Колея истории

О передвижной выставке «Поезд Победы»


В течение двух дней, 24 и 25 августа, на железнодорожной станции Чита-2 работала передвижная выставка «Поезд Победы». Бесплатная для зрителей экспозиция, размещённая в железнодорожном составе, – это сочетание современных технологий и исторической правды о событиях Великой Отечественной войны.



Полное погружение

В этом музее нет экскурсоводов. По историческому маршруту «Предвоенные годы – Великая Отечественная война – Победа» вас проведёт юная советская девушка Лидия. Её голос звучит в наушниках, которые посетителям выдают в первом вагоне. По замыслу авторов проекта, аудиогид обеспечивает гармоничное сочетание звуковых и визуальных образов, максимально погружает гостей в события 1940-х годов. Лидия делится воспоминаниями, историей своей семьи, опытом преодоления трудностей войны. В  1941-м ей  девятнадцать лет: она пошла по  стопам отца и стала машинистом паровоза. Прототипом героини выбрали Елену Чухнюк, возившую эшелоны с оружием к линии фронта в годы Великой Отечественной войны. Голосом Лидидии стала актриса Екатерина Гусева.



В составе двенадцати вагонов три технических и девять экспозиционных, каждый из которых посвящён отдельному периоду истории. За окнами первого, наполненного людьми, плацкартного вагона – городской вокзал, последний день мирной жизни, солнечный летний и беззаботный, несколько часов до войны. Судьба целой страны навсегда изменилась, когда в полдень с официальным обращением по радио выступил министр иностранных дел Вячеслав Молотов: «...без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы...». Всех объединила общее горе – война.шинистом паровоза. Прототипом героини выбрали Елену Чухнюк, возившую эшелоны с оружием к линии фронта в годы Великой Отечественной войны. Голосом Лидии стала актриса Екатерина Гусева.


Второй вагон везёт солдат на фронт защищать Родину от врага. Они с тревогой смотрят в окно, думая о том, какие испытания ждут оставшихся дома жён, детей и матерей. В третьем, товарном, вагоне, предназначенном для перевозки грузов, военнопленных везут в концлагеря. На деревянных нарах лежат узники, измученные голодом и пытками, больше похожие на обтянутые кожей скелеты. В следующем, санитарном, вагоне врачи делают операции раненым, страшную картину дополняют стоны, крики умирающих и искалеченных солдат.

Далее зрители погружаются в атмосферу одной из самых трагических страниц Великой Отечественной войны – блокады Ленинграда. Прочувствовать, что довелось испытать советскому солдату, можно в окопах и траншеях реконструкции битвы под Москвой, внутри бронепоезда, у стен Брестской крепости. Далее зрителей ждут в штабном и баннопрачечном поездах, где принимает душ сам генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс. Завершается экспозиция в поезде, везущем домой победителей, уверенных в своей силе и правоте. На их лицах отчётливо читаются и радость, и горечь потерь.



Современно и доступно о войне

В основе экспозиции – трёхмерные панорамы и многофигурные композиции, созданные петербургскими художниками творческой мастерской «Невский баталист». Над проектом работала команда из семидесяти человек. Тринадцать тем и более ста пятидесяти реалистичных, полноразмерных фигур героев. В поезде использовали около четырёх тысяч оригинальных предметов времён Великой Отечественной войны: тысячи фотографий, военная форма и гражданские костюмы, оригинальная одежда и снаряжение 1930—1940-х годов.

Свыше пятидесяти видеопроекторов, сто сорок мультимедийных панелей вместо окон и потолка, тринадцать сенсорных столов. Для воссоздания воздушных боёв, танковых атак, картин походной солдатской жизни используются объёмный звук, театральное освещение, механические спецэффекты, датчики присутствия, голограммы, панорамы виртуальной реальности, киносъёмка, трёхмерная компьютерная графика. Для каждой зоны музея написана своя музыка.

Близость зрителей к объектам и ограниченное пространство вагонов диктовали свои условия создания выставки. Несмотря на это, авторам и создателям проекта удалось благодаря техническим решениям максимально широко и зрелищно показать масштаб событий и подвиг советского народа.

Мы заставляем посетителей «Поезда Победы» возвращаться в те тяжёлые годы. Они от нас выходят со слезами на глазах. Если выставка вызывает у людей такие эмоции, значит, мы не зря работаем, – отметил Сергей Лукша, администратор проекта медиагруппы «Красный квадрат».

Медиагруппа «Красный квадрат» выступила системным интегратором проекта и разработала IT-систему для управления оборудованием и контентом.



В рамках мероприятий «Года памяти и славы» проект «Поезд Победы» был поддержан минобрнауки России, получил развитие и продолжение в рамках «Года науки и технологий». В создании музея на колёсах значительное содействие оказало ОАО «Российские железные дороги». Был сформирован железнодорожный состав, ставший экспозиционным пространством. Опытная поездная бригада сопровождает передвижную экспозицию на  протяжении всего пути следования.

В свой путь по железным дорогам России «Поезд Победы» отправился в октябре 2020 года с Казанского вокзала в Москве. Чита – шестьдесят пятый город, где остановился состав. Чтобы побывать в нём, нужно было зарегистрироваться на официальном сайте проекта: поездпобеды.рф.

Это не музей в привычном смысле этого слова, это действо, страшное действо, в котором ты не зритель, а участник. До боли, до слёз, до дрожи в руках. Огромнейшее спасибо организаторам. Казалось бы, мы многое знаем о войне, но вот так прочувствовать всё это, проходя по вагонам, каждой клеточкой ощущая, что было в то время… Это сильно. Сегодня есть люди, которые говорят: «Что вы эту историю вытаскиваете?! Это было почти 80 лет назад!». Приходится объяснять, что сегодняшние дни неразрывно связаны с прошлым. Его нельзя забывать. Пройти эти вагоны, проникнуться этим должен каждый, – поделился впечатлениями глава городского округа «Город Чита» Евгений Ярилов.



Сразу после Читы поезд Победы отправился в Благовещенск, Хабаровск, а затем – во Владивосток.



Все материалы рубрики "Темы"



Денис Приходько
Фото автора
«Читинское обозрение»
№35 (1675) // 25.08.2021 г.




Вернуться на главную страницу

 

 

Обсуждение
Оставить комментарии

Имя:*

E-mail:

* - поля, обязательные для заполнения

Ваши комментарии:*

НЕ ПРОПУСКАЮТСЯ:
оскорбления, маты, обвинения в преступлениях и право- нарушениях, подробности личной жизни (журналистов, авторов, героев публикаций).
ДЛЯ СВЯЗИ
c редакцией можно указать свой телефон, email (эта информация не публикуется).