Глеб Самойлов: от «Агаты Кристи» до «The Matrixx»

Как музыка, стиль которой даже определить было сложно, стала музыкой целого поколения


«Для тех, кто вырос в период между серединой 1990-х и серединой 2000-х, никто никогда не будет ближе, чем «Агата Кристи». Когда тебе 16 лет, ты всегда влюбляешься в какую-то музыку. И эта музыка для тебя будет вечной, если не сменишь батарейки. Для тех, кто вырос на песнях братьев Самойловых, молодость всегда останется эпохой «Агаты Кристи» (Михаил Козырев).

В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого уже века перестройка, гласность и свобода самовыражения, пусть и под присмотром власти — вполглаза, шагают по шаткому уже СССР.

Это отражается во всём: в живописи, кинематографе, литературе, публицистике и, конечно, в музыке. Будущее страны — молодёжь, а до неё можно достучаться через то, к чему она восприимчива, — кино и музыка. Знаком поколения становится фильм «Асса» режиссёра Сергея Соловьёва. Главным музыкальным течением — русский рок.

Мы не будем здесь развивать тему, что такое «русский рок». Речь пойдет о свердловском рок-клубе и группе «Агата Кристи», а также о группе «The Matrixx» — о детище Глеба Самойлова, одного из основателей, вокалиста и автора подавляющего большинства песен группы «Агата Кристи», включая самые известные. Возможно, возникнет вопрос: почему именно «Агата Кристи» и почему именно «The Matrixx»? Во-первых, это ярчайшие представители русской рок-культуры, а во-вторых, редко кто вызывал столько горячих споров, в том числе и на тему: «Рок ли это?».

31 декабря 1999 года «Наше радио» огласило список «100 лучших песен русского рока в XX веке», составленный на основе выбора радиослушателей. «Агата Кристи» представлена в нём тремя песнями: «Как на войне» (34-е место), «Опиум для никого» (55-е) и «Сказочная тайга» (65-е). В список «500 лучших песен «Нашего радио» от 2014 года входят девять песен «Агаты Кристи» («Как на войне» (13-е место), «Сказочная тайга» (30-е), «Опиум для никого» (40- е), «Ковёр-вертолёт» (89-е) и «Чёрная луна» (99-е) — причём все в первую сотню.

«Опиум для никого» также вошёл в список «100 песен, изменивших нашу жизнь» от редакции журнала TimeOut (2011 год). Альбом «Опиум» занял шестое место в списке «50 лучших русских альбомов всех времён», составленном журналом «Афиша» по итогам опроса молодых российских музыкантов в 2010 году. «Комсомольская правда», в соответствии с опросом читателей, назвала «Агату Кристи» четвёртой по влиятельности группой за всю историю отечественного рока.

Итак! Вперёд — в мир сказки, снов, кошмаров, Космоса и Неба. Всё это «Агата Кристи».

Свердловский рок-клуб
Итак, 15 марта 1986 года — Свердловский областной комитет КПСС распоряжается закончить с оформлением свердловского рок-клуба за две недели, письменно обосновать список и названия групп.

Официальными задачами клуба были музыкальное и идейное сплочение рок-музыкантов, помощь начинающим и сложившимся группам через «литовку» (разрешения на публикации записей и выступления) и концерты.

Нас же интересуют две даты, связанные с этим рок-клубом, — 20 февраля 1988 года и 16 октября 1988 года. Эти две даты стали вехами зарождения легендарной «Агаты». Именно 20 февраля 1988 года группа «Агата Кристи» считает своим днём рождением, укоротив свою историю года на три, но именно в феврале группа дала концерт под именем «Агата Кристи» и в неё вошел Глеб Самойлов, младший брат основателя группы Вадима Самойлова.

Дмитрий Карасюк сделал ещё более смелый летописный отчёт рождения группы в своей книге «Агата Кристи. Чёрные сказки белой зимы»: «Одна из главных тайн, которую оставила после себя «Агата Кристи», — это загадка собственного возраста. В любом случае, все всплывавшие в …спорах даты являются важными вехами в истории знаменитой группы. Но несомненно, что самая ранняя из них — 4 августа 1970 года, когда в семье Самойловых родился второй сын».

20 февраля 1988 года группой «Агата Кристи» был дан концерт в актовом зале УПИ (Уральского политехнического института). Прозвучали песни, которые «упаковали» позже в альбом, названный первым альбомом группы, — «Второй фронт».

На этом концерте Глеб впервые выступил, сидя на стуле. Этот предмет мебели преследует Глеба Самойлова практически всю его творческую жизнь в «Агате Кристи». Журналисты, состязаясь в оригинальности, будут задавать музыканту два «неожиданных» вопроса во всех уголках нашей необъятной родины: «Почему вы сидите на стуле во время концерта?» и «Почему вы встали со стула?».



Глеб Самойлов: «1988-89 гг. — самый приятный период в жизни «Агаты Кристи». На нас приходили зрители, не знавшие ни одной нашей песни. Но в конце каждого концерта зал был полностью наш! Мы не были супермузыкантами, но пёрли как танки. Я сижу на стуле. Просто был довольно закомплексованным подростком и не знал, как вести себя на сцене. Вадик и посоветовал мне: «Сядь на стул!». Часто подходили к нему и спрашивали: «А чё твой брат сидит? Инвалид, что ли?». Версий было много: подорвался на мине, хромоногий от рождения... Вскочил я в 1995 году. На одном из концертов у меня случился приступ клаустрофобии, мне захотелось немедленно почувствовать свободу перемещения. Я пнул стул ногой и с тех пор стою».

16 октября 1988 года «Агата» блестяще выступила на третьем свердловском рок-фестивале: «Нас даже поздравили все рок-монстры, которые выступали на этом фестивале», — вспоминал Глеб Самойлов. Под рок-монстром подразумевался Макаревич.

Рок ли это?
Здесь бы нам сейчас как развернуться и писать да писать о бешеной популярности. О том, как в начале 90-х группа «Агата Кристи» поехала в Болгарию и Шотландию. Как получила в Монте-Карло международную музыкальную премию «World Music Awards» в номинации «Успешно продаваемая зарубежная группа». Анализировать их бешеный успех и подъём с альбомами «Позорная звезда» и «Опиум». Рассуждать о том, как странные, нервные и при этом невероятно притягательные в своей необычности тексты разлетелись на цитаты: «…Вы растоптали мои эдельвейсы…», «Я на тебе — как на войне, а на войне — как на тебе», «Давай вечером умрём весело, поиграем в декаданс…», «А в небо все билеты проданы», «…Мы летим, а вы ползёте, чудаки вы, чудаки», «Я оптимист, я оптимист — я гетеросексуалист». Как музыка, стиль которой даже определить было сложно, стала музыкой целого поколения.

Заметим только: участники группы считают, что им во многом просто повезло. Время было интересное, свободное. Да, интерес к «традиционному» русскому року угас. Страна наслушалась и про комнату с белым потолком, и про поезд в огне, и про родину, которая хоть и уродина, но любима и нужна. Значительная масса благодарной публики, устав от социальной рок-эстетики, вернулась к привычным ритмам, звучавшим из телевизора. Да и телевизор стал легче, веселее. Страна катилась к своему развалу и очень нуждалась в плясках. Всё это было. Да, услышали, да, заметили, да, рискнули и повезли в Москву упёртых, румяных парней.

Ключевое слово здесь «упёртых». Зоркий комсомол сдал свои позиции. Рок-клубы прекратили своё существование. Наступило время тишины и макарон. Но ребята не сдавались. В то время, когда их коллеги по цеху решили переждать «кризис» и «временно» уйти в бизнес, «Агата Кристи» упорно писала песни и музыку. Вот именно поэтому их всё-таки заметили, услышали и «повезли» в столицы. Торгуя сникерсами, на сцену не взойдёшь. Но репутация «выскочек» за ними укрепилась надолго.

«Почему в самые трудные времена мы продолжали заниматься музыкой — такое ощущение было... что мы хорошую музыку пишем. И то, что кто-то должен её слушать и любить — это ощущение было постоянно. Но я не думал, что всё будет вот так. То есть когда пришла слава, мы её не узнали» (Глеб Самойлов).

И критики от музыки, и эксперты, ошалевая, что люди сходят с ума от «Опиума для никого», от незатейливой песенки «Как на войне», задавали друг другу и музыкантам «Агаты Кристи» вопрос: «А рок ли это?». При этом стадионы трещат, девочки и даже мальчики визжат. Да ещё Глеб Самойлов в конце 90-х увлёкся модной тогда рейв-культурой, что не могло не отразиться на музыкальном звучании группы. Меньше всего в своих экспериментах «Агата Кристи» опиралась на общественное мнение. Как отмечал Глеб Самойлов в своих интервью: «Да, мы не русский рок. Гармошек нет у нас».

Звучание «Агаты Кристи» существенно менялось от альбома к альбому. На первых порах группу очень привлекала оперетта. Вадим Самойлов даже выходил на сцену во фраке. Мало кто и тогда, и сейчас понимает, что это была самоирония. Шутка. К оперетте участники группы относились, мягко говоря, прохладно, но были «в теме». В детстве братья Самойловы развивали в себе эстетический вкус. Мама требовала просмотра трансляций оперетт. В таком опереточном духе выдержан один из первых альбомов группы «Коварство и любовь», а самая известная песня того периода — «Viva Kalman!» — напрямую отсылает к королю оперетты.

Творчество группы неоднородно и пересекается со многими направлениями рок-музыки — готик-рок, постпанк, альтернативный рок, психоделический рок, глэм-рок, арт-рок, хард-рок и др. В период работы над «Декадансом» и в особенности над «Позорной звездой» у группы складывается новый стиль, который можно охарактеризовать меньшим использованием симфонизма и клавишных и большим — барабанов, цифровых басов и синтезаторов в сочетании с характерным и несколько вычурным гитарным звуком. Вадим Самойлов определил тогдашнее звучание группы как «рок-н-ролльное-гитарное с электронной ритмической подкладкой».

В альбоме «Чудеса» нашло своё отражение увлечение членов коллектива музыкальным программированием и электронными и компьютерными эффектами. Глеб Самойлов охарактеризовал стиль альбома как «декадентское ретро-техно, сочетающее жёсткий гитарный звук с наивной драм-машиной 80-х».

В первые годы существования в творчестве «Агаты Кристи», что было типично для свердловских рок-групп того времени, явственно звучала социальная критика, однако уже в конце 1980-х годов музыканты сознательно от этого отказались. Кстати, «Агата Кристи» — единственная рок-группа из Свердловска, для которой не писал песен Илья Кормильцев. У группы был свой основной поэт, Глеб Самойлов.

По словам Вадима Самойлова, «было интуитивное понимание, что мир вокруг нас — это ещё не весь мир. Есть ещё мир внутри нас. И, видимо, нам изначально было интересно копаться именно в этом мире. И я до сих пор уверен, что это самое интересное занятие вообще, которое художник может себе позволить». Глеб Самойлов также неоднократно подчёркивал, что источником вдохновения для музыкантов «Агаты» является их внутренний мир.

Получается, что чудеса и сказки, небо, звёзды и полёты, море, корабли и ураган, любовь и ненависть, ад и рай, смерть и жизнь — всё это результат прожитого и пережитого (так или иначе) Глебом Самойловым. Рок-журналист и музыкальный критик Артемий Троицкий в конце восьмидесятых писал о музыкантах «Агаты Кристи»: «Молодые и бодрые, несущие заряд «Алисы» и настроение «Наутилуса». Большая надежда Свердловска». Владимир Полупанов из «Аргументов и фактов» отмечал, что «на фоне заматеревшего «Наутилуса Помпилиуса» с усталым вокалом Бутусова, слишком простенького «Чайфа» или сложных для восприятия «Флага» и «Кабинета» музыка «АК» бодрила и освежала».

Альбомы, которые группа «Агата Кристи» выпустила за время своего существования, особенно вышедшие после популярных «Позорная звезда» и «Опиум», были встречены неоднозначно. Так, Илья Кормильцев назвал альбом «Чудеса» страшными сказками для самых маленьких. Основной же автор «Чудес» Глеб Самойлов считает «Чудеса» «волчьим» альбомом. И очень сожалеет, что критика не приняла его.

Группу обвиняли в тяжеловесности некоторых альбомов, в том, что последний альбом — «Эпилог» кажется надуманным, выродившимся и появившимся на свет только для того, чтобы показать, что вместе братья уже работать не могут. Кто-то даже слышит «диалог песнями» в этом альбоме между Вадимом и Глебом. И практически везде звучало — «это не рок».

Что же такое рок и музыка вообще в понимании самой «Агаты Кристи»? У истоков и в основе любой деятельности человека стоит личность и её восприятие мира. Для «Агаты Кристи» это два её солиста и творца Вадим и Глеб Самойловы. Точнее — Глеб Самойлов, по некоторым оценкам, его творческий вклад составляет 95%.

Рок, по словам Глеба Самойлова, есть изменённое состояние сознания. Это особая атмосфера, переворачивающая привычный порядок вещей. Глеб называет это «путешествием». Рок как явление умирает не сам, а внутри конкретного человека. «Рок-музыка, прежде всего, исповедальная. Рок — это бунт в любом случае. Но это не обязательно утверждение какой-то другой системы вместо существующей. Даже если не можешь предложить никакой лучшей альтернативы, то соглашаться с тем, что есть, по-моему, неправильно. При том этот протест касается не только музыки, но и литературы».

2 февраля 2009 года на официальном сайте группы появилась информация, что творчество «Агаты Кристи» вступает в стадию завершения. Группа поехала по стране с прощальным туром «Эпилог». Многие думали, что это кокетство и это будет их не единственный прощальный тур. За время своего существования группа пережила многое. Главным ударом для коллектива стала смерть клавишника и сооснователя группы Александра Козлова в марте 2001. Потеря повергла группу в творческий кризис, что неудивительно.

Есть много причин, почему группа «Агата Кристи» прекратила своё существование. Братья объясняли «распад» усталостью друг от друга и расхождением в творческих вопросах. Фантомные боли от распада бьют поклонников до сих пор, но… Уже в марте 2010 года в эфире «Нашего радио» прозвучала песня «Никто не выжил» группы «Глеб Самойлоff & The Matrxx» (впоследствии просто «The Matrixx»). 12 марта считается днём рождения новой группы, идеологом которой стал Глеб Самойлов. И это очень интересная история.

«The Matrixx»: музыка продолжается
Итак, в 2010 году группа «Агата Кристи» перестала существовать. Для поклонников чуда не произошло: объявление о расставании не было кокетством или привлечением внимания. И вот уже 11 лет некоторых поклонников не оставляют «фантомные» боли: почти под каждым видео «Агаты» и Глеба на «YouTube» можно найти комментарии вроде: «соединяйтесь обратно», «помиритесь», «пора возродить «Агату» и т.п. Но факты вещь упрямая. Глебу Самойлову так надоело отвечать на этот вопрос, что осенью 2018 года перед концертами, посвящёнными тридцатилетию «Агаты Кристи», он сказал, что они с братом Вадимом полюбили одну девушку и «не поделили» её. Это, конечно, была шутка, но её многие приняли всерьёз.

Начнём с того, что один из братьев, а именно Глеб Самойлов, всегда тяготел к автономии. Уже в 1990 году он записывает сольный альбом «Маленький Фриц», который вышел в свет в 1995 году. В 1991 году Глеб Самойлов на кассету записывает ещё один сольный альбом «Сви100пляска», запись считается утерянной, но песни с этого «сольника» существуют в фильмах, а некоторые «переехали» в «The Matrixx». Начиная с 2007 года, Глеб даёт творческие вечера, участвует в совместной с Александром Ф. Скляром (гр. «Ва-БанкЪ») концертной программе «Ракель Меллер — Прощальный ужин» по песням Александра Вертинского. Ездит с этой программой по городам. И уже тогда становится ясно — «монолит» «Агаты Кристи» трещит.

После прекращения деятельности «Агаты Кристи» в январе 2010 года часть музыкантов «Агаты» (Глеб Самойлов, барабанщик Дмитрий Снэйк Хакимов и клавишник Константин Бекрев), гитарист Валерий Аркадин (ех-НАИВ) принимают решение о создании собственной группы под названием «Глеб Самойлоff & The Matrixx». Группа создаётся «для воплощения творческих идей Глеба Самойлова, выходивших за рамки «Агаты Кристи».



20 апреля 2010 года группа «Глеб Самойлоff & The Matrixx» даёт первый концерт в Ижевске. Музыканты работают бесплатно, лишь бы их услышали. Глеб также разрешает снимать концерты и выкладывать видео. Уже в сентябре 2010 года группа выпускает первый альбом «Прекрасное жестоко», который очень хорошо продаётся. Стало ясно: от «Агаты Кристи» в новом творчестве практически ничего не осталось. Это новый, непривычный Глеб Самойлов. Более жёсткий и радикальный. Музыкант уверен, что в основе любого искреннего творчества — провокация. Чем больше недоумевает публика, тем больше «заводится» Глеб Самойлов и говорит: «Я люблю раздражать». В музыке появляется ещё больше эклектики, в текстах — ещё больше смерти, крови, боли и, как ни странно, любви. Критики приблизительно определяют стиль «Матрицы» как дарквэйв с нотками металла, технодэнс, электроклэш, а также, с лёгкой руки самого Глеба Самойлова, просто придумавшего термин, — «неопостготикой».

Разумеется, происходит и отсев публики. Те, кто на новых концертах «Глеб Самойлоff & The Matrixx» хочет услышать «Сказочную тайгу», уходят разочарованными. Глеб упорно не поёт репертуар «Агаты Кристи». И опять споры: рок ли это?

«Я свободный человек и писал всегда как свободный человек. Всегда. Я посвящаю жизнь рок-н-роллу. Так, как я его понимаю. И, по-моему, я понимаю его правильно», — говорит лидер новой группы.

В 2011 году «Глеб Самойлоff & The Matrixx» выпускает альбом «Треш». Альбом вызвал широкий резонанс. Реакция критиков была неоднозначной: от «банальный и инфантильный» до «сопоставимый по звучанию с лучшими западными образцами», «одна из самых интересных и неоднозначных пластинок в российской рок-музыке».

Сам Глеб Самойлов пояснял, что использует слово «треш» в значении «Нечто выходящее за пределы добра и зла. Нечто совершенно неописуемое. Не мусор в чистом виде, а что-то… страшное, близкое к запредельному ужасу».

Но: «Верю, что мрачная музыка «Матрицы» помогает людям освободиться от отрицательной энергии, не летать вниз головой с крыш и не резать себе вены от несчастной любви».

Группа выпускает альбом за альбомом. «…Жутчайший страх в моей жизни: не успеть, не спеть, не сделать чего-то главного. После «Агаты Кристи» смысл моего дальнейшего существования был в том, чтобы постоянно открывать в себе чтото новое».

2015 год стал переломным для группы. Первый маленький юбилей. Но есть ещё одно обстоятельство. В феврале 2015 года в двух столицах нашей родины состоялись так называемые «Ностальгические» концерты группы «Агата Кристи». Некоторые назвали это долгожданным воссоединением группы. По словам Глеба Самойлова, на этот шаг его уговорил брат, Вадим Самойлов, самостоятельная творческая деятельность которого буксовала. «Ностальгические» концерты прошли при полном аншлаге и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Глеб заявлял, что никакого тура по стране не будет, что это разовая акция. Вадим же, окрылённый аншлагами, рванул с известными хитами по стране, несмотря на договор с братом не петь песни почившей «старушки Агаты».

С тех пор, по словам Глеба, всё пошло не по тому пути, который был намечен для «The Matrixx» изначально. Пришлось свернуть.

В 2017 году группа выпускает концептуальный альбом, который называется «Здравствуй» и в каком-то смысле завершает тетралогию великих альбомов «Агаты Кристи»: «Ураган» — «Чудеса» — «Майн Кайф?». Заглавная песня альбома становится программной.

В этом альбоме метод, который Глеб называет «ударить постмодерном по постмодерну», реализуется, пожалуй, в наибольшей степени. Так, в звучании используются реакции публики, записанные ещё в 60-х годах, присутствует масса музыкальных цитат, так или иначе трансформированных (например, реверсированный, ускоренный и повышенный на октаву фрагмент аргентинского танго 1935 года «Por una cabeza», ария Канио из оперы Леонкавалле «Паяцы»), а в текстах содержатся литературные и исторические аллюзии: от В. Маяковского, В. Ходасевича и М. Булгакова до В. Высоцкого и А. Гарроса.

В вышедшем в январе 2021 года «ЕР2021» (Extended Play) гротескность прочтения таких известных произведений, как хит «Агаты Кристи» «Чёрная луна» и «Лежу в палате наркоманов» В.С. Высоцкого, и неожиданность воплощения идеи доведены до степени, которая позволяет говорить уже о переходе от постмодерна к метамодерну. Ирония, ностальгия, боль, горечь, искренность и треш...

Сегодня Глеб Самойлов заявляет, что «отдаёт долги» перед песнями, которые он когда-то написал, «поступив на службу в группу «Агата Кристи», — выпуская их в том виде, в котором они должны были звучать, в котором задумывались автором. Кто-то из поклонников радуется, что Глеб Самойлов «вернулся» к «Агате Кристи» («а там, авось, опять с Вадиком вместе будут»), кто-то недовольно ворчит («обещал же не петь больше «Агату»), кто-то подсчитывает, сколько на концертах спето песен «Матрицы» и сколько «Агаты», кто-то скандирует «Больше «Матрицы!».



Выросло новое поколение, которое считает, что и «The Matrixx» есть «настоящая» и «ненастоящая». Что ж… Глеб Самойлов любит раздражать, эпатировать и удивлять. Однако и сам раздражается, когда его без конца вынуждают возвращаться в прошлое. «Ещё один вопрос про «Агату Кристи» будет, я вообще встану и уйду», — говорит он в одном из недавних телеэфиров.
Ведь история только начинается.

Все материалы рубрики "Сделай громче"

 


Наталья Злыгостева,
Юлия Щурина

Фото из архива авторов
«Читинское обозрение»
№26 (1666) // 23.06.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).