Кинематограф наизнанку

Вначале была плёнка. Часть II


Продолжаем изучать изнанку кинематографа, начатую в прошлом спецвыпуске «Синескопа». Тема – история основы основ кино – той самой пластиковой ленты с перфорациями по бокам, способной останавливать время, пространство, миры, жизнь и вновь их оживлять. 

Мечты о «цвете»
Вскоре после первых сеансов братьев Люмьеров кинематограф начал «мечтать» о том, как обрести «цвет». Цветных киноплёнок тогда не было, и первые киношники принялись раскрашивать или, как сейчас говорят, «колоризировать» свои фильмы анилиновыми красками вручную. Работа была поистине адская, но публике нравилось, да так, что в 1902 году фирма отца-основателя художественного и фантастического кинематографа, французского режиссёра Жоржа Мельеса «Стар филмз» стала крупнейшей кинокомпанией в мире, выпускающая часть картин в цветном варианте (ручное раскрашивание каждой копии!).

Для тех, кто не в курсе
Самым знаменитым в мире примером колоризации в кино является эпизод с раскрашенным красным флагом в чёрно-белой классической картине С. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (1925).


Впрочем, Мельес сумел облегчить задачу: сначала отснятую плёнку проявляли, печатали позитивную копию, а затем «вирировали» (химический процесс, при котором чёрное и тёмно-серое изображения превращаются в оттенки какого-либо цвета) и «тонировали» (тот же процесс, только перекрашивались белые и светло-серые тона). Иногда процессы совмещались для одной сцены, и плёнка получалась двухцветная. Художники завершали процесс окончательным раскрашиванием.

Для тех, кто не в курсе
Первый российский фильм по методу Мельеса вышел в 1909 году и назвался «Ухарь-купец» (реж. В. Гончаров).


В 1920-30 годах киношники, жаждущие «цветного прорыва», взяли на вооружение фотохимию и разными методами пытались «выжимать цвет» из чёрно-белых плёнок, отдельно чувствительных к различным лучам спектра: к зелёным, сине-фиолетовым и к красно-жёлтым. В 1935 году появился первый в мире полноценный цветной фильм «Бекки Шарп» (США, реж. Р. Мамулян) по методу «Техниколор». Метод заключался в том, что все три вида этих плёнок заряжались одновременно в специально сконструированную камеру (см. иллюстрацию) весом порядка 150 кг. Происходила съёмка. После проявки разномастные, чёрно-белые, но разделённые по чувствительности к тонам того или иного цвета, негативы проявлялись. С этих плёнок печатались позитивы. В специальных лабораториях плёнки красились каждая в свой цвет (зелёный, синий, пурпурный или красный, добавлялся жёлтый). Затем изображение со всех трёх плёнок сводилось в одно, уже цветное. По этому методу были сняты легендарные «Унесённые ветром» (1939).

Что касается «простого» цвета, без смешивания, то тут преуспели немцы – уже в 30-х Германия поставила на поток недорогую многослойную цветную киноплёнку, которая не нуждалась ни в сложном съёмочном процессе, ни в специально съёмочной и проекционной аппаратуре (снималась на обычной технике). В 1935-м вышла в продажу и американская цветная «многослойка», но качеством она была рассчитана на кинолюбителей. Немецкая цветная плёнка была настолько проста в обращении и неприхотлива, что во время Второй мировой войны более 20% гитлеровской хроники было снята в цвете.

И всё же, несмотря на дешевизну, первые многослойные киноплёнки уступали в качестве цветопередачи трёхплёночной технологии съёмки «Техниколор», которая использовалась до середины 1950-х.

Для тех, кто не в курсе
Для тех, кто не в курсе. Самый первый в мире цветной фильм (хронометраж 25 сек.) при помощи особого технологического процесса был снят английским изобретателем Эдвардом Рэймондом Тернером в 1902 году!


О форматах
С самого рождения в кинематографе правил бал «золотой» формат плёнки с шириной в 35 мм и перфорацией по бокам (как плёнка в «обычных», малоформатных фотоаппаратах, включая «мыльницы»).

Для тех, кто не в курсе
Самые первые фотоаппараты на 35-миллиметровой плёнке почти одновременно появились в Германии и США в 1913 году (см. иллюстрацию) – американский «Симплекс-мульти» и немецкая «Ur Leyca» (стала основой самой знаменитой серии аппаратов «Leyca»). Первоначальной целью их создания было... облегчение труда кинооператоров, а вовсе не доставка радости фотолюбителям своей лёгкостью, малогабаритностью и простой в обращении. Качество плёнок для киносъёмок оставляло желать лучшего, и приходилось часто снимать пробы её качества. Экспонометров (ручных приборов, позволяющих замерять яркость света) тогда не было. Камеры были громоздкие, тяжёлые. Постоянный процесс съёмок проб был неприятной рутиной. Опять же и лишний расход «фильмосырья». Появление «фотиков» на 35 мм для операторов оказался как нельзя кстати. 


Нестандартный малыш
После 30 лет экспериментов с киноплёнкой различного формата в 1922 году на родине кинематографа, во Франции, кинофирма братьев Пате реализовала проект нового портативного съёмочного и проекционного аппаратов «Пате Малыш» (Pathe Baby) не только для массового просмотра, но и для дома. Удивительно, но кинокамера даже могла совмещать и «должность» мини-кинопроектора – использовалась лампа всего в 6 ватт (для сравнения: лампочка карманного фонарика – 2,5 Вт)! Изображение с камеры проецировалось на маленький экранчик перед объективом (см. иллюстрацию). Были и «обычные» проекторы «Пате малыш» – они показывали кино на более крупные настенные экраны. Кассеты с фильмами длиной 10 и 15 метров и плёнкой нового и, пожалуй, самого «экзотического» формата за всю историю кинематографа с шириной в 9,5 мм и одной перфорацией на кадр, но расположенной... по центру ленты (см. иллюстрацию – плёнки 9,5 мм и 16 мм) можно было купить или взять в прокат. Здесь предлагались: кинохроника, документальные фильмы, комедии и фантастические фильмы. В результате последующих разработок формат киноплёнки 9,5 мм, в отличие от Европы и Японии, в США не прижился, а потому общим стандартом не стал. 

Для тех, кто не в курсе
Невероятный факт! Камеры и проекторы для необычного формата 9,5 мм до сих пор производятся! Некоторые компании печатают фильмокопии для этого формата. В Европе XXI века ежегодно проводится фестиваль лучших фильмов 9,5 мм! 


«Стройный» профессионал
В 1923 году появился ещё один формат киноплёнки – 16 мм. Разработавшая, а затем и запустившая её на поток в 1935-м компания «Кодак» поначалу предлагала новый формат как любительский, но во время Второй мировой войны его взяли на вооружение военные хроникёры и разведчики-операторы. После войны «стройный» формат, особенно с приходом телевидения, превосходно зарекомендовал себя как профессиональный... Но прежде чем продолжить, нельзя не упомянуть...

Об Обращении!
В том же 1935-м германская Agfa и вышеупомянутая «Кодак» одновременно выпустили первую в мире пригодную для съёмок 16-миллиметровую киноплёнку. Особую! Обращаемую! До этого времени фильмы снимались сначала на негативную плёнку, далее следовала проявка, затем на специальных копировальных аппаратах изображение переводилось на плёнку позитивную, после проявки которой уже можно было смотреть «нормальное» изображение (и печатать копии). Новая «обращаемая» плёнка после съёмки и специальной проявки, минуя «негатив» и последующую печать в «позитив», сразу становилась позитивной и была готова к просмотру. 

При всех этих революционных «плюсах» у обращаемой киноплёнки был «минус» – она оставалась в единственном экземпляре! И этот экземпляр приходилось беречь особо. Существует, конечно, метод копирования и «обращаемых» кинолент, но он сложен и дорог. При отсутствии видеозаписи, а затем, в более позднее время, и мобильных видеокамер на телевидении для репортажных съёмок и новостных сюжетов царствовала вплоть до 1970-х – начала 80-х годов «захватчица» – «стройная» обращаемая киноплёнка. Читинское телевидение, кстати, не было исключением и имело в то время собственный кинокомплекс с командой операторов, монтажниц, проявочными машинами, просмотровыми залами, студиями звукозаписи и монтажа и базой соответствующей киноаппаратуры. На 16-миллиметровой плёнке также принялись снимать сериалы, а в ряде стран – даже полноценные художественные картины для телевидения. 

В то же время разработчики убрали с одной стороны плёнки перфорацию, заменив её оптической фонограммой, и она зазвучала. Киноплёнка формата шириной в 16 мм стала основой всего передвижного кинопроката, охватив города и деревни всего мира, сделав доступным кино не только в специальных кинозалах, но и на улице, дома и в учебных заведениях. Каждый из вас, уважаемые друзья, помнит те неповторимые минуты на школьном уроке, когда стрекотала 16-миллимитровая «Украина», а мы, прикованные к экрану, наблюдали, глядя учебный фильм, как распускался какой-нибудь цветок, или ток бежал в колебательном контуре.

...А ещё на полупрофессиональные 16 мм снимала фильмы элита кинолюбителей, в том числе и читинских.

Очень узкий и очень малоизвестный Л. Гайдай. XXI век: «цифра» свирепствует... Инопланетянин против любительского формата. Левиафаны плёночные с бобинами и кранами. «Что это – «анаморфот»? Тот, кто плёнку «тянет». Вот!» Фильм шириной в четыре... спички! Прощай, плёнка? 2015 – Контратака! Об этом и ещё кое о чём – в следующей нашей встрече.

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед
Иллюстрации автора

«Читинское обозрение»
№13 (1393) // 30.03.2016 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).