«Планета бурь»

Часть II


Часть I

55 лет назад, спустя всего год после исторического полёта Юрия Гагарина, первая советская космическая экспедиция высадилась на поверхность Венеры. Пока что посредством чудес кинематографа, сверхреальных комбинированных съёмок, оптических спецэффектов. Продолжаем разговор о классике мировой кинофантастики – фильме «Планета бурь».

Экипаж кинокосмонавтов

Незадолго до того, как полёт человека в космос стал реальностью, режиссёр Павел Клушанцев произвёл свой набор кинокосмонавтов. На роль командира экспедиции и космического корабля «Сириус» Ильи Васильевича Вершинина был утверждён актёр Владимир Емельянов, имевший опыт работы в четырёх фантастических фильмах, но более известный зрителю по картинам «Педагогическая поэма» (1955) – Макаренко и «Матрос Чижик» (1955) – Чижик. Бортинженером Романом Бобровым стал Георгий Жженов («Чапаев», 1934; «Комсомольск», 1938). Юрий Саранцев («Верные друзья», 1954; «Педагогическая поэма») стал профессором, геологом и командиром корабля «Вега» Иваном Щербой. В роли американского космонавта, инженера и робототехника Алана Керна оказался опытный актёр Георгий Тейх («Шинель», 1961; «Поднятая целина», 1961).

В «экипаж» фильма вошли молодой актёр Геннадий Вернов – радист «Сириуса», а также уже известная актриса Кюнна Игнатова («Ляна», 1955; «Борец и клоун», 1957). Совершенно экзотическая и специфическая роль досталась Борису Прудовскому – спортсмену и мастеру спорта. Его персонаж был не человеком и имел кодовое имя...

Железный Джон
Да, в состав экспедиции на Венеру входил и экспериментальный универсальный робот-андроид с функциями трансформера, предназначенный для эксплуатации в условиях чужих планет. Внешний вид Джона придумал сам Павел Клушанцев при участии художников-постановщиков группы М. Цыбасова и В. Александрова. Мастера студии «Леннаучфильм» и инженеры одного из «закрытых» ленинградских машиностроительных заводов воплотили Джона в железную «плоть и кровь», причём не только в полный размер, но и в пять его копий разного масштаба. «Главный» робот имел рост более двух метров и весил свыше 100 кг. Полностью автономным Джона сделать не удалось – не хватало технологий, да и было бы слишком дорого строить настоящего робота, так что «управлять» им должен был человек, помещённый внутрь машины. Быть носителем такой махины никто из актёров не мог, а потому кинематографисты обратились к мастеру спорта, силачу-тяжёлоатлету Борису Прудовскому. 

Некоторые рабочие функции Железного Джона были настоящими! Робот имел встроенные приборы для измерения температуры, давления, силы ветра и т.п., мог функционировать как лебёдка, быть тягачом, мини-краном и даже транспортным средством – в одной из драматических сцен фильма Джон идёт через лавовый поток и несёт на своих плечах двух человек. Электроприводы робота, приводящие в движение всю его «технику», были созданы на предприятии ЛОМО (Ленинградский оптико-механический завод). И ещё одна любопытная «роботская» деталь: впервые в истории фантастического кино робот «просыпался» (активировался) благодаря произносимому цифровому коду: «7, 12, 9... Хэлло, Джон! Проснитесь...».

Четыре «Волги» на «антигравитации»
Для экспедиции на планету бурь было построено первое в истории фантастического «космического» кинематографа транспортное средство для путешествий по чужим планетам – универсальный шестиместный низколетающий планетоход с функциями подводной лодки – надёжный, с закрытой кабиной и даже с бортовым оружием. Планетоход вызывал восхищение зрителей, а у зарубежных ещё и стал затем порождением фантастических слухов, что у русских уже имеются экспериментальные двигатели, работающие на принципе «антигравитации». Так убедительна была «комбинированная» реальность в фильме. 

На самом деле планетоход «летал» над поверхностью Венеры благодаря хитро замаскированной платформе, прикреплённой на стреле съёмочного крана, и снимался под такими же «хитрыми» ракурсами. Интересно, что спустя 17 лет Джордж Лукас полностью позаимствовал метод и технологию съёмки и Клушанцева, использовав её в сценах с полётами главного героя первых «Звёздных войн» Люка Скайуокера на летающем спидере по пескам планеты Татуин.

Но вернёмся к «Планете бурь». Создание эффектного транспортного средства обошлось кинематографистам в сумму стоимости четырёх автомобилей «Волга» – порядка 32 тысяч рублей, что составило шестую часть бюджета картины.

На Венере
В конце апреля съёмочная группа во главе с режиссёром выехала «на Венеру» – в Крым, где была найдена подходящая натура чужой планеты. Съёмки велись на протяжении четырёх месяцев и были наполнены огромным количеством комбинированных и трюковых кадров. Временами даже работа актёров отходила на второй план. Однако небольшие промахи в драматургии картины с лихвой окупались героико-исследовательской романтикой и динамичностью действия. 

В фильме есть и погибшая экспедиция, и загадка древней венерианской цивилизации, и цветок-каннибал, едва не сожравший одного из участников экспедиции, и сражение с ящероподобными болотными тварями. Наконец, весьма впечатляющие бронтозавр и гигантский птеродактиль, а также удивительно правдоподобно снятая сцена извержения венерианского вулкана и путешествие по дну инопланетного океана. Разумеется, ни кинематографисты (включая Клушанцева), ни учёные, тогда, в 1961 году, даже не предполагали, что окутанная вечным облачным покровом Венера представляет собой в реальности выжженный парниковым эффектом пустынный каменный, без капли воды, ад, с температурой около +500С на поверхности и с таким же адским давлением в сотню атмосфер, да ещё сверхгустой ядовитой атмосферой. Космонавты из «Планеты бурь» в лёгких комбинированных скафандрах были бы моментально удушены, сожжены и раздавлены на той Венере, которая известна ныне. Но на заре космонавтики верилось в лучшее.

Живой «синтезатор»
Съёмочная команда во главе с режиссёром вернулась с «планеты бурь» в начале осени. Клушанцев приступил к монтажу картины и процессу озвучания. Об одной из его деталей стоит упомянуть особо. В сюжете фильма, когда его герои переживают приключения и исследуют Венеру, они время от времени слышат странный звук – «голос Венеры», предупреждающий об опасности – необычный, «переливающийся», прекрасный и жутковатый. В финале картины один из космонавтов обнаруживает скульптурный мини-барельеф с необычным и прекрасным лицом венерианки. После старта корабля «Сириус» на орбиту в отражениях воды, оставленной бурей, зрители видят женщину в белых одеждах, воздевающую руки вслед улетевшим землянам, и слышат её голос, поражающий внеземным звучанием и переливами... Синтезаторов способных обработать голос человека, тогда не было, впрочем, и первый в мире музыкальный синтезатор АНС, созданный в СССР, появился только в 1958 году и к моменту работы над фильмом делал лишь первые музыкально-экспериментальные «шаги». Но Клушанцев нашёл выход – пригласил на запись знаменитую американскую певицу перуанского происхождения Соилу Аугусту Императрис Чаварри дель Кастильо, более известную как Има Сумак, обладающую уникальным голосом, способным охватить более четырёх октав (от баса до колоратурного сопрано почти на грани ультразвука)! Сумак в то время совершала почти годовое турне по СССР и с радостью согласилась помочь советским кинематографистам.

Космонавты не плачут!
«Планета бурь» была полностью готова в конце декабря 1961 года. В канун годовщины полёта Юрия Гагагрина картина была показана министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Екатерина Алексеевна фильм одобрила, но возмутилась сценой, в которой героиня Маша Иванова, оставшись одна на орбите и думая, что вся разведэкспедиция погибла, плакала. Гнев министерши был убийственным: «Советская женщина-космонавт не может плакать!». Но Фурцеву удалось убедить в том, что демонстрация человечности, женственность не навредит гранитному образу советских покорителей космоса. Сцена была спасена.

Все – в космос!
Премьера «Планеты бурь» состоялась 14 апреля 1962 года и произвела фурор. Однако, несмотря на «космические» кассовые сборы и большую популярность у зрителей, «Планету» нещадно ругала отечественная критика, взяв на «вооружение» лишь схематичность и не разработанность психологическо-коммунистических образов героев-космонавтов, напрочь забыв о научно-познавательной ценности и зрелищности картины. Так что в истории нашего кино «Планета бурь» осталась, мягко говоря, недооцененной.

А американцы…
Чего не скажешь о «загранице» – фильм закупили 30 стран мира. На одном из международных кинофестивалей (в Югославии) фильм увидел знаменитый тогда «киномонстр» Голливуда, продюсер и режиссёр Роджер Кормен и… Хитроумный авантюрист и киножулик немедленно закупил «Планету бурь». Однако, по его мнению, фильм не слишком подходил для американского зрителя, и он нанял режиссёра Кёртиса Харрингтона «адаптировать» картину. В результате неправедных трудов появился «новый» «американский» фильм с несколькими доснятыми сценами под названием «Путешествие на доисторическую планету». Поскольку перемонтаж был сделан настолько топорно, то фильм не вызвал особого интереса у зрителей. Однако основная история ворованного советского фильма «Планета бурь» в США началась, когда материал попал в руки к известному режиссёру Питеру Богдановичу. Тот добавил сцены с «венерианками», одетыми в «инопланетные бикини», а заодно «позаимствовал» кое-какие сцены из другого советского фантастического фильма «Небо зовёт» (1959). Получившийся блокбастер «Путешествие на планету доисторических женщин» вышел на экраны в 1968 году и рассказывал о полете трёх космических кораблей на планету Венера. Бессовестно ворованная и частично перемонтированная «американская» картина снискала немалый успех у американского зрителя, и «зелёные» рекой потекли в карманы дельцу Кормену и его коллегам. 

В титрах советские актёры, оставшиеся в фильме, были указаны под вымышленными англоязычными именами. Так, Георгий Жженов стал актёром Куртом Боденом, Геннадий Вернов – Робертом Чанталом и т.д. В новых эпизодах были заняты голливудские актёры Бэзил Рэтбон (доснятые эпизоды на станции связи «Луна 7») и Фэйт Домерг (кадры, заменившие все эпизоды с Кюнной Игнатовой, – той, что была плакавшим советским космонавтом). 

Робота – на поток
Что касается заметной и чрезвычайно колоритной фигуры в «Планете бурь» – робота Джона, скажу следующее: рвачество янки не знало предела. К поруганной и растерзанной советской картине протянули лапы компании по изготовлению игрушек. Первого в мире шарнирного робота-трансформера Железного Джона, изготовленного для фильма русскими умельцами, америкосы соорудили в уменьшенном виде и выпустили на рынок миллионными партиями. С тех пор детишки многих стран мира играют с роботами-трансформерами, не подозревая, что их любимые игрушки – дело рук советских механиков. 

А что советские киночиновники? Да ничего. Отечественные критики с беспощадной яростью раздолбали один из самых зрелищных фильмов того времени. Зачем же ещё потворствовать «опусу» «халтурщика» Клушанцева? А потому с преступной лёгкостью махнули на вопиющие факты почти криминального хищения американской стороной творческой интеллектуальной государственной собственности СССР в особо крупных размерах. Ну, а поскольку «холодная война» была в самом разгаре, «дело» даже не стали рассматривать в Госкино и очередной раз закрыли глаза на деяния звёздно-полосатой «империи зла».

Нераскрытые секреты мастера
Тем временем маги комбинированных съёмок Голливуда упорно старались самостоятельно скопировать комбинированные съёмки в «Планете бурь», а также к предыдущией ленте Клушанцева «Дорога к звёздам». Увы, у голливудских спецов ничего путного не получалось. Спустя десятилетия солидный профессиональный журнал «Американский кинооператор» с горечью заметил: «За 40 лет американские специалисты так и не смогли разгадать большинство спецэффектов режиссёра и оператора Клушанцева...».

О том, что в США до сих помнят фильм советского режиссёра, свидетельствует научно-фантастический фильм режиссёра Энтони Хоффмана «Красная планета» (2000), где даже зарубежные критики заметили сюжетное сходство с русской «Планетой бурь», вплоть до прямых заимствований... Замечу, что многие современные «космические» фильмы по прежнему «грешат» обращениями к картинам Клушанцева, в том числе и 1961 года: от знаменитой клушанцевской «невесомости» и прочими чудесами оптических комбинированных и трюковых съёмок до методики работы с декорациями космических кораблей и дизайна скафандров. В известном блокбастере Ридли Скотта «Прометей» (2012) члены космической экспедиции действуют на чужой планете в лёгких скафандрах, внешний вид которых (особенно гермошлемы), весьма напоминает защитные «доспехи» космонавтов, что носили их 55 лет назад на Венере.

55 лет спустя: Венера говорит по-русски
К сожалению, после нападок критики Павел Клушанцев навсегда ушёл из художественного кино. С приходом 1970-х «скандальную», но такую притягательную для зрителя «Планету бурь», перестали даже упоминать в прессе. Её не пускали повторным прокатом, хотя в то время это частенько практиковалось для кассовых кинолент. Ныне, в XXI веке, на многочисленных спутниковых телеканалах, сквозь зеркало DVD-диска или через «мировую паутину» мы вновь видим, несмотря на препятствия прошлого, «Планету бурь» – фильм и эту фантастическую, опасную планету с живым прекрасным внеземным разумом и мужественными советскими космонавтами. Планета Венера и по сей день говорит по-русски.

P.S. «Планету бурь» любил пересматривать заядлый любитель кино Л.И. Брежнев. Неслучайно в новую картину «Время первых» авторы фильма включили эпизод, где генсек СССР смотрит именно эту киноленту.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссер, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№16 (1448) // 19.04.2017 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).