Гран-при изнутри

Как попасть на российский этап гонок Формула-1?


Гаснут стартовые огни, и 20 машин с рёвом, от которого дрожит земля, срываются вперёд. Сто, двести, триста километров в час — такая скорость этих автомобилей: они превращаются на фотоснимках в короткие стрелы, вспышки света…

Обгоны, пит-стопы, баталии, аварии… Финиш. Тройка лидеров — на подиуме получает награды и затевает душ из шампанского, под радостные возгласы болельщиков. Это гонки Формула-1, зрителем которых стала автор этих строк, побывав в городе Сочи, на российском этапе самых престижных автомобильных состязаний.

Долгожданный этап
Гонки Формулы-1 — летний вид автоспорта. Вот почему для строительства автотрассы российского этапа был выбран именно юг России. Хотя в летнее время эти заезды можно было бы провести в любом другом крупном городе России.

Многие, кто болеет за Формулу-1 не год и не два, а как минимум лет 10, ждали, когда же в календаре главных соревнований гоночных авто с открытыми колёсами (так, по науке, называют машины Ф-1), появится российский этап. Следя за Формулой с 2002 года и, конечно же, болея за Михаэля Шумахера, легенду автогонок и против всяких Ферстаппенов, Ирвайнов и Алонсо, я тоже мечтала, чтоб такая трасса появилась у нас. Как и возможность посмотреть автогонки не с экранов телевизоров, а сидя на трибуне.

И, свершилось. В Имеретинской низменности на берегу Чёрного моря началось строительство автотрассы протяжённостью свыше 5,8 км. Возведение формульной магистрали совпало по времени с появлением олимпийских объектов. Первый Гран-при России состоялся в 2014 году. Поначалу организаторы проводили гонку в октябре, потом передвинули на весну, а после, сообразив, что Гран-при России отлично вписывается в сочинский пляжный и бархатный сезон, перенесли заезды на конец сентября. Всего уже прошло 7 Гран-при.



Здесь стоит сделать небольшое коронавирусное отступление: гонки 2020 года оказались под угрозой отмены из-за пандемии. Приобретя билеты в прямом смысле загодя, когда никакого намёка на ковид не было, я и другие болельщики немало поволновались, а не придётся ли их сдать. Когда Россия переживала начало эпидемии, продажи билетов на какое-то время прекратили. И лишь в июле, с официальным объявлением, что коронавирус не испортит гонку, возможность купить себе место на трибуне открылась вновь. Некоторые предыдущие этапы 2020 года были отменены, а некоторые проводились без зрителей. Гран-при России стало одной из первых гонок со зрителями на трибунах. Чему многие участники соревнований несказанно обрадовались. Ведь гоняться на запредельных скоростях при пустых трибунах особого удовольствия нет!


На заметку
Подобные путешествия — удовольствие не из дешёвых, билеты на российский этап гонок Формулы-1 стоят от 4 тыс. рублей. Однако, самой большой статьёй расходов для, например, сибиряка или дальневосточника, желающего попасть на Гран-при, станет билет на самолёт из наших краёв до Сочи. Даже купленный задолго. На формульное путешествие нужно копить. У меня на это ушло два года… Могут возникнуть сложности и с возвратом авиабилетов: денег назад вы не получите, вам вернут лишь ваучер, который даёт возможность полететь когда-нибудь потом: так авиакомпании обезопасили свои кошельки в коронавирусный год!

Непросто добираться до солнечного юга и физически: из Читы прямого самолёта нет, надо лететь через Москву, всего на дорогу уходит 16 часов. Но оно стоило того. Ведь в жизни должно быть место не только будням, но и праздникам, особенно таким, какие мы хотим устроить себе сами!


Гран-при изнутри
Сочинский этап встречает посетителя аллеей пальм и жарким солнцем. В холле главной трибуны, на первом этаже развернулась эксцентричная, яркая и чуть фривольная выставка, посвящённая истории автоспорта и Формулы-1. Тут вам и костюмы гонщиков, начиная с 1950 года и эволюция машин — от болида пятикратного чемпиона Фанхио до машин Шумахера, Хэмилтона и Райкконена. А также — выставка ретро-авто. С фотографий и фан-артов на вас смотрят гонщики и формульные владельцы-богачи. Мир Ф-1 — это мир больших денег и противоречивых эмоций, и то, и другое принято держать при себе, глядя на мир чуть отрешённо, сквозь зеркальные стёкла солнцезащитных очков…

Чтобы попасть на автодром, вам потребуется получить специальный бейдж, здесь действует пропускной режим. Раньше, по рассказам бывалых, пропуски выдавались на месте. В этом году они из-за карантина рассылались по почте (тем, кто купил пораньше). А тем, кто приобретал билет в последний момент, приходилось носить распечатку с его кодом.

Сканировать билет необходимо каждый раз, даже если вы отлучаетесь посетить кафе неподалёку… В этом году на пункте пропуска к автодрому ещё измеряли температуру и требовали надеть маску. С масками ходят все и везде: гонщики и механики, на пит-стопе и на подиуме…

Гран-при — это не один, а целых четыре дня подготовки, заездов, волнений и больших призов. Гоночная неделя стартует в четверг. Два дня пилоты Формулы-1 проводят тренировки или, по-формульному, свободные заезды. Помимо этого обязательно организуются выступления «младших» Формул: 2 и 3. К сожалению, опять же из-за пандемии в этом году прошли заезды лишь Формулы-2. Наблюдая за гоночной кухней с главной трибуны, вы можете стать свидетелем, как механики меняют детали на гоночной машине или проводят «перекличку», заводя и проверяя двигатели машин.



В субботу — квалификация, первый этап состязаний Ф-1, когда гонщики определяют, кто быстрее. Они на время преодолевают трассу, распределяя места на стартовой решётке, с которой потом, на следующий день, уходят в гонку.

Битва за подиум
Формула-1 — это настоящий праздник костюмов и фанатов. Болельщики одеваются в фирменные футболки, кепки любимых команд, учат, а потом декламируют речёвки. У особо рьяных есть даже флаги. Много болельщиков Феррари (они до сих пор носят плакаты с портретами Михаэля Шумахера). К сожалению, семикратный чемпион Формулы-1 до сих пор ещё не оправился от травмы, полученной на горнолыжном курорте. Дело Шумахеров продолжает сын Михаэля Мик. Он выступает сегодня в Формуле-2. Спортивные аналитики пророчат ему место в главной Формуле. К слову, на Гран-при Сочи он занял в двух гонках первое и третье места, к несказанной радости автора этих строк и других фанатов. За Россию в этом классе гонок выступает Роберт Шварцман, он ездит в одной команде с младшим Шумахером, а также Никита Мазепин и Артём Маркелов.

Но что ж главная Формула? Поул (первое место в квалификации) у Льюиса Хэмилтона (Mercedes), второй — Макс Ферстаппен (Red Bull), третий Валттери Боттас (Mercedes). Уже несколько лет кряду здесь доминирует команда Мерседес. Феррари, после ухода Михаэля, скатилась до уровня середнячков. Но лично я с флагом и в рубашке времён Шуми продолжаю болеть за красных, за… молодого гонщика из Монако Шарля Леклера.

Очень не хочется, чтоб победил Макс Ферстаппен этот антагонист в карьере российского пилота, Даниила Квята. Держим кулачки за нашего Даню, уж много испытаний и несправедливости выпало на его долю. Он ездит за команду Альфа Таури и стартует всего 12-м. Знающие до сих пор переживают за его увольнение из Ред Булл! Конечно же, болеем и за финнов, Кими Райкконена и Валтери Боттаса.

Старт проходит как всегда шумно. Группа машин в ходе гонки распадается, и мимо трибун автомобили проносятся по одному. За тем, что происходит в других частях трассы, болельщикам помогает следить большой экран и голос комментатора. Вопреки обещаниям синоптиков, погода не испортилась, дождь не пошёл. Многие любители Формулы уверены — ливень неизбежно бы внёс в гонку непредсказуемость: сильные команды и гонщики порой сходят с трассы, а невезунчикам везёт. Но в тот день в Сочи установилась редкая даже для их осени жара в +30.



Вот команды зазывают своих гонщиков на пит-стоп: шины перегреваются и изнашиваются от состязаний на скорости свыше 200 километров в час. За считанные секунды механики «переобувают» гоночную машину. Не обошлось без столкновений и сходов, разворотов и ударов о стену, как это случилось с Лэнсом Строллом. Как успел заметить читатель, автогонки опасны не только для их участников. Зрителям тоже может прилететь. Вот почему трибуны находятся от трассы на значительном расстоянии, огорожены сеткой и автомобильными шинами …

Даниил Квят на домашнем Гран-при занял восьмое место, опередив своего партнёра по команде, Пьера Гасли, приехавшего 9-м. Да, наш пилот ездит на «средненькой» по своим силам машине. И уже после российского этапа стало ясно, что Даня больше не будет выступать в этой команде. Кто знает, может для Квята найдётся место поприличнее?

Солнце клонится к вечеру, скоро финиш… Первый Валтери Боттас, урра! Второй Макс Ферстаппен, ха, не первый. Третий Льюис Хэмилтон, ну он может расслабиться, всё равно по общему зачёту лидирует, и ему не страшно немного проиграть. Хорошо выступил Леклер, с 11 места он поднялся на шестое. Не потому ли, что мы, болельщики Феррари, махали флагами каждый раз, когда его болид летел мимо? К сожалению, не очень выступил Райкконен, всего 14-й.

Четыре гоночных дня. Немного грустно, что праздник скорости заканчивается. Но ровно через год Сочи вновь встретит Гран-при России. И снова праздничная суета, яркие флаги, гул гоночных машин с их космическим именем — болиды. И спортсмены, которых за их скоростную профессию называют «пилотами».

Все материалы рубрики "Темы"

 


Виолетта Вдовяк
Фото автора
«Читинское обозрение»
№51 (1639) // 16.12.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).