Ты и кибермошенник: чей карман будет пуст?

Злоумышленники осваивают всё новые приёмы обмана населения


Эпоха инновационных технологий принесла нам не только удобство и комфорт, но и породила новый вид преступлений — телефонное и интернет-мошенничество. Злоумышленники в этой сфере успешно осваивают всё новые приёмы обмана населения. Как противостоять этому?

В последнее время резко возросло количество уголовных дел, возбуждаемых по факту телефонного и интернет-мошенничества. Прокуратура Ингодинского района по городу Чите предупреждает граждан о необходимости быть осторожными и ни в коем случае не вести телефонных разговоров с незнакомцами, не сообщать им свои конфиденциальные данные.

С «заботой» о вас
Сегодня наиболее распространено мошенничество на так называемую банковскую тему. Злоумышленники всегда звонят с незнакомых номеров, часто начинающихся с цифр 7-495.., как правило, представляются сотрудниками банка или различных кредитных организаций. Они обращаются к своим потенциальным жертвам по имени-отчеству и сообщают некую информацию, которая должна побудить гражданина к действию. К примеру, вам говорят о том, что с вашей банковской карты в данный момент неустановленные лица пытаются снять некую сумму денег, и предлагают заблокировать карту, чтобы уберечь личный банковский счёт от мошенников. Для этого просят сообщить цифры с лицевой стороны карты, а затем продиктовать им цифровые коды, поступающие вам посредством смс-сообщений. В результате этого вы расстаётесь со своими кровно заработанными.

Кредит не по своей воле
Похожая схема, но уже c немного другим сценарием, разработана мошенниками по кредитной сфере. Не исключено, что злоумышленники обладают информацией о том, что в последнее время вы оставляли заявки на рассмотрение возможности получения кредита. Допустим, у вас и мысли не возникало взять кредит в банке, и никакие заявки вы не оставляли. Не беда — мошенники с энтузиазмом в голосе тут же предлагают оформить кредит.

Хорошо, кредит вы брать не собираетесь, ну а как вам такая схема — на ваше имя неизвестные его уже оформляют. Причём в то самое время, когда вы уютно устроились перед телевизором и вот-вот можете стать «счастливчиком», регулярно получающим смс-сообщения, в которых указан ежемесячный платёж. Ну уж нет! В этот момент многие граждане бросаются на защиту своего кошелька, уже не замечая, как шаг за шагом сообщают необходимые для преступника сведения.

Из показаний потерпевшей, попавшей в подобную ситуацию: «Человек, представившийся мне сотрудником Сбербанка, сказал: для того, чтобы аннулировать кредит, который кто-то пытался взять на моё имя, мне необходимо оформить свой кредит на сумму 125 тысяч рублей. Это, якобы, в дальнейшем обезопасит мой счёт от мошенников. Я этому поверила и стала оформлять через приложение «Сбербанк» кредит в своём телефоне. В это время «сотрудник безопасности банка», на которого меня переключили, сопровождала каждый мой шаг в телефоне. После этого мне сказали снять эти деньги в банкомате и отправить их на специальный счёт. Я пошла в отделение Сбербанка и сняла со своей карты 110 тысяч рублей. Всё это время девушка находилась со мной на связи, и я по её указанию отправила с другого банкомата денежные средства на телефонный номер. Когда я поняла, что это были мошенники, было уже поздно».

Специалисты, но не банковские…
Во всех подобных случаях люди думают, что общаются с реальными сотрудниками банка, поскольку собеседники на том конце провода зачастую действительно хорошие актёры и психологи. Они разговаривают с «клиентами» уверенно, подражая манере настоящих сотрудников банка, переключают вас на других «специалистов». Для имитации работы банковского колл-центра они фоном ставят голоса других «клиентов» и создают характерный шумовой эффект. Однако важно помнить, что настоящий сотрудник банка никогда не попросит вас в ходе телефонного звонка назвать данные вашей карты и, тем более, цифровые коды из смс-сообщений и другую секретную информацию.

Пользуются мошенники и таким приёмом, как неожиданный звонок, то есть в вечернее или даже ночное время, когда люди не настроены решать серьёзные проблемы. Они застают человека врасплох и тот, под влиянием эмоций, теряет бдительность. Не исключено, что некоторые из них используют способы нейролингвистического программирования.

Когда речь идёт о самом дорогом
Не гнушаются мошенники играть на человеческих чувствах, когда дело касается самого дорогого для нас, и речь идёт уже не о финансах. Многие люди сталкивались с ситуацией, когда незнакомый человек сообщает, что их близкий родственник попал в беду (диапазон выдуманных ими несчастных случаев весьма широк). Далее всё предсказуемо — для того, чтобы выручить его, необходимо незамедлительно перевести названную сумму денег на такой-то счёт. Зачастую мошенники наглеют до такой степени, что вызываются лично приехать за деньгами, если по какой-либо причине перевод невозможен. Конечно же, на такую удочку чаще всего попадаются лица пожилого возраста, которые, находясь в состоянии паники, выполняют все просьбы преступников. Помните, что первое, что вы должны сделать, оказавшись в такой ситуации, это позвонить близким и уточнить, всё ли с ними в порядке.

Давно уже стало привычным делом размещать объявления о покупке или продаже чего-то, сдаче жилья в аренду, оказании каких-либо услуг на популярных сайтах. Мошенники, пользуясь людской доверчивостью, быстро освоились и здесь. Ничего не подозревающий человек разговаривает по телефону с потенциальным продавцом товара, перечисляет ему денежные средства, которые уходят на счета неустановленных лиц, либо называет секретные пин-коды своих банковских карт. Ингодинский районный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении ранее судимого мужчины, который, находясь в СИЗО и незаконно пользуясь мобильным телефоном, завладел денежными средствами более двадцати потерпевших на общую более полумиллиона рублей.

Телефончика не найдётся?
Случается так, что утерянный телефон, к сим-карте которого подключена услуга «Мобильный банк», найденный злоумышленником, становится средством преступления. Украв телефон, мошенник может получить доступ к банковской информации жертвы. Именно поэтому первым действием после утери телефона должна стать блокировка его сим-карты через оператора компании связи.

Чересчур доверчивые граждане могут и сами дать свой телефон преступнику в руки. Нередки случаи, когда, к примеру, в лечебном учреждении к вам подходит человек и просит воспользоваться вашим телефоном якобы для срочного звонка. Преступнику-виртуозу не составляет труда прямо у вас на глазах осуществить перевод средств на другой номер (опять же, если у вас подключена услуга «Мобильный банк»). Это ни в коем случае не является призывом оставаться равнодушным в ситуации, когда человеку действительно требуется помощь. Однако наблюдать за действиями звонящего нужно повнимательнее. А ещё лучше — самому набрать названный номер и дать человеку возможность поговорить.

Преступники нашли и другие способы заработать деньги. Известны случаи, когда мошенник звонит и сообщает, что некий работник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением и в его отношении ведутся следственные действия. Вам поступает звонок от мошенника под видом «представителя прокуратуры». Он призывает вас помочь следствию и перевести деньги на «специальный счёт» для гарантии их сохранности. Выполненный таким образом «гражданский долг» приводит к потере денег на вашем счёте.

Как не стать жертвой злоумышленников?

— Запишите номер телефона банка в адресную книгу своего телефона.

— Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего с незнакомого номера. Помните, что все операции по защите карты сотрудник банка делает сам!

— Не сообщайте никому секретные данные карты или интернет-банка. Если что-то успели сообщить, незамедлительно позвоните в банк и сообщите о случившемся.

— Сразу завершайте разговор с предполагаемыми мошенниками!

— В случае утери телефона незамедлительно блокируйте сим-карту.

— Первым делом звоните близким в случае поступления негативной информации про них от незнакомых лиц.

— Пользуйтесь только проверенными сайтами для покупки и продажи вещей.

— При малейшем сомнении лучше посетите отделение банка и выясните информацию у его сотрудников.

Все материалы рубрики "Жизнь и кошелёк"

 


Екатерина Скороход
По материалам прокуратуры
Ингодинского района г. Читы
Карикатура Владимира Хлуденцова

«Читинское обозрение»
№4 (1644) // 20.01.2021 г.



Вернуться на главную страницу

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).