Супергерои

Кто кумиры и образцы для подражания у детей современности?


В Советском Союзе их образы активно использовались как примеры высокой морали и нравственности. Но кто кумиры и образцы для подражания у детей современности? Мы решили провести опрос среди граждан нашего города, чтобы выяснить, знают ли они о маленьких героях большой войны.

Десять часов утра, я нахожусь в центре города. Будний день, все люди спешат по своим делам. Город шумит, будто улей с пчёлами. Прохожу мимо школы №4 и вижу компанию ребят. Четыре подростка только что вышли из учебного заведения. Решаю расспросить их, знакомы ли им имена юных героев? Юноши оказываются учениками 11 класса. Решила начать издалека, спрашиваю их о том, знают ли они, кто такие Ольга Бузова и Железный человек (современные «герои»). Парни, сначала скромно молчавшие, начинают отвечать буквально после секундной заминки. Евгений и Иван, активно перебивая друг друга, говорят, что эти имена им знакомы, и без труда отвечают, почему они их знают. А вот вопрос о Марате Казее и Лёне Голикове вызывает у них затруднение. Среди ответов даже проскальзывает вариант «Да это местная босота!», за который мне становится особенно обидно из-за того, что так отзываются о героях войны. Зато, когда я спрашиваю о Зине Портновой, мальчики неожиданно удивляют меня тем, что имя этой храброй девушки-партизанки им знакомо.

Неудивительно, что молодые люди не знают имена детей-героев. Ведь сейчас их не изучают в школах, о них не пишут в учебниках. Повезёт, если за год, старшеклассники успеют пройти всю программу по истории, что уж тут говорить о маленьких героях... Выручают лишь классные часы, посвящённые данной теме, но немногие в такие моменты вспоминают про мальчишек и девчонок, отдавших свои жизни за Отечество. Может, старшее поколение помнит об их бессмертном подвиге?

По дороге на площадь им. Ленина встречаю даму в годах. Она представляет Лидией. Сейчас эта невысокая женщина с чёрными волосами уже на пенсии, но всё равно продолжает работать. На мой вопрос о том, кто такой Сергей Безруков, женщина отвечает без колебаний. Вопрос о Лёне Голикове хоть и растревожил память пенсионерки, но вспомнить, чем же отличился партизан во время войны, она так и не смогла. 

Я огорчена. Иду дальше. Подхожу к маме с ребёнком-второклассником, которые спешат в школу. Несмотря на то, что они явно торопятся, находят несколько минут для моего импровизированного опроса. И вот удача, я слышу тот самый ответ, который уже отчаялась получить. И мама, и её семилетний сын Костя не только знают о детях-героях, но и смогли немного рассказать, чем во время войны занимались юные партизаны. Костина мама говорит, что о детях-героях ей ещё в школе рассказывали, и нынешним мальчишкам и девчонкам было бы полезно знать о них. Своими знаниями мама делится с детьми. Хороший пример для других родителей.

Только я распрощалась со спешащей семьёй, как ко мне подходит молодой человек, заинтересованный проводимым опросом. Водитель Андрей не может ответить, кто такой Лёня Голиков или Марат Казей, но обещает обязательно узнать это. В этом ему поможет наша газета, которую я подарила мужчине.

Время медленно приближается к полудню, солнце начинает слегка припекать. Следующий, кого я встречаю на своём пути, – 7-классник Никита, ученик 2-й школы, которому, как оказалось при опросе, не известны ни имена, ни подвиги детей-героев. А ведь во время войны эти ребята были почти такого же возраста, как он сам. Многие из них хотели продолжить учиться, быть рядом со своими близкими и не знать ни войны, ни ужасов, которые происходили на оккупированной нацистами территории нашей Родины.

Затем я опрашиваю нескольких учеников забайкальского техникума искусств. Студент Николай сразу сказал, что имена ему не знакомы. А вот девушки – Виктория, Анастасия и Юлия – сначала пытаются вспомнить, а потом и вовсе начинают называть различные, не имеющие отношение к истине предположения. К их сожалению, вариант о том, что Лёня Голиков – герой одного из произведений Горького, оказывается неверным. Зато девушки заверяют меня, что обязательно узнают, кем были Зина Портнова, Лёня Голиков и Марат Казей на самом деле, и больше не окажутся в такой неприятной ситуации. 

Радует желание молодёжи восполнить пробелы в своих знаниях и узнать то, о чём раньше им никто не рассказывал! Пусть в этом им поможет «Читинское обозрение».

На площади Революции встречаю Николая, преподавателя физкультуры одной из школ города. Несмотря на солидный возраст, мужчина не знает ответа на вопрос о том, кем были Зина Портнова и Лёня Голиков.

Там же я подхожу к пенсионерке, которая гуляет на детской площадке с внуками. Вокруг слышится громкий детский смех, беззаботные ребятишки играют в войнушку, катаются с горки и лазают по турникам и рукоходам. Женщина вопросу не удивляется и с лёгкостью отвечает не только, кем были Зина и Лёня, но и за что они получили свои награды. На мой вопрос, откуда она знает об их подвигах, с улыбкой на лице отвечает, что раньше этому в школах учили, что её поколение всё это знает наизусть.

Другой пенсионер Леонид тоже без проблем узнаёт и имя Марата Казея, и другие. «В детстве нужные книги читал», – улыбается мой собеседник, усаживая внука в коляску.

Уже покидая игровую площадку, я встречаю молодого отца Дениса. Мужчина услышал про мой опрос и заинтересовался, сможет ли он чем-то помочь. Спрашиваю у него, знает ли он о детях-героях, но он ненадолго задумавшись, отвечает, что нет. Мужчина заверяет, что обязательно узнает, кем они были, говорит, что никогда не поздно узнавать что-то новое, а о таких героях и подавно.

После того как распался СССР и пионерские дружины были ликвидированы, герои-пионеры оказались не нужны... Их портреты не висят над школьной доской, о них не упоминают учителя истории, а многие молодые и вовсе о них не знают. Сейчас в мире новые герои – те, кто ежедневно мелькает по телевизору и на больших экранах кинотеатров. 

Но разве можно чтить память одних, низвергая имена других в пучину забвения? Всё это часть нашей истории. Нельзя отказываться от своего прошлого. Ведь если мы не будем помнить об уроках истории, то нет никаких гарантий, что события минувшего никогда больше не повторятся.

Ирина Комогорцева,
студентка 1 курса отделения 
журналистики ЗабГУ

«Читинское обозрение» 
№20 (1348) // 20.05.2015 г.


Читать также
неДЕТСКИЙ ФРОНТ

Все материалы рубрики "70 лет Великой Победе"

Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).