Архитектура — это летопись города…

Часть II


Часть I

Люблю гулять по улицам Чкалова, Столярова, Анохина, Бабушкина, Полины Осипенко, Заб. Рабочего, где сохранились старенькие, обветшавшие, вросшие в землю деревянные домики, украшенные причудливой кружевной резьбой.

Главпочтамт
Полистаем архитектурно-строительный трактат 1737-1740 годов «Должность архитектурной экспедиции». Это кодекс, охватывающий самые разные стороны архитектуры и строительного дела, в который включён большой раздел «О деревянном строении». В частности, разъяснялось: «деревянное хоромное строение от большей части во употреблении в России и Швеции, и Польши, строятся же различно: и круглыми брёвнами, срубя в угол и внутри токмо вытёсывая стены, а иные так же круглыми и с лица обивают тёсом, иные же брусяными, рубя в замок или в лапу с шипами на каменном фундаменте…» (фонетика и орфография сохранены). То есть, сруб снаружи обшивали тёсом гораздо раньше, чем это принято считать. Яркий пример тому здание главпочтамта, возведённое в 1893 году для почтово-телеграфной конторы. Единственная в своём роде фахверковая конструктивная схема в историческом облике нашего города. По центральной оси — завершение куполом. Занесено в энциклопедию 1902 года.

В 1899 году здесь заработала первая телефонная станция на 200 номеров. Но это было тогда очень дорогим удовольствием, и телефонами могли пользоваться только богатые. Когда-то это был один из самых приметных домов в городе. Сейчас он утерял масштаб, но смотрится по-прежнему интересно. Константин Паустовский говорил: «История домов подчас интереснее истории человеческой жизни. Дома долговечнее людей и бывают свидетелями нескольких людских поколений». Мало кто знает, что стены этого дома были свидетелями одной из героических страниц нашего города. В революционном декабре 1905 года рабочие захватили почту и телеграф, здесь располагался стачечный комитет до 22 января 1906 года.

Кирпич обыкновенный,
Фантазии людской полёт,
В шедеврах каменных живёт…

                            (Из интернета)

Время и пожары не щадят деревянных архитектурных сооружений. Поэтому постепенно от дерева стали переходить к кирпичу. Казалось бы, что может быть стандартнее обыкновенного кирпича. Но возникают же на земле разнообразные храмы и дворцы, часовни, вокзалы, жилые дома. И всё это сделано из маленьких, более-менее одинаковых кирпичей. В начале 20-го века в Чите уже насчитывалось несколько десятков каменных зданий и особняков, в основном, одно- и двухэтажных. Среди них выделялись своей архитектурой дома купцов Зазовских, Хлыновского, Старновского, Самсоновича, архитектора Никитина, торговый пассаж Второва, доходные дома Древновского, Бадмаева, Онучиной и др.

На углу улиц Николаевской (ныне Профсоюзной) и Коротковской (ныне имени П. Анохина) обращает на себя внимание особняк из тёмно-красного кирпича. На рубеже 19-20 веков большое внимание уделялось силуэту здания. Действительно, ризалиты его имеют высокие выступы ступенчатой формы над крышей, с килевидным завершением. Очень тонко выписаны поясочки по периметру окон, на окнах — замковые своды. Здание выстроено в неорусском (или псевдорусском) стиле.

В начале улицы Охотской (ныне ул. Декабристов) стоит каменный одноэтажный особняк, построенный в 1912 году мещанином Давидом Фуксом. С 1919 года хозяином его стал художник и предприниматель Генрих Энгель, который расписывал интерьеры дома на библейские темы. Авторские росписи сохранились до сих пор.

Шумовский дворец

В своём дому любил аристократ
Капризные изгибы и уступы,
Убранный медальонами фасад
С гирляндами колонн ненужных купы…
На крыше ваз или амуров ряд,
На воротах причудливые группы…

                                         (А. Толстой)

В полной мере эти стихи можно отнести к Шумовскому дворцу (как его называют в народе) на улице Ленина. В стиле «позднего барокко» в 1912-1914 годах построен особняк, принадлежавший золотопромышленникам-братьям Шумовым. Здание разработано с использованием дворцовой архитектуры. Большое количество декора, эркер, опирающийся на витые кронштейны, богатство лепных украшений. Венчается здание двумя куполами. Красивейший дворец, жаль остался в своё время недостроенным. Помешали первая мировая война, затем — революция… Не зря это архитектурное чудо наделили красивыми эпитетами: «роза снегов», «каменный цветок». Пожалуй, лучше не скажешь…



Добыты камень, дерево, — они
Сближаются в строениях различных…

                                                (А. Балтин)

На улице Анохина (бывшей Коротковской) необычно смотрятся два дома под №№ 53-55, плотно примкнувшие друг к другу. Разный строительный материал (дерево и кирпич), разное время возведения: один из них (деревянный) строился раньше, другой пристраивался позже, в начале прошлого века. Но сделано как бы на одном дыхании, с тактом, пониманием, без ощущения разномастности. Ступенчатые купола напоминают русские многоглавые терема. Поражает асимметричность, живописность.

Над входами — эркеры с островерхими фронтонами. Особое своеобразие городу придают такие вот уникальные шедевры, как эти удивительные братья! Подобного уже нельзя повторить. Но настоящая архитектура в том и заключается, что она неповторима.

И четырём или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном…

                                                   (А. Толстой)

Когда смотрю на административное здание Управления Забайкальской железной дороги по улице Ленинградской, вспоминаю картинки из учебников по древней истории. Посчастливилось мне и «живьём» увидеть развалины храмов фараоновских времён в Египте, в Сирии. Ряды колонн — вот всё, что осталось от былого величия.

Управление строилось после войны. В далёкой Чите решено было возвести здание с классической колоннадой, фронтоном и куполом над угловой частью здания. Тем более, что в те годы каноны дореволюционной архитектуры вытеснялись напрочь. Хвала и благодарность архитекторам, защитившим и осуществившим этот проект. И уже более 70 лет здание украшает не только ансамбль застройки вокруг главной площади Читы, но является одним из самых красивых в нашем городе.

«Архитектура — тоже летопись мира» (Николай Гоголь)

Всего несколько погружений в далёкую и недалёкую старину. Но как это здорово: на мгновение представить себя на одной из улиц старой Читы. Нас тогда ещё не было, а дома эти уже стояли. Вот уж, действительно: «Архитектура — тоже летопись мира… Пусть же она хоть отрывками является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе…». Памятники архитектуры, как и живописи — не просто красивые вещи. Одной эстетикой их не измеришь. Утрачивая культурное достояние, мы разрываем «веков связующую нить». Исчезло уже очень многое. И надо беречь то, что ещё осталось. Не хотелось бы, чтобы наши потомки через 50-100 лет разглядывали всё это только на картинках и фотографиях.

Все материалы рубрики "Улицы нашего города"

 


Людмила Арзамасцева
Фото Евгения Епанчинцева
«Читинское обозрение»
№21 (1661) // 19.05.2021 г.




Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).