Лишь догорит вечерняя заря, зажгутся свечи в доме декабристов…

26 декабря 1985 года в Михайло-Архангельской церкви открылся филиал музея декабристов


Есть в городе уголок, который застыл на века. И это радует. Потому что удалось сохранить то, что оставили нам предки. Отсюда есть и пошла наша Чита. Здесь её корни и истоки. Речь идёт о Старо-Читинской Михайло-Архангельской церкви, известной в народе под названием Церковь Декабристов. 26 декабря 1985 года в ней открылся музей декабристов.

Как начинался музей

Во второй половине прошлого века бесхозное, заброшенное, разрушающееся здание скорее раздражало, чем привлекало чьё-либо внимание. Чего в нём только не было после закрытия церкви как культового учреждения: аэроклуб «Осоавиахима», общежитие для учащихся техникума механизации и электрификации сельского хозяйства, пельменная Ингодинского рынка, склады горпищеторга… В связи с аварийным состоянием здание было закрыто и два года пустовало. Наконец, по требованию общественности объект был взят под охрану и передан управлению культуры.


Рисунок Николая Бестужева

В 1971 году, после ремонта, здесь открылся филиал Областного краеведческого музея имени А. К. Кузнецова — музей истории города Читы. Экспозиция размещалась на первом этаже. Одна из витрин посвящалась декабристской тематике. Возле неё всегда собиралось много посетителей. Родилась идея: чтоб лучше представить этот раздел, всё здание оборудовать под музей декабристов. В 1976 году по проекту московского треста «Росреставрация» (автор проекта — Е.А. Черников) на объекте начались реставрационные работы. Как это происходило, каких трудов и усилий стоило, что предшествовало открытию по сути нового музея, помнят те, кто принимал в этом участие.

Елена Фёдоровна Калашникова, назначенная заведующей филиалом Областного краеведческогомузея, в силу своей должности, по своей самоотверженной преданности любимому делу, и в знак осознания важности порученного ей приняла всю ответственность на себя.


Елена Фёдоровна (крайняя слева в нижнем ряду), Н.С. Козлова (в верхнем ряду, в центре, с цветами) и коллектив музея

Приём первых посетителей предполагалось приурочить к 160-летию восстания декабристов, т.е. к 14 декабря 1985 года (по ст. стилю). За два месяца до этого в местных СМИ высказывались сомнения: распахнёт ли свои двери музей в срок? На довольно маленьком объекте трудилось много народу — мастера и рабочие нескольких строительных подразделений: плотникистоляры, отделочники, сантехники, электрики. На Читинском машзаводе отливали секции чугунного ограждения, на экспериментальном предприятии художественных промыслов вытачивали колонны для первого этажа и резные колонки для тамбура. В областной типографии печатались тексты и этикетки. Художники П. Игнатьев, О. Марушкин, А. Галёркин, П. Страхов, А. Мельников дописывали картины, портреты. Всё это надо было слепить, соединить в одно целое, не нарушая требования авторов проекта.

У каждого экспоната — своя история
Пока производились строительные и реставрационные работы, параллельно с этим при непосредственном участии Елены Фёдоровны и её неизменной соратницы и помощницы Нины Степановны Козловой шёл активный отбор экспонатов, материалов по декабристской тематике, пересматривались и выявлялись сотни документов в архивах, запасниках и не только в Чите, но и других местах. Будущие экспозиции медленно, но уверенно пополнялись старинными раритетами, мемориальной мебелью, часами, книгами, музыкальными инструментами, оружием и прочими предметами дворянского быта, найденными в других городах. В Москве и Ленинграде женщины посещали комиссионные и антикварные магазины. Однажды присмотрели каминные часы из чёрного мрамора. Их вес — 20 кг. Как доставить в Читу? С трудом привезли в аэропорт. В багаж сдавать нельзя: могут разбиться. До трапа самолёта за отдельную плату доверили донести рабочему аэропорта, а сами переживали, не сбежит ли. К счастью, всё обошлось… На «Ленфильме» приобрели мундир штабного генерала, в котором снимался в фильме «Звезда пленительного счастья» один из актёров. Эрмитаж выделил саблю солдатскую (или тесак) и пистолет 1813 года, причём бесплатно. Бородинский музей — картечь, пули, ядро с Бородинского поля. В очередной раз встал вопрос: как везти в Читу? Вариантов не было, решено взять с собой в салон самолёта. Но при переходе через рамку металлоискателя экспонаты «зазвенели». В служебном помещении пришлось предъявить документы, разрешающие вывоз.

Самая большая картина
По договору с Ленинградским отделением комбината живописно-оформительского искусства подключился художник Г.Г. Кравцов, к которому шли заказы со всей страны. Но к Чите он отнёсся с особым вниманием, так как понимал, что Петербург с Читой связывает нечто большее, чем с другими городами. Он разработал художественный проект музея: интерьеры, оформительские приёмы, освещение, наружное ограждение — всё было продумано талантливо.


В музыкальной гостиной

Кроме того, помогал отбирать в фондах центральных музеев Москвы и Ленинграда изобразительные, иконографические и документальные материалы, заказывать их копии московским и ленинградским художникам. На каждую картину исполнителям выдавалось определённое задание, список необходимой литературы, чтобы войти в тему. На написание самого большого полотна (173 х 248 см) «Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 года» был объявлен конкурс, по результатам которого из 9 конкурсантов заказ получил ленинградский художник А.А. Мельников. Трудился над ней полтора года, сомневался, слушал советы друзей. Елена Фёдоровна с Ниной Степановной, прилетев в очередной раз в Ленинград и увидев готовый холст, разочаровались: от изначального эскиза ничего не осталось. Настояли переписать: в конечном варианте картина полностью соответствовала замыслу…

Часть II

Все материалы рубрики "Страницы истории"

 


Людмила Арзамасцева
Фото из архива автора
«Читинское обозрение»
№51 (1639) // 16.12.2020 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).