Морские пррриключения по-полосатому

Часть II


Часть I

Самые опасные хищники в кадре с людьми. Полное отсутствие заградительных вольер, решёток и спецэффектов в большинстве эпизодов. Сенсационный случай в истории мирового кинематографа. Советский «Ленфильм» был первым. Продолжаем рассказ о съёмках картины режиссёра Владимира Фетина. Итак, внимание! Вновь уходим в «Полосатый рейс». Отдать швартовы!

Два тигро-судна
Пока вторую половину мая и июнь 1960 года люди и полосато-хвостато-мохнатые актёры занимались павильонными съёмками, в ленинградском порту к бортам теплохода «Матрос Железняк» приварили решётки. Палуба превратилась в одну большую клетку. Затем группа из Ленинграда переехала в Одессу, к «тропическому» Чёрному морю, где для съёмок было подготовлено судно-двойник «Железняка» – сухогруз «Фрязино», имеющее более «товарный» вид. Ему дали поэтическое название «Евгений Онегин». Через пару месяцев начались съёмки.

Рычащих артистов боялась вся группа, исключая актрису и дрессировщицу Маргариту Назарову да её мужа (тоже дрессировщика) Константина Константиновского.

Как укротитель свинью тиграм «подкладывал»
О первых днях съёмок Евгений Леонов рассказывал так: «Мы приехали на корабль, красивый очень. Ко мне подошли режиссёр, оператор и радостно сказали: «Ты, Женя, не волнуйся, мы тут покумекали и придумали очень смешной эпизод. Посадим тебя в клетку, выпустим тигров и посмотрим, что будет». Я говорю: «Нет, я не согласен. У меня семья, маленький сын, я против». Меня, конечно, уговорили. Сами все попрятались. Режиссёр-то, Фетин, смелый-смелый, а сам залез на мачту, оттуда, дескать, всё видно – руководить легче. Оператор спрятался в железный ящик, выставил камеру. Посадили меня в клетку, выпустили тигров. Полосатые подошли, понюхали и пошли дальше палубу осматривать. Тигры не бросаются – комедия не получается. Режиссёр орёт: «Дрессировщик, почему твои животные не бросаются на артиста?». «Это они к нему принюхиваются, – говорит, а сам запихивает ко мне в клетку живого поросёнка и шепчет: «Леонов, ты это..., возьми вилку, поколи поросёнка, а то тигры на него не реагируют». «Ага, сейчас! – говорю. – Тебе надо, ты и коли, у меня другая профессия». Зато что творилось на палубе через минуту, когда тигры учуяли поросёнка! Они его через прутья поцарапали. Поросёнок визжит, тигры от этого ещё больше свирепеют. Я ору, поросёнка прижимаю. А поросёнок от страха совсем озверел, на меня стал кидаться. Тигры рычат, поросёнок визжит, я кричу: «Дрессировщик, стреляй, гад, не то всех сожрут вместе с палубой». Дрессировщик выстрелил в воздух, но тигрица Кальма от всего этого визга и грохота бросилась в море. Целый час её спасали и спасли, конечно...».

Кота за хвост!
Кроме Леонова боялся тигров известный комик Алексей Смирнов, исполнивший роль Кныша, сказавший в «рейсе» знаменитую фразу: «А я слышал, что тигры человеческими жертвами питаются». Актёр целый месяц ходил возле клеток и подкармливал тигров ради того, чтобы получился эпизод, где он тащит громадного хищного котищу за хвост. Но на самом деле он смог уговорить себя дотронуться лишь до кончика хвоста. И не он волок тигра, а тигр «вёл его за собой».

Зачем пивко полосатому?
Фетин долго пытался сделать ещё один комический эпизод, которого не было в сценарии, связанный с амбалом Кнышем: один из тигров должен был «пометить» человека-обидчика. Заставить полосатую кошку сделать «малые дела» казалось невозможным. В один из дней, когда вся киногруппа обедала, режиссёр купил несколько бутылок пива. Было жарко. Когда большая питьевая миска Пурша – одного из самых умных и покладистых тигров – была полна, троица на свой страх и риск подсунула её хищнику. Пурш принюхивался и... принялся лакать. Выпил до дна. Облизнулся. Киношники подсунули ещё одну. Хищник не отказался. Спустя час начались съёмки. Несколько кадров было испорчено, поскольку тигр то и дело задирал лапу на всех и на всё. Актёры хохотали, костюмер менял им костюмы. Когда дошло до эпизода со Смирновым, Пурш сделал своё «мокрое» дело изящно и легко.

Опасно, «задне-эротично», ругательно, комично
Всё тот же талантливый Пурш сыграл в одной из самых знаменитых сцен, когда герой Евгения Леонова принимал ванну. Поначалу горе-укротитель Шулейкин должен был заниматься водными процедурами спиной к камере. Леонова при этом заменял дублёр Константиновский. Однако поворачиваться спиной к тигру дрессировщик отказался: неинтересно и несмешно. Актёр наотрез отказывался сниматься с тиграми, тогда ванну отгородили от животных пуленепробиваемым стеклом. Когда установили освещение, оператор заявил, что будут блики и зритель обо всём догадается. Режиссёр решил стекло убрать, но Леонову не говорить. Как только тот разделся, плюхнулся в ванну и намылился, стекло незаметно убрали и впустили в павильон тигра, который направился к артисту и стал его нюхать. Тот открыл глаза и... Дальнейшее каждый зритель видел не единожды. Увидев полосатую морду в десятке сантиметров от своего носа, Леонов ахнул, голышом выскочил из ванны и бросился бежать, сверкая задней частью тела, роняя хлопья пены и выкрикивая разные ненормативные слова в адрес режиссёра.

Ужас оператора…
Когда снимали заплыв на пляж, то с борта корабля клетки с тиграми опустили краном в море, а затем открыли. Но тигры к берегу плыть не захотели – начали взбираться на конструкцию. Наверху клетки сидел оператор Дмитрий Месхиев. Он увлёкся, прильнув к камере, и вдруг увидел, что в объективе показалась огромная мохнатая лапища. Тут уж Месхиев очень резво бросил тяжеленную камеру тиграм – и ласточкой сиганул в море.

...и Ланового
В последующей сцене «Рейса» снимался мужественный «красавец №1» советского кино Василий Лановой. Актёр по-прежнему любит вспоминать свою знаменитую сцену и особенно фразу, прозвучавшую в ней: «Красиво плывут! Та группа в полосатых купальниках». Забавно, что для усиления эффекта «ужаса» Лановому сделали особый парик, где волосы вставали дыбом.

Тигра в самоволке и… кочегарке
Снимали выход тигров на пляж. Небольшой заливчик отгородили забором четырёхметровой высоты, надставили его оградой, далеко уходившей в море, чтобы у тигров был только один путь – на пляж. Вызвали пять нарядов милиции. Снимать решили рано утром, но собралось аж 15 тысяч зевак. Первой приплыла Лойда, самая талантливая из тигриц. После купания она почувствовала прилив сил. Разбежалась, прыгнула, передними лапами зацепилась за край забора, подтянулась и... перемахнула. Толпу зрителей словно ветром сдуло, причём во главе с милицией. Тигра ушла в город. Маргарита Назарова бросилась за ней. Догнала. Но не сразу.

Лойда, заинтересованная приятным запахом, вошла в кочегарку при лодочной станции. Дежурившего там кочегара жена потчевала завтраком. Увидев рядом с собой тигриную морду, дама выскочила в... форточку. Причём габариты женщины в два раза превосходили «пропускную способность» форточки. Когда тигрицу поймали, кочегарша удивлялась: «Да как же это я так?!». Муж подкалывал: «Ты рыбкой, рыбкой нырнула».

Р-ррр-триумф
27 июня 1961 года в СССР состоялась премьера комедии «Полосатый рейс», ставшая (наравне с только выпущенной лентой А. Гайдая «Самогонщики») лидером проката года. Только за два-три месяца демонстрации на экранах кинотеатров картину Владимира Фетина увидело около 50 миллионов человек! Комедию закупило множество стран, включая США. Любопытно, что в Европе (в ГДР и ФРГ) комедия шла под названием «Спасайся кто может!».

Западных кинематографистов фильм поразил прежде всего тем, что все сцены с участием тигров подлинные, без монтажа, кукол-муляжей и спецэффектов.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№24 (1508) // 13.06.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).