Легендарная сага о Крёстном

Сто лет - отцу, полвека - фильму. Часть II


Часть I

«Народный» фильм — неформальное звание, прикрепленное к тому, или иному кинопроизведению, снискавшему на протяжении многих лет особую любовь миллионов зрителей, причём совершенно независимо от страны его производства и жанра. «Ва-банк», «Фантомас», «Звёздные войны», «В джазе только девушки», «Чужой», «Пятый элемент», «Золото Маккены» и ещё десятки лент. Мы знаем их почти наизусть, но при случае непременно пересматриваем с не меньшим энтузиазмом, чем картины Гайдая, Говорухина, Шукшина, Александрова, Рязанова, Митты...Сегодня мы продолжаем разговор о том, как создавался один из таких «народных» фильмов — легендарная киносага XX века, рождённая писателем Марио Пьюзо, 100-летие которого было отмечено 15 октября сего года, и режиссёром Фрэнсисом Фордом Копполой, под названием «Крёстный отец».


Режиссёр-скандалист
В конце 1970-го, после того, как был закончен сценарий «Крёстного отца», Коппола взялся за подбор актёров. Так, ожесточённо споря с продюсерами, он добился, что на главные роли дона Корлеоне и его преемника, младшего сына Майкла, были утверждены: Марлон Брандо, считавшийся в то время популярным, но не коммерческим актёром и почти никому не известный 30-летний Аль (настоящее имя — Альфредо) Пачино. Затем выбил у студии максимальный бюджет: вместо двух — 6 000 000 «зелёных». В конечном итоге по разным причинам умудрился так расскандалиться с продюсерами, что Копполу было решено немедленно отстранить не только от съёмок, но и уволить из кинобизнеса с «волчьим билетом». Лишь только вмешательство Брандо и его угроза покинуть перспективный проект помогло миру сохранить впоследствии великого мастера кинематографа.

Корлеоне Брандо
Съёмки «Крёстного отца» начались 29 марта 1971 года со сцен, которые зрители увидели в первых кадрах: к Вито Корлеоне во время свадьбы его дочери приходят с поздравлениями и личными просьбами простые трудящиеся — соседи уважаемого дона: булочник, портной и т.д. Благородный, заботливый дон, согласно обычаю, никому не отказывает...

Стремясь создать образ Корлеоне-старшего как можно более колоритным, 47-летний Марлон Брандо согласился на «пытку», которую пришлось выносить на протяжении всех съёмок. Во-первых, гримёрам-визажистам каждую рабочую смену приходилось превращать его в старика, которому за 70. Во-вторых, чтобы глава мафиозного клана, несмотря на возраст, выглядел более грозно, а его челюсть смотрелась особо «хищно», почти по-бульдожьи, актёр был вынужден постоянно носить во рту специальное пластиковое приспособление — капу. (Капа обычно используется спортсменами для предохранения зубов от травм). Кроме куска пластмассы за щеками Брандо были помещены ещё и ватные тампоны. Остаётся лишь догадываться, какие ощущения испытывал актёр ежедневно в течение многих часов съёмок. Что же касалось манеры дона Корлеоне говорить знаменитым придушённо-хрипловатым голосом, то Брандо «позаимствовал» эту «аудио-особенность» у вполне реального …гангстера Фрэнка Костелло (его судебное слушание в 1951 году актёр видел по телевизору). В детстве Фрэнку случайно повредили голосовые связки во время операции по удалению аденоидов.


Мафиозно-крёстно- …котский факт. Кроме актёров-людей в этих сценах снялся единственный в фильме четвероногий артист. Дабы прибавить «семейного уюта и тепла» Брандо во время пятиминутного перерыва сбегал до ближайшей помойки студии «Парамаунт», схватил роющегося в мусоре одинокого полосатого кота и притащил в павильон. Животное, вскормленное щедрыми помойками Голливуда, не сопротивлялось. Так и попал в кинолегенду «Крёстный отец» никому неизвестный кошан, которого так ласково гладил в кадре могущественный мафиози дон Корлеоне.

…Знаменитого ещё до начала съёмок «Крёстного отца» Брандо многие в группе боготворили и даже боялись. Так актёр Ленни Монтана, исполнивший роль зловещего наёмного убийцы Луки Брази (напомню, что в фильме это был самый огромный по габаритам гангстер), работавшего на семью Корлеоне (Брази впоследствии удушили гароттой — особой сицилийской удавкой конкуренты из семьи дона Татальи), настолько трепетал при виде Брандо, что никак не мог чётко проговорить свой текст. Копполе невероятно понравилась такая натуральная нервозность, что он вставил в фильм сцену прямо со спутанным текстом.

Корлеоне мл. -  Пачино
Никому не известный тогда Аль Пачино исполнял одну из главных ролей в картине — младшего сына Вито Корлеоне — Майкла. Ветеран Второй мировой войны, образованный, интеллигентный Майкл, не желающий иметь никакого дела с «семейным бизнесом», к концу фильма становится мудрым, жестоким, повязанным «кровью» прагматиком, принявшим «пост» главы семьи Корлеоне. Несмотря на старания 30-летнего актёра сделать роль как можно интересней, руководство «Парамаунта» было недовольно работой Аль Пачино. Продюсеры всеми силами пытались заставить Копполу уволить актёра со съёмок «Крёстного отца». Просматривая отснятый материал, они постоянно задавали режиссёру один и тот же вопрос: «Когда же он, наконец, начнет играть?». Только увидев сцену, в которой Майкл Корлеоне убивает комиссара полиции, они поняли гениальную режиссёрскую прозорливость Копполы, открывавшего миру новую кинозвезду. Много лет спустя, уже в наше время, Аль Пачино признался, что роль Майкла была самой сложной в его карьере.

Мафия и «Крёстный»
Съёмки более чем трёхчасовой картины длились всего четыре месяца и были закончены 6 августа 1971 года. За этот короткий срок будущий шедевр Копполы успел обрести некий ореол таинственности. Так, к примеру, в прессу просочились слухи о том, что против постановки фильма выступали некоторые руководители тайных «семейных структур» США. В течение всей работы над фильмом члены группы не единожды получали классические анонимные звонки с предупреждениями, им посылались письма с угрозами, а однажды даже была обстреляна машина одного из продюсеров проекта, Альберта Радди. По чистой случайности он остался жив. И это был вполне реальный факт.

Ряд других влиятельных криминальных «семейств» Америки придерживались противоположного мнения. Судя по некоторым событиям, слухи о том, что фильм снимался не только с одобрения мафии, но и на её деньги, оказались не такими уж беспочвенными. Бесспорен также факт, хотя и несколько косвенно подтверждающий заинтересованность фильмом американо-итальянских «авторитетов»: первые премьерные показы «Крёстного отца» проходили при тройной охране полиции, так как в зале сидели самые что ни на есть настоящие «отцы»! Фильм Копполы им пришёлся по душе.

Удивительно, но эпическое кинополотно о жизни семьи мафиозного клана, где-то жестокое, где-то романтическое, оказалось не настолько кровавым по сравнению с современными боевиками и «гангстерскими» фильмами. В «Крёстном отце» было показано «всего» 18 жертв разборок «семейств», включая несчастную лошадь, чью голову подсунули в постель к несговорчивому голливудскому режиссёру (см. главу ниже). Сравните с другим известным «гангстерским» фильмом «Лицо со шрамом», где трупов насчитывалось уже около трёх десятков или, допустим, с «Рэмбо IV» от 2008-го, где главный герой и его соратники индивидуально «замочили» 236 человек...

«Зверский» натурализм
Среди «романтических» сцен «труда» семьи Корлеоне одна выделялась особой натуралистичностью и была весьма отталкивающей. Коппола решил провести довольно жёсткий творческий «эксперимент».  Актёра, исполнявшего роль несговорчивого режиссёра Вольца — Джона Марли ожидал «сюрприз». Ассистенты Копполы на одной из местных мясоперерабатывающих фабрик случайно обнаружили лошадь, предназначенную к забою, и попросили предоставить её голову для работы. Во время съёмок бутафорскую голову скакуна, используемую на репетициях, заменили на …настоящую! В результате крики ужаса Марли в кадре оказались самыми настоящими! Актёр, едва придя в себя, хотел убить режиссёра и всю «кинобанду»… Отпаивался водкой…

Та Самая Музыка и «жулик» Нино
Весь саундтрек к фильму (15 великолепных тем) написал блистательный итальянский маэстро Нино Рота. Подлинные шедевры — треки «Аполлония» (по имени погибшей первой молодой жены Майкла Корлеоне) и «Тема любви» вскоре стали визитной карточкой «Крёстного отца», «трансформировавшейся» затем в песню (и инструментальную композицию) «Speak softly love». Рота номинировали на «Оскар», и он наверняка получил бы заслуженный приз, но вскоре стало известно, что маэстро «слегка» сжульничал — мелодия оказалась переработкой музыки самого Рота, но к старому итальянскому фильму «Фортунелла»  (1958). Номинацию, естественно, сняли. Однако справедливость была всё же восстановлена спустя два года, когда Рота разделил «Оскар» с Кармайном Копполой (отец режиссёра Копполы) за вторую часть «Крёстного отца».

Заложник «крёстной» мафии
Премьера «Крёстного отца» состоялась 15 марта 1972 года. Успех был непредсказуемо оглушительным. Кассовые сборы шестимиллионного проекта составили к настоящему более полумиллиарда долларов! Такого ещё не бывало за всю историю коммерческого кинематографа. Фильм немедленно приобрёл статус «культового». Бородатый и лохмато-бунтарский Фрэнсис Форд Коппола, чья фамилия была малоизвестна в США, а в других кинодержавах вообще ничего не говорила, стала самой упоминаемой. Он стал популярен, богат и знаменит. Но в скором времени Коппола понял, что крупно попался... Довольные ошеломляющим успехом, киномагнаты «Парамаунта» решили «ковать деньги не отходя от кассы» — стали предлагать режиссёру сделать вторую часть «Крёстного отца» — но продолжение картины, вышедшее так же с успехом в 1974 году, и заключительная часть трилогии, увидевшая свет в 1990-м —  это уже отдельная история…


В 1974 году Коппола сделал, казалось бы, невозможное. Он взял неиспользованные сюжетные линии романа Пьюзо и удачно сопоставил историю утверждения нового дона, Майкла Корлеоне, подчинившего себе все сферы влияния в Нью-Йорке и даже вышедшего на международную арену, с ретроспективными сценами, рассказывающими о юном Вито Корлеоне, иммигранте из Италии, начавшим свой путь со «дна жизни». И вновь громкий успех и к нему в «приложении» 6 «Оскаров»! Потоки долларов вновь хлынули в карманы кинобоссов. Ну, как тут было остановиться? После окончания съёмок второго «Крёстного отца» Коппола клялся никогда больше не браться за его продолжение. Но свою клятву не сдержал. Из-за чего?

В 1979 году вышел другой, не менее знаменитый, чем «сага» о семье Корлеоне, фильм Копполы «Апокалипсис сегодня» о войне во Вьетнаме и её жертвах. Картина стала шедевром. Она прочно вошла в «золотую сотню» лучших фильмов мира, но коммерчески полностью …провалилась в прокате. Долг Копполы «Парамаунту» составил не один миллион. Режиссёр был вынужден в конечном итоге дать согласие на третью часть «Крёстного отца». 

Мафиозно-крёстный факт. Кинобоссы давили и на Марио Пьюзо, которому также регулярно присылались идеи для очередного продолжения. Например, «Сын Дона Корлеоне» с ...Джоном Траволтой в главной роли. К счастью писатель и сценарист остался верен духу своей книги…

Третий «Крёстный отец» вышел в прокат 20 декабря 1990 года. «Оскаров» уже не было (только номинации), но был твёрдый коммерческий успех — затраты в 56 миллионов обернулись чистым доходом почти в 137 000 000.  Но и этим дело не закончилось

2 июля 1999 года ушёл из жизни «отец» «Крёстного отца» — Марио Пьюзо. Это событие окончательно рассеяло «проклятие дона Корлеоне», витающее над Фрэнсисом Фордом Копполой. Компания «Парамаунт» приостановила работу над четвёртой частью эпопеи и отправила сценарий в архив. 

…«Крёстный отец» и по сей день продолжает приносить немалую прибыль. Непрекращающиеся показы по телевидению, миллионы DVD- и Bluray-копий, онлайн-платформ, дисков с музыкой из фильма и массой всевозможных сувениров говорят о том, насколько «интересное предложение, от которого было нельзя отказаться», сделали для армии кинозрителей ещё 47 лет назад писатель Марио Пьюзо, режиссёр Фрэнсис Коппола и ...сам дон Корлеоне. 

Все материалы рубрики "Синескоп"


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№43 (1631) // 21.10.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).