Вечная киносказка

Часть I


Четвёртый день Весны… На следующий четвёртый (4+4=8!) – заветная для всех милых забайкальских девочек, очаровательных девушек и женщин главная праздничная дата в календаре, с наступлением которой я и поздравляю вас, дорогие наши любимые, замечательные и неповторимые!

А пока ожидание счастья среди «арифметики» обычных будней. И вдруг чудо: принц на белом коне, замок, бал, грандиозный успех на балу, хрустальная туфелька и... любовь двух горячих сердец, обретших друг друга, как в сказке... или наоборот... Великая, волшебная, сверкающая мечта множества девочек, девушек, женщин – история легендарной Золушки. Она имеет свойство, хотя и редко, сбываться и в жизни, но чаще в строчках книг и оживших картинах кинематографа.

Сегодня, в преддверии Праздника Любви, Красоты и Нежности – 8 марта, самое время поговорить о самой легендарной для отечественного зрителя картине – экранизации великой сказочной женской мечты и, для начала, о самих Золушках.

Рекорды Золушки
...Да-да, я не оговорился – именно о Золушках во множественном числе, а всё от того, что главная героиня, придуманная давным-давно, причём совершенно независимо друг от друга писателями-сказочниками: французом Шарлем Перро и немецкими братьями Гримм, входит в книгу рекордов Гиннесса по количеству экранизаций. О Золушке, так или иначе, снято свыше 96 фильмов (включая все вольные версии сказки)! Самая первая киноЗолушка появилась на свет уже на следующий год после рождения кинематографа – в 1899 году (то есть 116 лет назад). Режиссёром ленты выступил сам основоположник художественного и фантастического кино – Жорж Мельес.

Самые золушные Золушки
Среди множества актрис (включая нарисованных в мультиках), воплотивших образ Золушки (иногда у неё были иные имена – скажем, в западных странах она звалась Синдереллой), наиболее знаменитыми и признанными справедливо считаются: советская Золушка – актриса Янина Жеймо («Золушка», реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро, 1947), об истории этого фильма речь ещё впереди, Золушка мультипликаторов студии У. Диснея (реж. К. Джероними, 1950), ещё одна, но уже «настоящая» американская Золушка, но по имени Элла – Лесли Карон («Хрустальный башмачок», реж. Ч. Уолтерс, 1955), Золушка чешская – Либуше Шафранкова («Три орешка для Золушки», реж. В. Ворличек, 1973) и самая последняя на данный момент от 2015 года, вновь американская Лили Джеймс. Кто из Золушек краше, даже сказать трудно. Судите сами: они, хотя такие разные, но все прекрасные и сказочные – эти очаровательные и самые известные в мире Золушки.



…А теперь самое время обратиться к настоящей, проверенной более чем семью десятками лет, классике – любимой несколькими поколениями миллионов зрителей нашей страны и даже дальнего зарубежья сказке великой русской киноволшебницы Надежды Кошеверовой и её помощника, второго режиссёра, Михаила Шапиро «Золушка».

Война и сказка
Началась история рождения этого сказочного шедевра отечественного кинематографа, в такое же «сказочное», но мрачное, с трудом представляемое, особенно юным зрителем, время – в 1944 году. Треть великой страны лежала в руинах, где-то в стороне захода Солнца ещё воинствовала издыхающая чёрная вражья сила. Второй город великого государства пережил страшную годину блокады и лежал во мраке, голоде и холоде, но выжившие люди уже тогда мечтали о прекрасном. Среди них был Николай Павлович Акимов – ленинградский театральный режиссёр, он мечтал о сказке Шарля Перро: продумал не только общую канву сюжета, но и декорации, костюмы и даже мысленно наметил тех, кто мог бы воплотить образы персонажей.

После окончательного снятия блокады, каким-то совершеннейшим чудом Акимов умудрился связаться со своей бывшей женой, с которой сохранил дружеские отношения. Она находилась, как и многие советские кинематографисты (за исключением фронтовых групп), в эвакуации – в Казахстане, куда было перенесено основное советское кинопроизводство – на киностудии, в городе Алма-Ата. Бывшая Акимова была... режиссёром. Звали её – Надежда Кошеверова. И женщина тоже загорелась идеей великой женской сказочной истории – истории Золушки.

Как Золушка нашлась
Возвратившись в конце 1944 года в Москву, Надежда направилась на «Мосфильм», чтобы отметиться в отделе кадров о прибытии из эвакуации, и случайно встретила Жеймо. Маленькая худенькая актриса незаметно сидела в уголке и выглядела растерянной и грустной. Кошеверову осенило. «Яничка, вы просто обязаны сыграть Золушку...», – с ходу заявила режиссёр. Жеймо немного повеселела и отправилась вместе с Надеждой прямиком к заведующему сценарным отделом в комитете кинематографии Помещикову. Тот, слегка огорошенный напором режиссёрши, тут же дал согласие: «Такое кино сейчас нужно как никогда...». «А сценарий-то тебе, девонька, кто напишет?». Кошеверова не задумываясь и выдала: «Шварц». А известный писатель и драматург Евгений Львович Шварц и знать не знал ни о каком «проекте» «Золушка»...

После того, как Кошеверова встретилась с известным писателем и драматургом Евгением Львовичем Шварцем, он, загоревшись идеей экранизации «Золушки», дал согласие написать сценарий, но с условием, что текст главной героини будет писать исключительно под Жеймо.

15 мая 1946 года режиссёр Кошеверова уже держала в руках первый вариант сценария сказки, а 29 он был передан в Ленинград (все павильоны «Мосфильма» к этому времени были заняты «под завязку» съёмками других картин), прочитан на худсовете студии «Ленфильм», одобрен и утверждён к производству.

Она могла быть не чёрно-белой
А теперь, уважаемые друзья, коротко перенесёмся в наше время. Ныне целый ряд классических фильмов, снятых на чёрно-белой плёнке был «колоризован» – то есть, раскрашен в искусственные цвета при помощи компьютерных технологий. К большинству таких «оцветнённых» лент справедливо можно сказать – «творческое» варварство и вандализм, поскольку они изначально задумывались и снимались, как чёрно-белые. Удивительно, но «Золушка» от 1947 года действительно планировалась сниматься в цвете! Тому свидетельства – цветные эскизы костюмов и декораций. Проблемой стали материальные ресурсы послевоенного «Ленфильма» и дефицит цветной киноплёнки – своей просто не было, приходилось снимать на одну из самых высококачественных в то время в мире, трофейную немецкую «Agfa». В довершении всего энергомощность студии и её осветительные приборы не давали возможность снимать более одного цветного фильма за раз. В результате «Agfa» была выделена на съёмку более серьёзного фильма-оперы «Пиковая дама», а «Золушку» пришлось снимать на чёрно-белую плёнку. Лишь спустя 73 года, в 2010-м сказка всё же стала цветной – такой, какой её хотели видеть авторы.

Сказочная команда
В первую неделю июня Надежда Кошеверова и её второй режиссёр Александр Шапиро приступили к одному из главных процессов работы над фильмом – отбору актёров.

Золушкой, как и планировала Кошеверова, утвердили Янину Жеймо, несмотря на возраст – 38 лет. Яничка, как её называли в группе, была худенькой, лёгкой, изящной, с личиком (по крайней мере, на среднем и общих планах) и фигурой 16-18-летней девушки, хотя уже была мамой двоих детей. Золушка-Жеймо была старше обеих своих «сестёр». Забегая вперёд скажу, что её никогда не снимали в утренние смены, «потому что лицо у меня не такое», – объясняла сама актриса, поскольку очень следила за собой и её перегримировывали для каждого крупного плана.

Интересно, что на роль Золушки пробовалась 16-летняя балерина Мария Мазун, но не прошла пробы.

Принцем стал актёр Алексей Консовский, причём самым знаменитым принцем за всю историю отечественного сказочного кинематографа. Красивый, весёлый, изящный – в него в течение многих лет были влюблены все девушки СССР и не только. Но никто даже и не догадывался, что мальчику-принцу на момент съёмок было... 35 лет! Вот уж действительно магия кино и актёрского перевоплощения. Время оказалось бессильно перед Консовским – спустя десятки лет, где-то в 1980 году, к нему на улице подошёл гражданин в весьма нетрезвом виде, и на секунду приглядевшись, радостно завопил: «Привет, ПрЫнц!». Как говорится, дальше без комментариев.

Королём безоговорочно выбрали великолепного Эраста Гарина (настоящая фамилия – Герасимов), уже пробовавшего себя в амплуа комика. Его Король был и смешным, и трогательным одновременно.

На роль отца Золушки утвердили известного актёра Василия Меркурьева, который в реальности был всего на 5 лет старше своей доченьки Золушки – Жеймо.

Что было далее? Об этом в следующей нашей встрече и там же… Митинги у камеры или, «48 дирижёров и одна скрипачка». Крёстная Фея – самая красивая, неповторимая и такая... военная. Секреты хрустальных туфелек: сверкающих и... малоношеных. Короля по физии! – дозволено лишь Мачехе Раневской. «Золушка» – трофейная?! «Эх ты, ворон, эх ты, ворон, пташечка-аа!» – о неизвестной сцене в фильме. Когда Золушка - вредная. «Наш король не гол, он в кальсонах» или, Приключения Гарина…

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№10 (1598) // 04.03.2020 г. 



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).