегахита
Интересно, что вокальная партия «Песенки про пять минут» была впервые записана отдельно от оркестра. Это сегодня любой певец – начиная от оперного, заканчивая рэппером и «попсовиком» может это сделать даже в домашней студии. А тогда, в 1956 году, такой практики в технологии записи звука для кино не существовало – только вместе с оркестром (или ансамблем). Звукорежиссёр «Карнавальной ночи» Виктор Зорин оказался пионером в этой области. Смотреть на необычную запись сбежались все работники главного звукоцеха «Мофильма». В тонзале оркестром дирижировал Эдди Рознер, а Гурченко пела под простейший наушник, слушая оркестр...

«Карнавальный» «взрыв»
«Карнавальная ночь» была отснята в рекордно короткие сроки – за пять месяцев. В начале декабря в небольшом просмотровом зале студии шёл просмотр материала почти целиком снятого фильма. В зале было трое: Ильинский, Рязанов и Гурченко. В конце просмотра Игорь Владимирович сказал Гурченко: «Чую... После этой картины ты будешь очень популярной. Да и ты, Элик, тоже. Готовьтесь...».

Интересно, что из зрителей о картине никто и слыхом не слыхивал, – она даже не рекламировалась. Просто вышла на экраны 28 декабря 1956 года – накануне новогодних праздников. Это был «взрыв»! Иначе не назовёшь. Критики и зрители были едины в своём порыве, что случалось в истории кинематографа крайне редко. «Карнавальная ночь» в считанные недели стала лидером по посещаемости в 1957 году – картину Рязанова увидело свыше 50 миллионов зрителей. Очереди в кино занимали с ночи. Новая вспыхнувшая звезда советского кинематографа, третьекурсница ВГИКа Люся Гурченко, её улыбка и осиная талия сразили зрителей. Девушки делали причёски «под Гурченко» и мечтали о точно такой же муфточке, которая была у её героини, а «Пять минут» и «Песенку о хорошем настроении» распевал весь Союз. Эльдару Рязанову с триумфом открылся путь в большой, художественный кинематограф. Удивительно, но всего несколько месяцев назад молодой режиссёр только и мечтал, как закончить, пережить и забыть этот кошмар под названием «Карнавальная ночь». Жизнь показала и доказала: чудеса ещё случаются. Особенно в Новый год!

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Илюстрации автора
«Читинское обозрение»
№2 (1434) // 11.01.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).