«War и мир», «Война and peace»

Часть II


Великий роман и его 11 экранизаций: короткометражных и в полный «метр», немых и звуковых, чёрно-белых и цветных, кинотеатральных и телевизионных, отечественных и зарубежных... Таких разных, но единых в стремлении показать зрителю воочию картины ужаса Войны, прелести Мира на фоне бушующих вечных человеческих страстей: любви, ненависти, героизма, низости, благородства... Едва отгремели на прошлой неделе личные и полевые сражения британской телеверсиибессмертного произведения Льва Толстого,мы отправляемся в легендарное кинопрошлое. В «Синескопе» самый величайший кинопроект XX века – грандиозная эпопея-экранизация одноимённого романа, картина Сергея Бондарчука «Война и мир»!

Зритель пишет и требует
В 1959 году на экраны СССР вышла первая полнометражная кинотеатральная версия одноимённого романа Льва Толстого – картина режиссёра Кинга Видора «Война и мир» (США, при участии Италии, 1956, бюджет: 6 млн долларов, хронометраж: 3 часа 28 мин.). Несмотря на некоторую псевдорусскую, но вполне безобидную «клюкву», масштабная американская киноверсия «Войны и мира» была с восторгом встречена советским зрителем, изголодавшимся в период «малокартинья» 1950-х по зрелищным фильмам. Успех голливудской картины заставил руководителей нашего кинематографа серьёзно задуматься об отечественной экранизации романа: близилось 150-летие Бородинской битвы, наступало время хрущёвской оттепели, а зритель ожидал, когда же герои великого русского произведения будут подлинными героями, а не костюмированными. Зритель даже требовал... 

В ЦК КПСС и министерство культуры пошли многочисленные письма: «...Фильм по-своему хорош, но, что за позор – Голливуд снимает то, что должны снимать советские режиссёры!», «Товарищи, стыдно, что великий подвиг народа и победы наших славных полководцев: Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, как и роман Толстого, на экране чтят только янки!», «Почему американцы, а не мы?». 

«Война и мир»... на троих
Великой стране явно была нужна своя экранизация великого романа. Однако министр культуры Екатерина Фурцева с окончательным решением призвала не спешить. Если снимать – ошибиться с выбором режиссёра нельзя: предстоит грандиозная работа, колоссальные траты, в случае провала – огромнейшие убытки. Кандидатам на режиссёрское кресло будущей картины Фурцева предложила снять пробную, как сейчас говорят, «пилотную версию» – экранизировать небольшой эпизод книги. Автор лучшей возглавит проект.

Кандидатами были мэтры советского кино: Михаил Ромм (он со студентами во ВГИКе разбирал роман Толстого как основу для фильма), Иван Пырьев (уверял, что готов браться хоть сейчас) и Бондарчук. Ромм отказался. Пырьев много говорил, страдал приступами «звёздной болезни», ревновал Бондарчука к теме, однако в итоге ничего не представил. А Бондарчук снял сцену «Расстрел поджигателей» (чтобы ничего не оставлять армии Наполеона, москвичи поджигали свои дома и лавки). На роль Пьера Безухова исполнителя найти не мог, потому сыграл сам (см. фото справа на центральной иллюстрации вверху) – просто чтобы было ясно, как всё должно выглядеть. И вопрос о кандидатуре отпал.

В феврале 1961 года вопрос об экранизации «Войны и мира», самого масштабного проекта в мировой кинематографии, был окончательно решён. 

Сценарий
В апреле началась предварительная подготовка к работе над фильмом, рассчитанном на три серии, с хронометражем: первая – 2 часа 20 мин., вторая – 1 час 33 мин., третья – 1 час 20 мин. Только на разработку сценария было выделено 150 тысяч рублей (средняя стоимость бюджета «обычного» фильма)! Бондарчук и его соавтор, драматург Василий Соловьёв («Дорога к звёздам», «Нейтральные воды») в течение года мастерски смогли перевести роман Толстого на киноязык. Правда, сценаристов несколько смущал факт, что из-за обилия материала фильм становился длиннее на одну серию (вместо запланированных трёх). К счастью, главного «продюсера» проекта – государство – это не смутило. Дело касалось не только творчества, но в первую очередь престижа всего СССР. В марте 1962-го литературный сценарий в четырёх сериях был одобрен на совещании в министерстве культуры. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съёмок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива десятков тысяч костюмов директор картины привлёк Госплан и министерство лёгкой промышленности СССР. 

Минобороны в «Войне и мире»
С самого начала проект взяло под своё крыло ещё и министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения – десятки тысяч военнослужащих для массовок, а также специальную военную технику, связь и вертолёты для съёмок с воздуха. 

В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах. 
В качестве главных консультантов кинопроекта минобороны откомандировало трёх генералов.

Киноартподготовка и первые рекорды
30 марта фильм «Война и мир» был запущен в подготовительный период, на который были выделены астрономические суммы: 795 тысяч рублей на актёрские пробы, постройку декораций и т.д. плюс 600 тысяч на приобретение инвентаря.

Отбор актёров начался весной и проходил всё лето 1962 года. Помимо гигантских массовок одних только ролей-персонажей в фильме предусматривалось свыше трёхсот!

Из балетных в графиню Наташу Р.
На главную женскую роль пробовались многие ведущие актрисы, в их числе Анастасия Вертинская (стала Лизой Болконской), Наталья Кустинская, Лариса Голубкина, Наталья Фатеева и Людмила Гурченко (см. фотопробы), но выбор Бондарчука был неожиданным. После нескольких проб остановился на никому не известной 19-летней выпускнице Ленинградского хореографического училища, балерине Людмиле Савельевой, хотя у девушки не было ничего общего с литературной Наташей: белобрысенькая, худенькая, синеглазая, а не с чёрными глазами, как её героиня в романе. Но Бондарчук без нажима дал Людмиле прорепетировать и убедился, что лучше Наташи ему не найти.

Не для Никиты
Петей Ростовым мог стать Никита Михалков. Он даже начал сниматься, но после первой же серьёзной сцены русской охоты его сняли с роли и утвердили Серёжу Ермилова.

Болконский – I-й
На роль Андрея Болконского пробовались Василий Лановой, Кирилл Лавров (о кандидатуре И. Смоктуновского ниже), Юрий Соломин и Олег Стриженов (см. фотопробы). Утвердили последнего, а Лановому отдали роль Анатоля Курагина.

Пьер – спортсмен 
Долго не могли найти подходящего актёра на роль Пьера Безухова. Обсуждалась даже «экзотическая» кандидатура в лице знаменитого спортсмена-штангиста, чемпиона мира Юрия Власова. Несмотря на неплохие пробы, рассудительный спортсмен отказался от съёмок: «...Мне сыграть Пьера – всё равно что вас, дорогой Сергей Фёдорович, заставить поднимать олимпийскую штангу...». В конечном итоге Бондарчук, памятуя о своей «пилотной» пробе «Расстрел поджигателей», решил сыграть сам, хотя и не слишком желал этого: автор фильма был старше своего персонажа лет на 20, о чём впоследствии ему пришлось выдержать немало упрёков от критики и зрителей. Чтобы соответствовать экранному воплощению Безухова, Бондарчук был вынужден прибавить в весе около 15 кг.

Элен Курагина и... семейственность
Также режиссёру хватило упрёков и обвинений в кумовстве по поводу персонажа супруги Пьера – Элен Курагиной. Её должна была воплотить красавица латвийка Вия Артмане, но Бондарчук личным нажимом утвердил на эту роль свою жену Ирину Скобцеву.

Главный полководец
Кутузовым мог стать Игорь Ильинский, но отвёл свою кандидатуру по причине, связанной с его участием в «Гусарской балладе», причём в той же роли. Утверждённого было Николая Симонова заменили вахтанговцем Борисом Захавой, у которого в союзном Минкульте было гораздо больше покровителей, чем у Симонова.

Болконского через милицию?
Незадолго до съёмок от роли Болконского отказался Олег Стриженов. Мотивировал тем, что собирается пойти работать во МХАТ, а съёмки в несколько лет не позволят ему отдавать всего себя сцене. Бондарчук отправился жаловаться на него в Госкино, но ничего не смог сделать. Зампред только руками развёл: «Ну, не с милицией же заставлять играть Болконского». Даже министр культуры Фурцева, которая лично отвечала за создание эпопеи, не смогла уговорить его сниматься.

7 сентября 1962 года начались съёмки. Как это нередко бывает, снимать начали с «хвоста» – четвёртого фильма – эпизода, где французские солдаты расстреливают у стен Новодевичьего монастыря москвичей, подозреваемых в поджогах города. 

Фурцева и Болконский II-й
Работа шла полным ходом, но одна из главных ролей оставалась вакантной. Бондарчук остановился на Иннокентии Смоктуновском (см. фотопробы), тот был не против, но желание сыграть Гамлета в новой постановке Г. Козинцева пересилило, тем более сам Козинцев с изрядной долей творческой агрессии категорически отказался «отдавать сокровище». Вмешалась Фурцева, настоявшая на кандидатуре скромного Вячеслава Тихонова, с которым Бондарчук был знаком ещё по «Молодой гвардии». Многочисленные мучительные пробы не устраивали режиссёра. В конце концов Тихонов убедил режиссёра в том, что соответствует этой роли. Правда, актёр честно показал свои руки Бондарчуку: «У моего героя они маленькие, аристократичные, а я из семьи работяг, в прошлом ремеслушник...». Уже видящий Тихонова Болконским режиссёр успокоил: «Слава, это ничего, твои руки мы в перчатках снимем...».

1 декабря съёмочная группа Бондарчука в полном составе отправилась в первую экспедицию – в Закарпатье, в город Мукачёво. В этих местах предстояло снять два больших сражения… 

Грандиозные киносражения, колоссальные массовки, ошеломляющий успех, кинорекорды... Продолжение истории появления шедевра мирового кинематографа – в следующей нашей встрече.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№20 (1400) // 18.05.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).