Joy Division. Звуки тоски...

и пепел юношеских мечтаний


Интересуясь рок-музыкой, вы наверняка слышали название британской пост-панк группы «Joy Division». Если бы меня попросили в нескольких словах охарактеризовать творчество данного коллектива, то я бы написал: это цемент, который течёт в ваши уши и ложится тяжеленной кладбищенской плитой на душу. «Joy Division» передаёт в песнях своих главных спутников по жизни — мрак бытности и пепел юношеских мечтаний.

Название «Joy Division» было взято из романа «Дом Кукол» 1955 года. В произведении так назывался публичный дом для нацистских солдат во время Второй Мировой войны, состоящий из узниц концлагерей.

В состав музыкальной группы вошли юноши промышленного и унылого Манчестера. Жизнь каждого из них не пророчила светлого будущего: после школы сливаешься с рабочими на заводе, потом с самим заводом, затем с землёй. Ясно видно, что ужасом и чёрной меланхолией пропитан весь концепт группы, начиная с названия и заканчивая коллективом.

Мелодии
Свой уникальный стиль группа приобрела не сразу, начальные работы были калькой Sex Pistols. Первый мини-альбом An Ideal For Living — ничем не выделяющийся панк-рок. Я не считаю этот период в их творчестве значимым, он был нужен скорее для слияния со средой музыки, для обдумывания своей уникальности. Всё самое интересное начинается со второго полноценного альбома, что принёс популярность, Unknown Pleasure. Переосмысление произошло на всех творческих фронтах, и вышло что-то действительно стоящее и новое. Звук, который они создали, мог мало с чем сравниться: это гулкое лязганье цепей, скрежет ржавых дверей старого лифта, а бас нередко напоминал тоскливое гудение холодных заводов — музыканты смогли выразить тот пустотный гул и духовное изнеможение, что населяли разум человека в глубокой депрессии. Также солист группы сумел найти свой голос отрешённости, лаконично вписывающийся в звучание.

При прослушивании большинства композиций меня охватывает глубокое чувство опустошения и тоски. Я считаю большим достоинством, когда произведение пробуждает в слушателе глубокие эмоции. Впечатляет, что созданное человеком, извне, способно так серьёзно зацепить тебя изнутри.

Перечислю сильные, по моему мнению, работы из этого альбома (по убыванию): New Dawn Fades, Candidate, She's Lost Control, Insight, I Remember Nothing, Day of the lords, Wilderness.  Большую популярность получили песни Disorder, Shadowplay (отличались от всех остальных по звучанию своей задорностью) и New Dawn Fades.

Следующий альбом — Closer и сингл Love Will Tear Us Apart были не менее успешны. Из Closer хочется выделить песни — The Eternal, Twenty Four Hours, Heart and soul, Decade. Немного изменённый, но всё тот же дух меланхолии оплетает нутро холодной и колючей металлической проволокой…

Стихи
Начиная с осознанного творчества, практически все тексты группы были наполнены болью, скрытой за поэтическим слогом вокалиста и автора стихов «Joy Division» Йена Кёртиса и громкостью музыкальных инструментов. Пропуская через себя каскады боли, Йен в каком-то роде всецело сам становился частью искусства. Его жизнь была сплошным страданием, постепенно погружавшая духовное состояние в небытие. Даже самый задорный, на мой взгляд, трек Digital представляет собой мрачный подтекст.

«Я чувствую, как он приближается,
Я чувствую, как он приближается —
Боязнь того, кого зову,
Зову постоянно… Я чувствую его холод и тепло.
Начинают падать тени…»


— стихи кажутся довольно абстрактными и странными, но, как по мне, даже здесь можно увидеть страх человека перед бытийной пустотой и дрожь перед надвигающейся тоской.

«Я бы захватил мир,
Лишь чтобы увидеть, что произойдёт.
Одиноко встал у двери,
А он исчез.
Я вижу, как ты исчезаешь.
Не исчезай…»


— частое пребывание в тоске, которую постоянно искал и травил на себя автор стихов, обесценивало почти всё вокруг, и иногда внешний мир представлялся для автора иллюзией.

Также хотелось бы рассказать о своём понимании композиции Twenty Four Hours.

«…Уединение требуется для всего, что я хотел бы сохранить.
Пройдёмся, поймёшь, что мы сможем найти:
Бесполезное скопление надежд и желаний прошлого…»


— постоянное пребывание в себе даёт плоды осознания безнадёжности себя, а затем и перебрасывание этих факторов на других.

«…Заглянул за пределы дня — там ничего не было…»

— автора окутывает собственный вывод о бессмысленности всего.

Этот трек один из моих любимых, так как он очень глубок и лаконичен со всеми его составляющими. Считаю достойными упоминания следующие треки: Transmission, Atmosphere, Exercise One.

Трагичность текстов объясняется жизнью поэта. Кёртис постоянно страдал то от внешних факторов — безнадёжного быта, общения с тяжелобольными, то от внутренних: депрессии. В конце этой бесконечной рутины он заболел эпилепсией, что погрузило его в гиблый омут ещё глубже, и спустя некоторое время Йен совершает попытку самоубийства (неудачную). Солист группы пропускал через себя душевный яд, который постепенно убивал, но это было нужно, чтобы через тьму всецело чувствовать жизнь и транслировать людям искусство.

Йен Кёртис сам вогнал себя в ужас и отчаяние, всё это давало плоды мёртвой игры на струнах души. В последние дни поэта под этим же натиском боли струны лопнули.

***
«Joy Division» являются для меня одними из немногих, кто решил уничтожить мыльный пузырь человеческого умиротворения, показать свой взгляд на вещи, которые, по мнению участников, таят в себе безнадёгу. При этом среди серости и неприглядности бытия ребята смогли отыскать себе отдушину в виде музыки пост-панка.


Все материалы рубрики "Сделай громче"

 


Владислав Боровских
Фото с сайта thevision.com
и tr.pinterest.com

«Читинское обозрение»
№34 (1674) // 18.08.2021 г.



Вернуться на главную страницу

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).