Когнитивные искажения

Или почему даже собственному мозгу нельзя доверять


В современном мире не стоит доверять никому: ни государству, ни СМИ, ни даже своим соседям. Людям свойственно ошибаться, и своими ошибками они могут распространять ложную информацию, сами того не подозревая. Казалось бы, в этом мире вы можете доверять только тому, что видели и слышали сами… Но нет, даже ваш собственный мозг вас периодически обманывает.

Человеческий мозг во многом похож на современные компьютеры. Очень часто случается так, что из-за тех или иных проблем компьютер не может открыть программу или выполнить задачу, и на мониторе появляется ошибка, уведомляющая вас об этом. Мозг же действует хитрее, он никогда не признается, что что-то идёт не так, а, наоборот, сделает всё, чтобы вы были убеждены в обратном. Такие ошибки называют когнитивными искажениями. И они ежедневно мешают вам жить, знаете вы об этом или нет.

Проще всего понять, что же это такое, на простом примере: замечали ли вы, что каждый раз после того, как вы узнаёте какое-то новое слово, оно начинает всё чаще и чаще встречаться в газетах, журналах, книгах и даже в обычных разговорах? Если да, то вы стали жертвой когнитивного искажения под названием «иллюзия частоты». После получения знания ваш мозг невольно концентрируется на нём и обращает внимание на каждое его проявление, хотя ранее этого не делал. Вам начинает казаться, что по магическому стечению обстоятельств, как только вы узнали слово, оно сразу появилось в вашей жизни, на самом деле – оно было там всегда, просто вы этого не замечали.

Но как такая мелочь может мешать? Есть фильм под названием «Роковое число 23», завязка заключается в том, что главный герой прочитал книгу и начал видеть повсюду число 23, что практически свело его с ума. Тот же сюжет может произойти и с вами.

Основная причина когнитивных искажений – это склонность мозга экономить свои ресурсы. Он упрощает и сжимает информацию, когда её слишком много или она слишком сложна для понимания. Это помогает в экстремальных ситуациях не тратить время на размышление, а в случаях неопределённости защищает нас от стресса. Такой стресс может вызвать, например, спор, в котором наша точка зрения неверна, но чтобы не признавать ошибку и не испытывать стресс, мы интерпретируем новую информацию для подкрепления своей позиции, даже если она её опровергает. Это искажение называется склонностью к подтверждению своей точки зрения.

Откуда взялись эти когнитивные искажения? Оттуда же, откуда у нас копчик, аппендикс и волосы на теле. То есть это атавизм – то, что нам осталось от далёких предков и для нас уже бесполезно. Самые опасные хищники саванны, где когда-то жили наши предки, – это гепарды. Считается, что именно поэтому в ходе эволюции у людей сохранился рефлекс реагировать на жёлтый цвет. Рекламщики, кстати говоря, тоже об этом знают.

Вообще очень многие пользуются вашими слабостями для получения выгоды. Например, гороскопы. Верите ли вы в них? Если да, то предлагаю вам провести домашний эксперимент. Прочитайте знакомому гороскоп, но не его, а любой другой. Если он не заметил разницы и принял всё на веру, то не беспокойтесь: так и должно быть. Вся бульварная астрология строится на «эффекте Форера» – когнитивной ошибке. Человек верит, что гороскоп написан специально для него только потому, что в его основе лежат обобщённые и неточные описания, которые подходят для всех: «День будет удачным, но вам придётся потрудиться».

Когнитивных искажений очень много, ещё одно – «стадный инстинкт». Если большинство согласно с чем-то, то, скорее всего, и вы с этим согласитесь. Единственный способ избегать подобных уловок – знать врага в лицо. Чем больше вы знаете о когнитивных искажениях, тем больше шансов, что вы на них не попадётесь.

Все материалы рубрики "Темы"

 


Руслан Симушин
«Читинское обозрение»
№17 (1553) // 24.04.2019 г.



Вернуться на главную страницу

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).