Ненаграждённый Герой

Не все солдаты оказались удостоены высоких наград, но право на память должно быть у каждого


Двенадцать Героев Советского Союза и двух полных кавалеров Ордена Славы дала Шилкинская земля в годы Великой Отечественной войны, ни один район бывшего СССР не может гордиться таким числом награждённых высшей государственной наградой и главным солдатским орденом.

Имена шилкинских героев — Василия Баданина и Василия Боченкова, Фёдора Пузырёва и Григория Забелина, знаменитых лётчиков — Николая Бородина, Афанасия Соболева и Николая Глазова отражены на Стеле с изображениями героев на Центральной площади города Шилка. Подвиг этих людей навсегда остался запечатлён в мраморе, на страницах книг, памятных местах. Имена прочих воинов, сражавшихся в Великой войне, упоминаются реже, а со временем и вовсе уходят в вечность.

Не все солдаты оказались удостоены высоких наград, но право на память должно быть у каждого. Одним из таких ненаграждённых героев был ещё один уроженец Шилки, лётчик-истребитель Иван Единархов. О нём и о трагическом сюжете войны, достойном назваться подвигом.

Небо зовёт
Иван родился 7 августа 1917 года в селе Новая Хила Шилкинского района Читинской области. В 1933 году закончил семилетку в селе Казаново и поступил в фабрично-заводское училище в районном центре. Получив рабочую специальность, устроился в паровозное депо Шилка кочегаром, после продолжил помощником машиниста. Работа на дороге нравилась, но мечтой оставалось небо. В те времена авиация просто рвалась в сердца молодых людей, профессия военного лётчика призывала активную молодёжь садиться за штурвалы. Читинский аэроклуб ОСОАВИАХИМ открывал свои филиалы в районных центрах, одно из таких отделений было открыто в Шилке в 1934 году. Вышеупомянутым уже землякам — Бородину, Глазову и Соболеву путёвку в небо также дал шилкинский аэроклуб.

В августе 1938 года в Чите по приказу Народного Комиссариата Обороны была сформирована 30-ая военная школа пилотов, призванная готовить военных лётчиков для дальневосточного и забайкальского театра военных действий. Все ждали скорого начала большой войны на восточных рубежах с милитаристской Японией. В 1939 году школа получила имя трагически погибшего в мае того же года, знаменитого советского лётчика-аса Анатолия Константиновича Серова. В эту военную школу и поступил молодой железнодорожник, имевший за плечами опыт шилкинского аэроклуба. Вместе с Иваном Единарховым проходили обучение лётному мастерству будущие герои неба Великой Отечественной — Алексей Маресьев, Григорий Онискевич, Пётр Шавурин. Нередко курсанты проходили лётную практику в совершенно иных условиях. В мае 1939 года вспыхнул вооружённый конфликт на реке Халхин-Гол, и будущим военным лётчикам приходилось выполнять уже боевые задачи — прикрывать Читу и пригороды от возможных атак японской авиации, заниматься эвакуацией раненых из районов боевых действий. В октябре 1939 года, после разгрома японских войск в Монголии, было принято решение о переносе училища в город Батайск Ростовской области. Продолжать обучение курсанты стали на новой, более подготовленной учебной базе.

Закончив училище в 1940-м году, младший лейтенант Единархов получил назначение на Дальний Восток в 168-й резервный авиационный полк, а после — в 306-ой истребительно-авиационный полк в село Успеновка Хабаровского края. Несмотря на начавшуюся войну в Европе, Советское руководство уделяло серьёзное внимание безопасности дальневосточных рубежей, и в какой-то степени считая их даже более опасным театром военных действий, ввиду крайней удалённости. В июле 1940 года был образован Дальневосточный фронт, и личный состав переведён на боевой вариант несения службы. До конца 1942 года молодой лейтенант служил на восточных границах Советского Союза, после чего был направлен на переподготовку в 8-ой запасной авиационный полк в Багай-Барановку под Саратовом. Здесь лётчики получали навыки пилотирования на совершенно новых истребителях Як-1, поступавших с Саратовского авиационного завода. Пройдя обучение, лётчики были направлены для дальнейшего несения службы в 291-й истребительно-авиационный полк 3-го ИАК генерал-майора Е.Я. Савицкого. В полку старший лейтенант Единархов получает назначение на должность заместителя командира эскадрильи у своего товарища по службе на Дальнем Востоке капитана Алексея Егорова. Вместе с ним они и совершат свой последний вылет.

Трагическая ошибка
К началу апреля 1943 г. формирование корпуса генерала Савицкого было завершено, и к середине месяца полки начали перебазироваться на Кубань, где разворачивалось грандиозное сражение за господство в воздухе.

О том, какое значение придавалось 3-му ИАК в разворачивавшемся в кубанском небе сражении, говорит тот факт, что напутствовал генерал-майора Савицкого лично Сталин. Сроки на перебазирование были поставлены самые жёсткие, по прибытии на место полки 3-го ИАК должны были сразу пойти в бой.

Перебазирование корпуса на Кубань началось 16 апреля 1943 г., и на рассвете 17 апреля «Яки» 291-го полка вылетели с аэродрома Россошь в Ростов-на-Дону.

Казалось, ничего не предвещало трагедии, но на маршруте лидировавший эскадрильи Егорова штурман Пе-2 потерял ориентировку и привёл свою группу утром 17 апреля, вместо Ростова в ещё занятый немцами Таганрог. Советские самолёты вышли на немецкий аэродром «Таганрог-Вест», нынешний «Таганрог-Центральный». Ничего не подозревающая эскадрилья встала в круг, и истребители начали заходить на посадку.

То, что произошло дальше, описано в советских и немецких документах. 18 апреля в разведывательной сводке 6-й немецкой армии отмечалось: «17.04.1943 между 08.30 и 08.45 в районе Таганрог появились 11 вражеских машин. Два Як-1 и один Як-7, легко повреждённые, сели на аэродром Таганрог-Вест. Три Як-1 сбиты или уничтожены на земле. Остальные смогли уйти. Взяты в плен на аэродроме два русских лейтенанта авиации из 291-го ИАП и один техник-лейтенант». Дополняет его донесение 29-го армейского корпуса в штаб 6-й армии: «Из числа находившихся в сбитых или посаженных самолётах взяты в плен трое, два убиты при попытке к бегству и один сгорел в машине. На допросе пленные показали, что совершали перелёт из Россоши в Ростов и перепутали аэродромы».

Первыми на аэродром сходу села тройка в составе Егорова, Единархова и ещё одного лётчика — старшего сержанта Горбачёва. Видимо для немцев всё произошедшее было не меньшим сюрпризом, поэтому зенитный огонь был открыт только по следующей заходившей на посадку тройке, а к севшим «Якам» кинулись немецкие солдаты. В сложившейся ситуации помочь оказавшимся на вражеском аэродроме самолётам остальные пилоты не могли, полный боекомплект самолёты должны были получить только в Ростове.



Последний бой
Комэска Егоров, уже успевший выбраться из кабины, начал отстреливаться из пистолета, и в завязавшейся перестрелке был убит. Старший лейтенант Единархов, по одной версии, был убит сразу ещё в кабине своего самолёта, а его Як был подожжён атакующими и полностью сгорел. По другой версии, озвученной старшим научным сотрудником Военно-Воздушной академии им. Ю.А. Гагарина А. Тищенко, Иван Яковлевич Единархов также принял бой на земле, отстреливаясь из пистолета ТТ, поразил двух немецких солдат. Израсходовав боекомплект, замкомэска запрыгнул в кабину самолёта, закрыл фонарь и выстрелом из ракетницы поджёг машину изнутри.

Оба лётчика были похоронены на старом кладбище города Таганрога. Несмотря на то, что свой главный и последний бой они провели не в небе, а на земле, это оказался тот редкий случай, когда даже враг испытал чувство глубокого уважения, захоронив советских офицеров с почестями. В списках награждённых воинов Великой Отечественной войны мы никогда не найдём бывшего рязанского токаря Алексея Егорова и бывшего помощника машиниста паровоза из далёкого Забайкалья Ивана Единархова. Подвиг этих людей остался запечатлён только на могильной плите, немногочисленных архивных документах и воспоминаниях давно ушедших очевидцев.



Все материалы рубрики "Великая Победа"

 


Владислав Реутов
Музей истории
Забайкальской железной дороги

«Читинское обозрение»
№21 (1713) // 25.05.2022 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).