Мидквел и спин-офф

Ликбез на тему современной кинотерминологии. Часть I


В конце мая Чита примет 7-й Забайкальский международный кинофестиваль. В канун фестиваля самое время пройти ликбез на тему современной кинотерминологии. Звенит звонок – начинаем урок!

Трейлер
В мире кинотерминов это вовсе не домик-прицеп на колёсах, а небольшой кино или видеоролик, состоящий из кратких и обычно наиболее зрелищных фрагментов фильма, используемый для анонсирования или рекламы фильма. Видеоряд трейлера, длящегося не более минуты, чаще монтируется из несвязанных, но самых зрелищных кадров. Порой они сменяются очень быстро, больше производя впечатление на зрителя, нежели оставляя осмысленное представление о фильме. Нередко случается, что трейлер гораздо интереснее «первоисточника», зрителю остаётся погоревать – денежки-то уже в кассе кинотеатра. Бывают и продолжительные трейлеры до трёх минут (и даже более).

Тизер
От англ. teaser – дразнилка, завлекалка. Представляет собой куда более короткий рекламный ролик (всего 15-30 секунд), битком набитый динамичными фрагментами, абсолютно не связанными друг с другом. Главный «объект зрелища» держится в «секрете» и не показывается. Так, во время рекламной кампании фантастического фильма С. Спилберга от 2005 года по роману Г. Уэллса «Война миров» во всех тизерах были показаны сцены катастроф, паника людей, фрагменты сражений армии. «Главные герои» – марсиане в своих боевых машинах – «треножниках» мелькнули только в виде гигантских теней. Тизеры появляются, когда работа над фильмом ещё не закончена.

Блокбастер
От англ. blockbuster – мощнейшая авиабомба, разрушающая (bust) целый (block) уличный квартал. По одной версии, название пришло из театрального сленга и означает любое зрелищное событие на стороне, приводящее к срыву плановых спектаклей и ущербу для бизнеса театральных заведений микрорайона (блока) из-за оттока обычного для них количества зрителей. По другой – по причине того, что на время киносеансов жилой квартал «вымирал». Термин унаследован от одноимённой бомбы времён Второй мировой войны, взрыв которой приводил к уничтожению целых микрорайонов города.

В кино «блокбастер» обозначает высокобюджетный (свыше 100 млн долларов; в России – меньше) зрелищный фильм, предназначенный для экранов большого формата (по типу нашего «Удокана»). Термин приобрёл настоящее значение после выпуска в 1975 фильма С. Спилберга «Челюсти». Из прошлых дорогостоящих постановок в разряд блокбастеров попали бы фильмы «Бен Гур» (1959), «Клеопатра» (1963). К современным блокбастерам можно отнести «Властелин колец», «Пираты Карибского моря», «Титаник», «Трансформеры», «Послезавтра», «2012», «Аватар», цикл о супергероях компании Marvel («Железный человек», «Супермен», «Капитан Америка», «Тор», «Люди Икс» и т.п.), «Интерстеллар», «Разлом Сан-Андреас», обе части «Стражей галактики» и т.д. Из российских: «Экипаж», «Притяжение», «Время первых», «Легенда о Коловрате».

Сиквел
От англ. sequel – продолжение – проект, по сюжету являющийся продолжением удачной картины («День независимости: Вторжение» (2016), «Пятьдесят оттенков свободы» (2018), «Тихоокеанский рубеж - 2» (2018), «Вий 2: Тайна печати дракона» (август 2018)). Особый разряд сиквелов составляют «духовные сиквелы», которые не являются прямыми продолжениями, однако рассматривают тот же набор понятий и идей, что и произведения, предшествующие по сюжету. Типичный представитель – культовый ужастик «Пункт назначения».

Рекордсменом по ожидаемости среди сиквелов можно смело считать блокбастер «Аватар - 2» (предполагаемая премьера - 18 декабря 2020 года) – продолжение одноимённой картины от 2009 года.

Популярные советские фильмы-сиквелы: «Новые приключения неуловимых», 1968 (продолжение фильма «Неуловимые мстители», 1966), «Судьба», 1977 (продолжение картины «Любовь земная», 1974), «Зимняя вишня», 1990 (одноимённый сиквел драмы «Зимняя вишня», 1985).

Приквел
Фильм, время действия которого происходит до событий ранее созданного и предшествующее ему по хронологии. Термин появился в 1970-е годы в связи с трилогией Лукаса «Звёздные войны», IV (1977), V (1980) и VI (1983), эпизоды которой представляли приквел первых трёх, увидевших свет только в 1999 («Эпизод I: Скрытая угроза»), 2002 («Эпизод II: Атака клонов») и 2005 («Эпизод III: Месть ситхов») годах. Ещё пример: трилогия П. Джексона «Хоббит» – приквел трилогии «Властелин колец».

Мидквел
Кинокартина, развивающая сюжет предшествующих произведений на ту же тему. Изображаемые события хронологически относятся к периоду внутри исходного сюжета (в отличие от сиквела, в котором события следуют за оригинальными, и приквела, в котором они предшествуют). Например, в полнометражном мультике «Бэмби - 2» действие разворачивается на временном отрезке между началом и концом первого мультфильма «Бэмби».

Спин-офф
От англ. spin-off – «побочный продукт». Фильм о персонажах, ранее появляющихся в исходной картине. Фильм или сериал, вселенная которого или персонажи были ранее использованы в другом сериале или фильме. Один из ярких примеров спин-оффа – «Кот в сапогах» (2011) – мультфильм о похождениях рыжего Кота – героя второй и последующих частей «Шрека». Интересно, что во второй половине 2018 года выходит… сиквел спин-оффа приключений этого мохнато-хвостато-мявчущего парня в обуви на каблуках: «Кот в сапогах - 2: Девять жизней и 40 разбойников».

Ещё пример спин-оффа грядущего, одновременно являющегося приквелом и блокбастером – картина, которая выйдет на читинские киноэкраны 24 мая: «Соло. Звёздные войны: Истории». Космический боевик рассказывает о молодых годах знаменитого персонажа легендарных «Звёздных войн» (первый фильм вышел в 1977 году) – благородном контрабандисте Хэне Соло (его роль в 1978 году исполнил известный актёр Харрисон Форд).

Ремейк
От англ. remake – переделка. Более новая версия или интерпретация ранее снятого произведения, картина, снятая по мотивам другого фильма. При этом в ремейке и оригинале режиссёр, вся съёмочная группа и актёры обычно разные. Пример: «Кинг-Конг» Питера Джексона от 2005 года – ремейк одноимённого оригинала 1933 года режиссёров М. Купера и Э. Шодсака.

Свежайший пример ремейка – комедия «За бортом», что 17 мая выходит на экраны кинотеатров Читы – является одноимённой обновлённой версией блистательной семейной кинохохмы от 1987 года с участием звёзд Голди Хоун и Курта Рассела.

Из российского кино: лента Никиты Михалкова «12» (2007) является ремейком фильма знаменитого американца Сидни Люмета «12 разгневанных мужчин» (1957). Ещё один пример – ремейк шедевра Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966) – скандально-провальный фильм «Кавказская пленница!» (реж. М. Воронков, 2014).

Франшиза
Это схема ведения бизнеса, при которой торговую марку сдают в аренду. В кино употребляется по отношению к сиквелам. Например, «Чужой» (1979) – это франшиза. Автор – Ридли Скотт. Несмотря на успех своего ужастика, режиссёр отказался от съёмок продолжения в пользу нового, ныне хрестоматийного фильма «Бегущий по лезвию бритвы» (1982). А дальше студия, как владелец марки, могла нанять развивать бренд кого угодно. И вот «Чужих» снял Джеймс Камерон. «Чужой-3» – Д. Финчер. «Чужой-4: Воскрешение чужого» – Ж. Жане. В 2004-м появились (с согласия владельцев франшизы «Хищник») «Чужой против Хищника», в 2007-м – «Чужой против Хищника: Реквием». Бывает, что создатели франшизы возвращаются к своему детищу, как Ридли Скотт вернулся к своим «чужим» в картине «Прометей» (2012) и её сиквеле «Чужой: Завет» (2017).

Ещё примеры кинофраншиз: циклы о Джеймсе Бонде, «Полицейская академия», «Терминатор», «Гарри Поттер», «Пираты Карибского моря», «Голодные игры», «Миссия невыполнима» и др.

Мэйджоры
От англ. majors, от major – главный, крупный. Крупнейшие кинокомпании Голливуда: Warner Brothers, MGM, Paramount, Columbia Pictures, Universal, XX Century Fox. К российским мейджорам можно отнести компании: «Централ партнершип» (ЦПШ), «Дирекция кино», «Кинокомпания «СТВ», «Студия ТРИТЭ» и др. В СССР можно смело назвать мейджорами «Мосфильм», «Ленфильм», киностудию им. Довженко…

Об остальных «загадочных» словечках и терминах современного мирового кинематографа – в следующем ликбез-занятии «Синескопа».

Часть II

Все материалы рубрики "Синескоп"

 


Сергей Балахнин,
режиссёр, киновед

Иллюстрации автора
«Читинское обозрение»
№20 (1504) // 16.05.2018 г.


Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).