F - значит Фантомас

Часть II


Часть I

Европа 1960-х… Блеск Парижа и его бриллиантов. Южные города Франции и Италии с разодетой публикой. Дворцы, роскошные интерьеры элитных квартир и …ограбления, похищения, убийства, «двойники» и даже «тройники» (не путать с «тройняком» ! — прим. автора этих строк) на фоне совершенно сногсшибательных приключений с подводными лодками, секретными лабораториями, летающими автомобилями, погонями лихой полиции во главе с неугомонным, неубиваемо-непотопляемым инспектором Жювом и его «конкурентами» — журналистом Фандора и его невестой, фоторепортёром Элен за суперпреступником и гением, кошмарным, многоликим, чудовищным ФАНТОМАСОМ! Сегодня мы продолжаем киноисторию…

Фантомас говорит и наступает
Первые экранизации книг писателей Пьера Сувестра и Марселя Аллена о Фантомасе были хотя и чрезвычайно захватывающими, но всё-таки немыми, но вот пришёл 1932 год, и Фантомас, наконец, обрёл речь в одноимённом фильме французского режиссёра Пала Фейоша. Хотя звуковой «Фантомас» …провалился в прокате. Спустя 5 лет «дело» Фантомаса поддержали бельгийцы, создав в 1937 году совершенно безбашенно-фантастическо-сюрреалистическую короткометражку «Месье Фантомас», причём, что странно, немую. В 1946 году на экраны Франции, а затем и Европы, недавно освободившихся от реальных «коричневых» германских «фантомасов», вновь вломился затаившийся было, многоликий неуловимый преступник в третьей французской экранизации романов Сувестра и Аллена — картине «Фантомас» режиссёра Жана Саша. А в 1949-м режиссёр Роберт Вернэй снял продолжение — «Фантомас против «Фантомаса». Криминально-приключенческий триллер собрал неплохую кассу, но главный триумф популярности похождений суперпреступника был ещё впереди. Минуло 15 лет, и наконец, он настал — 1964 год.

Та Самая Трилогия!
Андре Юнебель — уже именитый французский мастер комедий и приключенческих фильмов, снявший свыше двух десятков картин (был также известен и в СССР по фильмам «Горбун» 1959, «Капитан», 1960, «Тайны Бургундского двора» 1961 и «Парижские тайны» 1962), вдруг решил выкинуть фортель. Он покуситься на «святое» — героя романов, многочисленных комиксов и криминальных триллеров — Фантомаса! Да всё бы ничего, только Юнебель решил снять … нет, не простой ремейк на старые классические фильмы о Фантомасе, а большую приключенческую … пародию на него (а заодно и на набиравшие в то время популярность фильмы об агенте 007 Д. Бонде), да ещё и с элементами …комедии. Режиссёр явно рисковал, идя на такой творческий киноэксперимент с серьёзным злодеем.

На две главных роли — Фантомаса и журналиста Фандора, а также лорда Шелтона и тюремного надзирателя был приглашён Жан Маре. Юнебель решил обратиться к актёру, когда увидел его, выполняющего без страховки опасный трюк на ежегодном гала-представлении Союза актёров. Маре забрался по железной конструкции на высоту 15 метров, где зажёг от полыхающей газовой горелки сигарету. Мускулистый красавец, мужественный взгляд… Готовый Фандор и Фантомас.

Фоторепортёром и невестой Фандора была «назначена» французская актриса с русскими корнями Милен Демонжо.

И наконец, ещё на одну главную роль — антагониста Фантомаса — инспектора Жюва был поначалу утверждён известный французский комик Бурвиль, но вскоре был заменён на Луи де Фюнеса. Месье де Фюнес был к этому времени признан самым талантливым комедийным актёром Франции после выхода в прокат фильма «Жандарм из Сен-Тропе» (1964).

Съёмки начались с 15 июля и завершились 7 сентября 1964 года. Премьера состоялась 4 ноября. Фильм, несмотря на опасения продюсеров, имел немалый финансовый успех — зрители отлично восприняли оригинальную, не слишком серьёзную трактовку нового «Фантомаса» и уже на следующий год появилось его продолжение — «Фантомас разбушевался». Интересно, что в этой картине дебютировал сын «инспектора Жюва» — 15-летний Оливье де Фюнес, исполнивший роль Мишу — младшего брата фоторепортёра Элен. Фильм изобиловал погонями, перестрелками, техническими гаджетами, трюками и даже летающим автомобилем элитного бизнес-класса Citroën DS («летал», конечно, благодаря комбинированным съёмкам (см. фото).

После второго фильма, через год, в 1967-м вышел «Фантомас против Скотленд-Ярда». Картина также получила неплохие сборы, но всё же меньшие,  чем две первых. Сам режиссёр планировал минимум ещё две картины о Фантомасе (максимум — до 12-ти!) с тем же актёрским составом, причём у четвёртой было даже рабочее название «Фантомас в Москве», но в конечном итоге отказался от проекта совсем, породив массу слухов о них. И наконец, 3 июля 1967 года произошло то, что не могло произойти…

«Фантомас» прибыл в СССР
Произошло это явление синелице-многоликого гения-преступника в нашу страну благодаря… «Анне Карениной». Именно за эту новую картину Александра Зархи от 1967 года в качестве культурного обмена французская сторона предложила «Фантомаса», причём сразу всю трилогию. 3 июля во всех кинотеатрах СССР состоялась, хотя и с задержкой на три года, премьера первой части трилогии А. Юнебеля, которую со- ветский зритель, не знако- мый ни с предыдущими фильмами о Фантомасе, ни с первыми фильмами о британском суперагенте 007 Д. Бонде, воспринял не как «лёгкую» приключенческую комедийно-пародийную ленту, а как полноценный захватывающий «авантюрный» боевик с некоторыми «вкраплениями» чёрного юмора. Картину дублировали на самой продвинутой в этом деле студии — «Союзмультфильм» высочайшие мастера-профессионалы, актёры: Владимир Дружников (Жан Маре-Фантомас и Фандор), Владимир Кенигсон (Луи де Фюнес — инспектор Жюв) и Татьяна Конюхова (Элен). Вскоре после премьеры первого же «Фантомаса» в стране, особенно среди юного населения, началась форменная «фантомасомания». Масла в огонь подлили и два последующих продолжения. Дети начали самозабвенно играть в «Фантомаса».

Опасная фантомасомания
Города, посёлки, деревни: дома, заборы, стены, асфальт засверкали фирменным «логотипом» злодея — буквой «F». Неуловимый преступник — грабитель богачей, а затем и мститель всему человечеству, скопом и в розницу, с его лягушечье-зелёной (в ряде прокатных копий — синей) маской и глухим смехом при сомкнутых намертво губах, вдруг стал одним из подлинных культурных героев конца 1960 и начала 70-х годов СССР. «Фантомасами» начали называть зэков и просто любых лысых субъектов. В Киеве это определение прилипло к памятнику Косиора (демонтирован в 2008 году) на улице Артёма до тех пор, пока на его плешь не «надели» гранитный кашкет (кепку).

Газеты с тревогой писали о скачке молодёжной преступности, об угрозах по телефону («Мне нужен труп. Я выбрал вас. До скорой встречи. Фантомас» и т.п.) и просто ограблениях — чаще всего первоклашек и подвыпивших полуночных прохожих. Голый череп Фантомаса местные злоумышленники имитировали, натягивая на голову вывернутые наизнанку резиновые купальные шапочки, мазали лица синей краской (или надевали чулок), как это проделывало пацаньё в фильме «Анискин и Фантомас» (1973), который зафиксировал в советском кинематографе сложившуюся ситуацию, в общем-то, ничуть её не приукрасив.

Фантомасы и министр МВД
Уже к концу 1968 года руководство страны поняло, что «фантомасомания» стала действительно опасной, когда в Ростове-на-Дону начала действовать реальная банда под названием «Фантомасы», возглавляемая братьями Толстопятовыми. Преступники восприняли кинотрилогию о Фантомасе, как руководство к действию. Они начали грабить сберкассы и магазины, используя чёрные женские чулки, надетые на голову, и самодельное огнестрельное оружие. На счету бандитов также два трупа. «Фантомасы» орудовали до 1973 года, затем были пойманы. Тослтопятовых приговорили к расстрелу. Терпение руководства страны лопнуло — тогдашний министр МВД Щёлоков издал распоряжение на запрет демонстрации трилогии в кинотеатрах. Фильмы были сняты с проката. Фантомасоажиотаж начал спадать и всё же, несмотря на запрет, в дальних уголках страны и сёлах фильм всё равно показывали.

Телевозвращение
В 1980-м году (снят в 1979 г.), на этот раз вновь «серьёзный» Фантомас вернулся (см. фото), правда, к только европейским зрителям, уже в минисериале (4 серии) франко-германского производства под режиссёрским началом Клода Шаброля и при участии Хуана Луиса Бунюэля. Однако, поскольку зритель, особенно старшего и среднего поколения, привык к элегантному синелицему злодею, чёрному юмористу Фантомасу и его главному «оппоненту» — хитромудрому балбесу комиссару Жюву, сериал провалился.

Труп в зелёном чемоданчике
Ещё во время «фантомасоугара», когда на экранах нашей страны вовсю «чудил» финальный фильм трилогии «Фантомас против Скотленд-Ярда», в СССР, а так же в ряде европейских стран начали упорно ходить слухи о четвёртой серии похождений сверхпреступника и даже цитировалось название: «Фантомас и зелёный чемоданчик» («Фантомас и труп в зелёном чемоданчике»). Мальчишки-школьники (да и некоторые далеко не школьники) той поры шёпотом передавали историю о некой бабуле-пенсионерке, получившей разрыв сердца при закрытом просмотре новой ударной части фантомасовского цикла — «Трупа в зелёном чемоданчике» (и чего её понесло, сердешную, на эту картину?), после чего фильм якобы был немедленно изъят из советского проката. Самое забавное, что слухи об этой кинокартине ходят и поныне…

P.S. В 2010 году известный французский мастер триллеров и фильмов ужасов режиссёр Кристоф Ган («Плачущий убийца» 1995, «Братство волка» 2001, «Сайлент Хилл» 2006) планировал выпустить высокобюджетный блокбастер «Фантомас» — экранизацию классических романов писателей М. Аллена и П. Сувестра о неуловимом суперпреступнике. Работа над проектом была приостановлена по финансово - экономическим причинам.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№51 (1639) // 16.12.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).