Город трудовой доблести

Работа по изданию сборника архивных документов «Чита в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945)» относится к числу уникальных


В октябре в старинном русском городе Нижний Новгород проходил Форум городов, удостоенных звания «Город трудовой доблести». В работе этого общероссийского мероприятия приняла участие делегат из Читы — секретарь регионального отделения Российского военно-исторического общества в Забайкальском крае, специалист по историко-культурному наследию администрации города Читы, кандидат исторических наук Ирина Куренная. Наш корреспондент побеседовал с ней.

— Ирина Григорьевна, 10 сентября 2021 г. город Чита в числе других 12 городов России был удостоен высокого звания «Город трудовой доблести». Ранее в прессе были разногласия по данному вопросу. Ваше мнение, пожалуйста?

— Жаль, что некоторые читинцы не вникли в суть этого вопроса и высказывали упрёки, что Чита не сохранила промышленные предприятия. Да, это случилось в период распада страны, но в данном случае речь идёт об истории города Читы только в годы Великой Отечественной войны и самоотверженной помощи её населения фронту. Речь о том, как в условиях тяжёлых лишений и потерь жители города проявили высокую самоотверженность, как вместе со страной выстояли и победили. Да, всю страну можно было назвать в те годы страной трудовой доблести — каждую деревню, каждый улус или полевой стан, но есть формат, по которому города России получили это звание, а именно — за обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях.

В этом наш город, наряду с другими, сыграл видную роль. Страна была уверена, что Победа за нами! Но кто знает: была бы она в 1945, не будь в Чите Авиационного завода №117 по линии Наркомата обороны или Паровозо-вагоноремонтного завода, который по заказу артиллерийского управления Забайкальского военного округа изготавливал ручные гранаты Ф-41, или Овчинно-шубного, одевающего наших солдат в тёплые полушубки, или Черновских копей, обеспечивающих страну углём, или Читинского института эпидемиологии, микробиологии и гигиены, изготавливающего сыворотку, лечебные и бактерийные препараты для фронтовых и эвакогоспиталей, которые спасли тысячи жизней? Не будь нашего Лесопильного завода, который делал ящики для снарядов и патронов и сотнями тысяч отправлял их на фронт? Без этих ящиков не состоялся бы бой. Вот из таких предприятий, работающих на фронт по всей стране, и сложилась Победа советского народа над фашизмом. Убери из мотора одну деталь, и он заглохнет, так и здесь! Да это такая же наша генетическая память, как и о наших забайкальцах, которые отдали свои жизни на полях сражений.

Люди в глубоком тылу тоже погибали, не только от переутомления, но и от элементарной дистрофии и болезней на фоне голода и физических перегрузок. Это вообще отдельная тема. Достаточно сказать, что лёгкие шахтёров были забиты угольной пылью, руки санитарок эвакопоездов болели от непроходящих корост в результате отморожений, ведь им приходилось укладывать раненых на носилки в жуткие морозы без рукавиц, подросткам-мальчишкам ставили скамеечки, чтобы они дотягивались до станков. Но все они знали, что своей работой они помогают отцам и старшим братьям победить врага.



— Ваше выступление было посвящено фактам истории трудового подвига читинцев?

— Не совсем так. История Читы в годы Великой Отечественной войны уже известна оргкомитету форума, ведь она ранее была представлена в исторической справке, составленной доктором исторических наук В.И. Мерцаловым, а также в заявке губернатора Забайкальского края, которые вместе с другими документами рассматривало Российское общественное объединение «Победа». Заключение о вкладе города в Победу, о его помощи советским войскам, действующим на полях сражений, в тылу врага и прифронтовых территориях, работе промышленных предприятий, эвакогоспиталей и оборонных организаций следовало от учёных Российской Академии Наук. Моё выступление представляло оригинальный социальный проект-практик в виде слайдовой презентации в заданном формате сборника архивных документов и фотодокументов «Чита в годы Великой Отечественной войны (1941–1945)». Он подготовлен к печати Государственным архивом Забайкальского края при участии Забайкальского краевого краеведческого музея им. А.К. Кузнецова и профинансирован администрацией города Читы. Главным редактором издания также выступил профессор Мерцалов.

— То есть эта огромная совместная работа краевых учреждений и города была проделана до присвоения Чите этого почётного звания?

— В том-то и состоит её ценность, что она не сиюминутна, не коньюнктурна, а самостоятельно без указок сверху была направлена на пропаганду исторических знаний о нашем городе в тяжкие военные годы. И началась она задолго до кампании присуждения звания «Город трудовой доблести». Читинские архивисты обследовали более 60 фондов архива, а это огромный массив документов советского периода по истории города — органов областной власти, горкома, райисполкома и промышленных предприятий. Исследователями расшифрованы подлинники машинописных и рукописных источников, произведён отбор и группировка материала, в том числе документов с грифом «секретно». Затем источники перенесены на электронный носитель и систематизированы в соответствии с форматом научного издания.

— Теперь мы имеем ясное представление, как читинцы помогали фронту?

В подлинных документах представлен труд горожан в эти годы в промышленности, транспорте, связи, судах, прокуратуре, противовоздушной обороне, здравоохранении, микробиологии. Особо показан их личный трудовой героизм. Конечно, это всё общие слова, но за каждым документом стоят не спавшие сутками кочегар паровоза или хирург эвакогоспиталя, худой, с торчащими лопатками подросток у станка, пожилая женщина, разливающая в бутылки горючую смесь, бурят-чабан, в пургу и жару пасущий отары овец для снабжения фронта забайкальским мясом. «Всё для фронта, всё для Победы», — повторяли жители Читы за производственными станками, в шахтах и горных карьерах, на железнодорожных путях, в эвакогоспиталях, в учебных классах, на полевых станах и фермах. Уже с осени 1941 года читинские заводы и фабрики стали переходить на выпуск необходимой фронту продукции. Завод №117 производил до 100 наименований деталей самолётов, среди них: элементы шасси, фильтры и части масляной воздухосистемы. В бывших конюшнях кавалерийского полка в посёлке Песчанка располагался ремонтно-восстановительный батальон, где вводилась в строй техника, прибывшая с фронта. Это были не только отечественные автомобили — ГАЗы и ЗИСы, но и американские Студебеккеры и Виллисы. Читинский паровозо-вагонный ремонтный завод, на котором работали, в основном, молодые женщины и подростки, освоил выпуск ручных гранат Ф-41 и огнемётов. Для нужд фронта заводчане исполняли задание правительства на изготовление оборудования специальных поездов — передвижных авиаремонтных мастерских. Сварочный завод поставлял для зенитных орудий баллоны со сжатым азотом. Горняки Читы работали в несколько смен. За годы войны они выдали «на гора» десятки тысяч тонн угля. Но самоотверженность горожан и непосильный труд часто терпели неудачи из-за многочисленных сложностей. Практически отсутствовал автомобильный транспорт. Если к началу войны транспортный парк города состоял из 10 грузовых машин, то уже летом 1941 из них 7 грузовиков было отправлено на фронт. Люди использовали лошадь и телеги, которые были привезены на предприятия города из самых отдалённых колхозов и совхозов области. Это простая гужевая лошадь старинной монгольской породы, она была главной рабочей силой: в мороз и пургу, жару, ливни и суховейный ветер она доставляла грузы к железнодорожным путям, эвакогоспиталям, артелям и другим объектам. Она внесла существенный вклад в победу и спасла край от голода. Далее, Чите нужны были сильные руки, выполняющие работу, которую не смогли выполнять женщины и подростки, но их не было. Большинство молодых работоспособных мужчин ушло на фронт. Оставшимся в городе рабочим жилищно-хозяйственной сферы, у которых была бронь, в условиях сорокоградусных морозов при дефиците людей, когда почти отсутствовали водопровод и канализация, при ничтожно малом замощении улиц с огромным трудом удавалось вести борьбу с песком и пылью, заниматься отводом ливневых вод, подвозкой дров и очисткой выгребных ям. Перед властями одновременно стояла проблема жизнеобеспечения населения города продуктами питания, теплом, светом, водой. Электроснабжение и водоснабжение как раз и были наиболее трудными участками работы. Созданная ещё в дореволюционное время система городских колодцев давала сбои, по всем дворам за подвозной водой выстраивались большие очереди. Из-за неурожая катастрофически не хватало сельхозпродуктов. Но Чите в любых условиях нужно не только жить и работать, но и помогать фронту. А город в этом плане был уникальным — не только административным центром Читинской области и Забайкальского фронта, но и руководящим центром Забайкальской железной дороги. Дорога обеспечивала бесперебойное продвижение эшелонов на фронт и в тыл врага, вооружение, боеприпасы, медикаменты, снаряжение, продовольствие. По ней шла эвакуация с фронта. Особую роль она сыграла на завершающем этапе Второй мировой войны во время Маньчжурской стратегической наступательной операции. За трудовой подвиг железнодорожников в 1944 году дороге дважды присуждалось переходящее Красное знамя Народного Комиссариата Путей сообщения, а в 1945 — дважды — переходящее Красное знамя Государственного Комитета Обороны и дважды — знамя НКПС.


Читинцы в ожидании подвоза воды

— Я так понимаю, это обстоятельство и явилось основанием в экспертизе для оценки труда читинцев в годы войны?

Совершенно верно, но дело ещё и в том, что город в глубоком тылу играл стратегическую роль на Востоке страны, и он не посрамил свою Родину. Но и потери были очень существенны. Каждая четвёртая забайкальская семья получила похоронку с фронта. Эти скорбные конверты нужно было доставить родным убитого воина. Тяжёлую нравственную миссию брали на себя работники Читинского почтамта.

— Какова основная цель Форума?

— На базе городов, награждённых почётным званием «Город трудовой доблести», сформировать сообщество для сохранения исторической памяти о вкладе тыла в общую Победу. Ну и, конечно, необходимо продвигать эту идею среди молодёжи. Российский социум спохватился, наконец, что воспитал новое поколение, увы, не на трудовых традициях. А потому данная тема как раз является мощным направлением краеведческо-патриотической работы. К счастью, наша страна не забыла — что это такое.

— Получается, что каждый из 44 городов выступил со своим перспективным проектом, направленным на сохранение исторической памяти о трудовом подвиге?

Нет. Слово дали не всем представителям городов. Экспертами было отобрано всего 15 выступающих, которые привезли свои оригинальные проекты-презентации и рассказали о них как ключевых элементах патриотического воспитания. В числе отобранных проектов — наш город. Спросите: почему? Дело в том, что работа по изданию сборника архивных документов «Чита в годы Великой Отечественной войны (1941– 1945)» относится к числу уникальных, по объёму и полноте предоставленного материала практически не имеет аналогов в стране и даёт яркое представление о Чите, как «Городе Трудовой доблести в годы Великой Отечественной войны». Да и сама презентация темы была сделана ярко и эмоционально. Добавлю, что Форум проводился при поддержке Фонда президентских грантов и имел очень высокий уровень организации.

— В перспективе работа по сооружению в Чите стелы-монумента, в честь памяти участия читинцев в общей Великой Победе?

— Стела будет установлена при участии Российского Военно-исторического общества. Наше региональное отделение РВИО совместно с краевой и городской властью начинает этим активно заниматься. Вскоре будет утверждено место установки стелы. А мне от лица читинцев хотелось бы сказать спасибо всем, кто принял участие в подготовке пакета исторических документов с огромной доказательной базой для экспертов РАН. Это тоже отдельная и уже другая тема.

— Успехов всем в этом направлении и большое спасибо за беседу.

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Виталий Петров
«Читинское обозрение»
№47 (1687) // 17.11.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).